25-09-2023
В начале XVII века русское государство оказалось на краю гибели — воспользовавшись ослаблением внешнеполитического положения России, в её пределы вторглись польские войска. Патриоты разослали по городам грамоты с призывом объединиться. Народное ополчение сплотилось под знаменами Дмитрия Пожарского.
В октябре 1612 года войска народного ополчения с развернутыми знаменами под звуки боевых рогов ринулись на штурм стен Москвы, захваченной врагом. Польские захватчики были разгромлены. В 1613 году царем был избран Михаил Федорович Романов. Так знамена Пожарского открыли путь к российскому престолу династии Романовых.
Одно из знамен Дмитрия Пожарского[1] — это красно-лиловое двустороннее полотнище. На каждой стороне своя библейская сцена с описанием её по периметру знамени славянской вязью.
Содержание |
На лицевой стороне[2] стяга Дмитрия Пожарского изображена сцена из Ветхого Завета (Рис. 1): после смерти Моисея вождем Израиля стал Иисус Навин. Накануне штурма города Иерихона он встретил архангела Михаила с мечом в руке (Нав.5:13-15) (Рис. 2).
Аналогичная сцена изображена и на знамени Ермака (1582 г.). Небольшие отличия лишь в деталях.
Сначала читается верхняя вязь (Рис. 3), потом правая (Рис. 4). После этого читается левая вязь (Рис. 5) и конец надписи в нижней строке (Рис. 6). Причем верхняя и нижняя надписи «стоят» на линии шрифта, а буквы в правой и левой надписях «положены» на правый бок. Такой порядок чтения можно объяснить, если выровнять по горизонтали диагональ «верхний левый угол — нижний правый угол». Тогда надпись вязью получится в две изогнутые строки, которые написаны, как и обычно, слева направо.
Полный текст следующий.
«Бы(сть) егда бяше И(су)с(у) у Ерихона и возръ(в) оч(и)ми своима, видъ ч(е)л(ове)ка стояша пред (н)им и ме(ч) (его) о(б)наже(н) в руцъ (е)го, и (п)риступив к не(му) и р(е)че: наш ли еси или от сопоста(т)у наши(х)? Он же р(е)че ему: а(з) архистратиг силы Г(оспо)дн(и), н(ы)нъ приидох съмо. И пад(е) Ису(с), поклонися лиц(о)м своим на зе(м)лю и рече ему: вл(ады)ко, что (ми) повъ(л)еваши тво(ему) рабу? И рече архистратиг Г(осподе)нь ко Исусу: и зуй сапог тво(й) с н(о)гу твоею, мъсто б(о) на нём же стоиши ты с(вя)то е(с)т(ь). И сотв(о)ри Исусъ тако.»
Обычно буквы в вязи читаются сверху вниз и слева направо. Естественно также ожидать, что в лигатуры сливаются буквы отдельных слов. Здесь же — сплошной произвол. Надпись писалась не словами, а набором отдельных букв, которые расставлялись в порядке плотной упаковки строки. В результате этого получилось:
На оборотной стороне полотнища изображен Иисус Христос из Нового Завета. Надпись по периметру не столь эпическая. Это страстные покаянные стихи, наполненные признанием собственных грехов и мольбой к милосердному Богу спасителю раскаявшихся грешников.
«С вышних призирая, убогия приемля, посети нас, озлобленные грехи, Владыко Всемилостив, молитвам Богородицы даруй душам нашим велию милость. Всякая скверны, Всемилостивый Спасе, аз бых делател иво отчаяния ров впадся, но стеню от сердца, и вопию к тебе, слове: ускори, щедрый, потщись на помощь нашу, яко милостив.»
(Дешифровки вязи оборотной стороны пока нет, поскольку нет исходного изображения.)
К. А. Иванов «Флаги государств мира», М., 1971 г.
«Литературная Россия»
Вязь знамени Дмитрия Пожарского.