28-06-2023
Алимпий Галик | |
Дата рождения: | |
---|---|
Место рождения: | |
Дата смерти: | |
Место смерти: | |
Подданство: | |
Жанр: |
икона, портрет |
Учёба: |
школа живописи Киево-Печерской лавры |
Известные работы: |
настенные росписи Успенского собора и Троицкой надвратной церкви Киево-Печерской лавры, украшение Софийского собора (Киев) |
Влияние: |
Яков Галик известный как Алимпий Галик (1685[1], Богуслав на Киевщине — 18 марта 1763, Киево-Печерская Лавра) — украинский живописец и гравëр XVIII века, иеромонах, руководитель иконописной мастерской Киево-Печерской лавры.
Содержание |
С раннего возраста Алимпий любил рассматривать иконы и картины, которые продавались на местных базарах, а впоследствии и сам стал угольками пробовать рисовать портреты на доске. Увлечение юноши заметил старый сосед-художник и посоветовал отцу отдать сына для обучения живописи. Первые уроки рисования Яков получил у дьяка Покровской церкви, который обладал художественным талантом.
Через небольшой период времени Алимпий стал продавать свои иконы на базаре. Благодаря счастливой случайности, работы парня заметил один из лаврских иконописцев. В связи с тем, что в Киево-Печерской Лавре в то время случился большой пожар, для восстановления церквей потребовалось много мастеров, в том числе и художников, гравëров, иконописцев. Так, Алимпий попал в Лавру. Прошел обучение в лаврской школе живописи. С 1721 года он работал там в художественной мастерской, расписывая не только лаврские церкви, но и храмы других монастырей. Трудился он под наблюдением известного украинского живописца, иконописеца Ивана Фемивиста. В то время здесь работали такие мастера, как архитектор Ф. И, Шедель, золотых и серебряных дел мастер Иван Равич, гравëр Григорий Левицкий, молодые зодчие — Степан Ковнир, Андрей Соколовский и др. Общение с талантливыми мастерами, дискуссии о направлениях развития искусства помогли Галыку сформироваться как художнику и гражданину. Он работал в атмосфере, где все больше наблюдались отход от канонических изображений, влияние народных традиций.
Алимпий Галик в 1724 −1731 годах участвовал в настенных росписях Успенского собора и Троицкой надвратной церкви Киево-Печерской лавры. Снаружи эту церковь Алимпий Галик расписал в 1742—1744 г. вместе с Иваном Кодельский. Исторические и библейские сюжеты были трактованы им не канонически, с глубоким поэтическим чувством («Ход в рай», «Первый вселенский собор в Никее»). Принимал участие в создании в XVIII веке новых украшений на стенах древней Софии Киевской и в росписях церквей и иконостасов в с. Пирогов.
В 1730-1750-х годах он возглавлял иконописную мастерскую Киево-Печерской лавры, где воспитал целую плеяду талантливых украинских художников, в частности, С. Недилка.
Подписанные им рисунки, эскизы к иконам и гравюрам Алимпия Галика сохранились в рисовальных альбомах школы. Галик творчески использовал наследие западно-европейской живописи и украинского народного искусства. Особое внимание живописец обращал на символику цвета, о чем свидетельствуют записи учеников малярской школы Киево-Печерской лавры: «блакит — любовь, цеглясть — смирение, зелена — послушание, мумия — терпение». Наибольшей популярностью пользовался красный цвет, как символ страданий, борьбы, любви, побед.
Когда в украинскую живопись стал внедряться классицизм, Алимпий Галик, не желая перестраиваться, 2 августа 1755 г. подал архимандриту просьбу об отставке, попросив выделить келью в Дальних пещерах и помощника-«маляра» (художника). Уединившись, он занимался позолотой и росписью металлических изделий. В фондах Лаврского музея в Киеве сохранилась серебряная чаша с его подписью — редкой красоты ювелирное произведение с ажурным орнаментом.
Учитывая большие заслуги А. Галика, собор Киево-Печерской лавры ещë при его жизни постановил: «По окончании его жизни тело в Лавре святой великой Лаврской церкви соборной погребен быть должно».
Умер Алимпий Галик 18 марта 1763, похоронен в лаврском Успенском соборе, где хоронили князей, полководцев, митрополитов.
Галик, Яков.