09-06-2023
Здание | |
Гараж на Новорязанской улице
Гараж грузовых машин на новорязанской улице |
|
Фасад гаража со стороны Новорязанской улицы | |
Страна | Россия |
Москва | Басманный район, Новорязанская улица, 27 |
Координаты | |
Автор проекта | К. С. Мельников, В. Г. Шухов |
Строитель | Московское коммунальное хозяйство |
Первое упоминание | 1926 |
Строительство | 1926—1929 годы |
Статус | Объект культурного наследия, регионального значения |
Состояние | Нуждается в реставрации |
Гараж на Новорязанской улице на Викискладе |
памятник архитектуры (памятник местного значения)
Гара́ж на Новоряза́нской улице — памятник архитектуры русского авангарда, построен на Новорязанской улице в Москве по проекту архитектора Константина Мельникова и инженера Владимира Шухова в 1926—1929 годах как гараж для грузовых машин.
В строгом, лаконичном, монументальном фасаде и в сочетании килевидных, круглых и прямоугольных элементов фасада здания просматриваются черты конструктивизма.
Содержание |
Гараж в плане имеет форму, напоминающую гигантскую подкову. Столь необычная планировка гаража была выбрана Мельниковым из-за неудобной треугольной формы выделенного под застройку участка. Разработанная архитектором подковообразная схема парковки машин обеспечивала компактное размещение максимально возможного количества грузовиков на данной площади и их удобный въезд и выезд из гаража.
На Новорязанскую улицу выходят экспрессивные торцевые фасады здания. Круглые окна в верхней части килевидно выступающих фасадов контрастируют с большими, вытянутыми вертикально, прямоугольными окнами, расположенными по бокам и прямоугольными окнами административного корпуса, расположенного в центре. Согласно проекту, в килевидных выступах фасадов находились массивные ворота, обеспечивающие удобные въезд-выезд (на сегодняшний день остались одни ворота, остальные заложены стеклоблочной кладкой).
Металлические конструкции перекрытий гаража разработал инженер В. Г. Шухов.
19 октября 1948 года на базе Гаража был открыт 4-й автобусный парк Мосгортранса[1]. В момент открытия в гараже размещалось 115 автобусов ЗИС-8 и ЗИС-16, переведенных из третьего парка, размещавшегося в Бахметьевском гараже. В октябре 1949 года автобусным парком получены первые ЗИС-154, в 1955—1957 годах парк был реконструирован и в него поступили ЗИЛ-158. В конце 1961 года в парке находилось 395 автобусов ЗИЛ-158 при емкости в 250 машино-мест. В январе 2003 года парк обслуживал маршруты № 7, 14, 15, 17, 21, 36, 46, 74, 79, 83, 122, 125, 131, 141, 211, 231, 237, 254, 615, 617, 620, 645, 676, 703, 723, 773, 773к, 783, 792, 792к, 811. 811к,
В настоящее время в гараже на Новорязанской улице продолжает располагаться 4-й автобусный парк. К зданию гаража с внутренней и наружной сторон примыкают многочисленные пристройки, сооружённые в последние десятилетия и искажающие исторический облик здания.
В 1997 году было принято Постановление Московской городской думы, которым здание гаража было отнесено к перечню памятников истории и культуры разрешённых к приватизации[2].
В феврале 2005 года Правительством Москвы было принято решение о строительстве новых эскплуатационных филиалов Мосгортранса, с целью переноса парка с территории ЦАО[3].
Авангардное архитектурное решение гаража на Новорязанской улице и впечатляющие перекрытия вдохновили известного российского фотохудожника-конструктивиста Александра Родченко на ряд фоторабот[4], опубликованных во французском журнале «L' Architecture Vivante» [5].
Гараж на Новорязанской улице (Москва).