Light-industry-up.ru

Экосистема промышленности

Гвардейский экипаж

23-10-2023

Гвардейский экипаж
Годы существования

1810 - 1918

Страна

Россия

Входит в

Часть центрального подчинения

Тип

Военно-морской флот

Дислокация

Санкт-Петербург

Участие в

Отечественная война,
Заграничный поход русской армии 1813—14 гг,
Русско-турецкая война (1828—1829),
Подавление польского мятежа 1831 года,
подавление польского мятежа 1863 года,
подавление польского мятежа 1863 года,
Русско-турецкая война 1877—1878,
Русско-японская война,
Первая мировая война

Гвардейский экипаж — военно-морская часть русской императорской гвардии.

Старшинство: 16.02.1710[1].

Праздник: 6 декабря, день св. Николая Чудотворца.

Дислокация: Санкт-Петербург, наб. канала Грибоедова, 133.

Содержание

История

10 мая 1910. Офицеры Гвардейского экипажа перед парадом в Царском селе. В центре группы командир экипажа, контр-адмирал граф Толстой.

Сформирован 16 февраля 1810[2] по штату гвардейского батальона (4 строевые роты, нестроевая команда, музыкантский хор и артиллерийская команда общей численностью 434 человека). Предназначался для комплектования команд и обслуживания придворных яхт и гребных судов, а также придворной и гарнизонной караульной службы. Было пожаловано знамя сухопутного образца.

Последним командиром экипажа был контр-адмирал великий князь Кирилл Владимирович. Во время Февральской революции он привел свою часть в Таврический дворец и передал ее в распоряжение Государственной Думы.

Военные кампании

Участие в Гвардейских Переворотах

как сформированный в 19-м веке, принял участие только в последнем перевороте 14 декабря 1825 года

Знаки отличия к 1914

  • Георгиевское знамя с надписью «За оказанные подвиги в сражении 17-го Августа 1813 года при Кульме» с юбилейной Андреевской лентой
  • георгиевские ленты на бескозырках у нижних чинов
  • георгиевские рожки в 1-й роте «За переправу через Дунай у Зимницы 15 июня 1877 года», в остальных ротах «За отличие в Турецкую войну 1877 и 1878 годов»

Шефы части

Командиры части

примечание

все даты приведены по старому стилю

Экспедиции

Многие офицеры Гвардейского экипажа привозили из кругосветных путешествий всевозможные редкости, которые легли в основу Морского музея, созданного в 1805 г. на базе знаменитой петровской «модель-камеры».

Возвратившись в конце 1806 г. из кругосветного плавания, капитан-лейтенанты П. Повалишин и Ю. Ф. Лисянский передали в музей этнографическую коллекцию из 13 предметов культуры и быта коренных жителей Сандвичевых и Маркизских островов и Северной Америки. Значительную по объему коллекцию — 230 единиц получил музей в 1821—1824 гг. от Ф. Ф. Беллинсгаузена, руководителя экспедиции в Южное полушарие. Здесь были луки, колчаны, стрелы, боевые топоры, копья и другие виды оружия.

Именами О. Е. Коцебу, Ю. Ф. Лисянского, Б. А. Вилькицкого и других офицеров-гвардейцев названы острова, проливы и другие многочисленные географические пункты.[3]

Примечания

  1. до 1860 года старшинство части считалось с 1810 года
  2. На формирование экипажа пошли Придворные Гребецкая и Яхтенская команды (сформированные в 1710) и гребцы с Адмиралтейских и Капитанских катеров
  3. В. Величко. Морская гвардия. Освоение глубины // Альманах «Марс», 2006, № 3.

Литература

  • Аренс Е. И. Список нижних чинов - Георгиевских кавалеров Гвардейского экипажа со времени его формирования в 1810 году. — СПб.: Тип. М.Д. Ломковского, 1891.— 31 с.
  • Хроника Российской Императорской Армии том I, 1851. Санкт-Петербург, Военная типография
  • Поливанов В. Т., Бякин Г. И. Морской гвардейский экипаж: Страницы истории. СПб., 1996

Ссылки

  • Международный ВИК «Морской Гвардейский Экипаж»
  • www.imha.ru
  • А.Лопарев, Д. Лопарев. Военно-морской исторический справочник

Гвардейский экипаж.

© 2014–2023 light-industry-up.ru, Россия, Краснодар, ул. Листопадная 53, +7 (861) 501-67-06