06-09-2023
Гей национализм, квир национализм (англ. Gay nationalism, Queer nationalism) — социологическая концепция, согласно которой формирование в рамках освободительного движения ЛГБТ-сообщества является процессом становления новой нации. Сторонники гей-национализма считают, что гей-сообщество это не группа людей с определенными сексуальными практиками, а нация, имеющая собственную идентичность, культуру и историю.
Исходя из собственного опыта преследований и социальной изоляции, многие геи и лесбиянки воспринимают себя в большой степени отличающимися от гетеросексуального большинства. Следуя естественной тенденции всех меньшинств, геи и лесбиянки обычно ищут защиты и поддержки среди своих. Отмена уголовного преследования гомосексуалов во многих странах привело к появлению живой субкультуры, в то время как социальное и правовое равенство так и не было достигнуто в равной мере. Это привело к росту ощущения фрустрации и к стремлению отмежеваться от враждебного гетеросексуального большинства. В 1990 году это чувство отразилось в появлении «Queer Nation» («Нации Не Таких»), организации известной лозунгом «I hate Straights» (примерно: «Я ненавижу натуралов»).
Одна из линий аргументации гей-националистов исходит из того, что Организация Объединенных Наций в своей Всеобщей декларации прав человека:
Если ООН признает геев и лесбиянок отдельной нацией, это приведет к признанию однополых браков и ликвидации дискриминации во многих странах, подписавших Всеобщую декларацию прав человека. Формирующееся национальное движение геев и лесбиянок показывает параллели с еврейской эмансипацией и сознательно ориентируется на идеи Теодора Герцля. Предлагаемая сепаратистскими группами эмансипация через национальную идентичность до сих пор привлекает мало внимания в официальной (ассимиляционной) квир-теории, однако исследователи национализма активно изучают это явление.
Содержание |
Берубе (Bérubé, 1991) и Чи (Chee, 1991) первыми опредилили Квир-национализм как новую форму национализма.[1][2] Согласно анализу Брайана Уокера, проведённом в 1996 году, некоторые закономерности формирования национальной культурной идентичности характерны также и для ЛГБТ-сообщества. Уокер классифицирует гей-национализм как одну из «новых», культурных форм национализма, которые отличаются от «старых», этнических и религиозных типов. Он выделил следующие признаки формирования новой общности:
Уокер предполагает, что в процессе дальнейшей интеграции (в том числе благодаря новым информационным технология, таким как Интернет) ЛГБТ-сообщество превратиться в нетерриториальную нацию наподобие диаспоры.
Уилл Кимлика признает, что геи и лесбиянки подобно этнокультурным группам развили групповую идентичность и групповую культуру.
Уильямом Берроуз высказывал идею о создании национального государства геев и лесбиянок, однако позже склонился к возможности создания автономного организованного сообщества наподобие некоторых этнических меньшинств в США.[3] В 2004 году группа активистов попыталась провозгласить Королевство геев и лесбиянок. В ряде стран западного мира наблюдается формирование анклавов подобных этническим, так называемых гей-гетто, которые могут занимать от одного квартала до небольшого города.
Критики концепции аргументируют, что, по их мнению, сексуальная ориентация не может служить в качестве основы для национального самосознания. С другой стороны высказывается мнение[кем?], что просвещение общества и интеграция гомосексуалов предпочтительнее «самоизоляции», что в ходе снижения гомофобии общества и достижения полного равноправия ЛГБТ-сообщество деконструирует. В свою очередь гей-националисты указывают на то, что предлагаемая их противниками «интеграция» фактически является ассимиляцией и отказом от собственной культуры, так как подразумевается, что геи и лесбиянки должны приспособится к культуре большинства. Утверждение об отсутствии национального свойства опровергается указанием на произвольное определении границ понятия «национальность».
Гей-национализм.