Light-industry-up.ru

Экосистема промышленности

Гессен сергей иосифович основы педагогики введение в прикладную философию, гессен сергей иосифович педагог

06-05-2024

Сергей Иосифович Гессен
Дата рождения:

28 (16) августа 1887(1887-08-16)

Место рождения:

город Усть-Сысольск, Вологодская губерния (ныне Сыктывкар, Республика Коми)

Дата смерти:

2 июня 1950(1950-06-02) (62 года)

Место смерти:

Лодзь, Польша

Научная сфера:

Философия, Педагогика публицистика

Серге́й Ио́сифович Ге́ссен (польск. Sergius Hessen; 16 августа 1887, Усть-Сысольск2 июня 1950, Лодзь) — русский философ-неокантианец, педагог, правовед, публицист, соредактор журнала «Логос»[1][2][3][4].

Содержание

Биография

Родился в семье ссыльного юриста Иосифа Сауловича (впоследствии Владимировича) Гессена, который смог усыновить ребёнка только в 1894 году после принятия православия. Воспитывался отцом и приёмной матерью Анной Исааковной Блюменфельд.[5]

С 1917 по 1921 заведовал кафедрой педагогики на историко-филологическом факультете Томского государственного университета. В 1921 вернулся в Петроград, в 1922 г. эмигрировал в Прагу. С 1935 преподавал в Варшаве, а после войны – в Лодзи, где был профессором истории педагогики Университета Лодзи.

Гессен соединяет принципы трансцендентализма с диалектическим методом, позволяющим связать независимые группы понятий. Допуская плюрализм в систематике понятий, Гессен утверждает, что подлинная иерархия понятий необходимо должна быть синтезом монизма и плюрализма на основе предложенного им диалектического «метода полноты», в соответствии с которым синтез частного и общего есть конкретность понятий, а их взаимная разъединенность – абстрактность. Метод полноты позволяет преодолеть умаление конкретности и диалектически развернуть монизм в плюрализм. Эмпирический субъект – это лишь возможность личности, сама личность созидается только через работу над сверхличными задачами и через приобщение к миру «сверхличных» трансцендентальных ценностей. Свобода предполагается в силу независимости духовной основы личности от эмпирической сферы, поэтому начало свободы в человеке трансцендентально. Свобода обнаруживается не как эмпирический факт, а как цель, волевое намерение. В соответствии с этим можно выделить ценности, которые воплощают в себе цели или задания. Они выступают в качестве культурных ценностей, выражаясь в практически реализуемых ценностях человеческой жизни. Свободные действия несут безусловную новизну и не могут быть просчитаны эмпирически. Этика и право дают механизмы реализации свободы, которые воплощают практическую интуицию воли – волезрение.

На основе данного понимания личности Гессен создаёт собственную философию образования. Свобода – это основа взаимоотношений учителя и ученика и предполагает не выбор между наличными путями, а созидание нового пути, не существовавшего ранее даже в виде возможного выхода. Поэтому в образовании дисциплина реализуется через свободу, а свобода через закон долга. Задача обучения состоит в таком овладении методом, который открывает возможность его самостоятельного применения. Преподавание не должно сводиться к трансляции фактологических знаний, сказанное всегда должно указывать на нечто большее, на другое еще не высказанное знание. Цель образования в приобщении личности к культурным ценностям, открывающим новые возможности ее самореализации. В ряде работ Гессен также рассматривал проблемы нравственной философии, теории права, закономерности общественного развития.

Семья

Основные труды

  • «Über Individuelle Kausalität: Studien Zum Transzendentalen Empirismus» (диссертация). Freiburg, 1909.
  • «Философия наказания» («Логос», 1912—1913)
  • «Основы педагогики. Введение в прикладную философию» (1923)
  • «Монизм и плюрализм в системе понятий» (1928)
  • «Трагедия добродетели в «Братьях Карамазовых» Достоевского (1928)
  • «Проблема конституционного социализма» («Современные записки», 1924—1928)
  • Nicholas Hans, Sergius Hessen «Educational Policy in Soviet Russia». London: P. S. King & son, ltd., 1930.
  • «Leone Tolstoj». Volume 14 of Problemi della pedagogia, Avio, 1954.
  • Пятилетка и школьная политика советской власти.// Новый Град. — 1931. — № 1. — С. 67-77
  • Современный кризис в перерождение капитализма.// Новый Град. — 1932. — № 3. — С. 60-71
  • Современный кризис в перерождение капитализма (окончание).// Новый Град. — 1932. — № 4. — С. 21-39
  • О пятилетке и проблеме хозяйственной автаркии.// Новый Град. — 1932. — № 5. — С. 56-67
  • Трагедия зла (философский образ Ставрогина).// Путь. — 1932. — № 36. — С. 44-74
  • Судьба коммунистического идеала образования.// Новый Град. — 1933. — № 6. — С. 42-59

Примечания

  1. Творить новую культуру. "Логос: Международный журнал по философии культуры", 1910-1933  (рус.). Псевдология. www.pseudology.org. — Перевод Филиппова А.Ф.. Архивировано из первоисточника 22 сентября 2012. Проверено 26 мая 2012.
  2. Гессен Сергей Иосифович  (рус.). Руниверс. www.runivers.ru. — Краткая библиографическая справка. Архивировано из первоисточника 22 сентября 2012. Проверено 26 мая 2012.
  3. Логос. Международный ежегодник по философии культуры.  (рус.). Руниверс. www.runivers.ru. — Архив журнала «Логос» 1910-1914, 8 томов.. Архивировано из первоисточника 22 сентября 2012. Проверено 26 мая 2012.
  4. Некролог в The Slavonic Review
  5. Анна Исааковна Гессен (Блюменфельд) приходилась двоюродной сестрой Марии Михайловне Блюменфельд, матери поэта А. С. Гингера.
  6. Династия Гессенов

Источники

Гессен Сергей Иосифович  (рус.). ТоВики. towiki.ru. — Страница с ТоВики. Архивировано из первоисточника 22 сентября 2012. Проверено 24 мая 2012. Гессен Сергей Иосифович  (рус.). Руниверс. www.runivers.ru. — Краткая библиографическая справка. Архивировано из первоисточника 22 сентября 2012. Проверено 26 мая 2012.

Гессен сергей иосифович основы педагогики введение в прикладную философию, гессен сергей иосифович педагог.

NGC 5299, Шаблон:Сегунда B, Файл:Lady Marmalade CD cover.jpg, Франческо IV д’Эсте.

© 2014–2023 light-industry-up.ru, Россия, Краснодар, ул. Листопадная 53, +7 (861) 501-67-06