06-05-2024
Сергей Иосифович Гессен | |
Дата рождения: | |
---|---|
Место рождения: |
город Усть-Сысольск, Вологодская губерния (ныне Сыктывкар, Республика Коми) |
Дата смерти: | |
Место смерти: | |
Научная сфера: |
Серге́й Ио́сифович Ге́ссен (польск. Sergius Hessen; 16 августа 1887, Усть-Сысольск — 2 июня 1950, Лодзь) — русский философ-неокантианец, педагог, правовед, публицист, соредактор журнала «Логос»[1][2][3][4].
Содержание |
Родился в семье ссыльного юриста Иосифа Сауловича (впоследствии Владимировича) Гессена, который смог усыновить ребёнка только в 1894 году после принятия православия. Воспитывался отцом и приёмной матерью Анной Исааковной Блюменфельд.[5]
С 1917 по 1921 заведовал кафедрой педагогики на историко-филологическом факультете Томского государственного университета. В 1921 вернулся в Петроград, в 1922 г. эмигрировал в Прагу. С 1935 преподавал в Варшаве, а после войны – в Лодзи, где был профессором истории педагогики Университета Лодзи.
Гессен соединяет принципы трансцендентализма с диалектическим методом, позволяющим связать независимые группы понятий. Допуская плюрализм в систематике понятий, Гессен утверждает, что подлинная иерархия понятий необходимо должна быть синтезом монизма и плюрализма на основе предложенного им диалектического «метода полноты», в соответствии с которым синтез частного и общего есть конкретность понятий, а их взаимная разъединенность – абстрактность. Метод полноты позволяет преодолеть умаление конкретности и диалектически развернуть монизм в плюрализм. Эмпирический субъект – это лишь возможность личности, сама личность созидается только через работу над сверхличными задачами и через приобщение к миру «сверхличных» трансцендентальных ценностей. Свобода предполагается в силу независимости духовной основы личности от эмпирической сферы, поэтому начало свободы в человеке трансцендентально. Свобода обнаруживается не как эмпирический факт, а как цель, волевое намерение. В соответствии с этим можно выделить ценности, которые воплощают в себе цели или задания. Они выступают в качестве культурных ценностей, выражаясь в практически реализуемых ценностях человеческой жизни. Свободные действия несут безусловную новизну и не могут быть просчитаны эмпирически. Этика и право дают механизмы реализации свободы, которые воплощают практическую интуицию воли – волезрение.
На основе данного понимания личности Гессен создаёт собственную философию образования. Свобода – это основа взаимоотношений учителя и ученика и предполагает не выбор между наличными путями, а созидание нового пути, не существовавшего ранее даже в виде возможного выхода. Поэтому в образовании дисциплина реализуется через свободу, а свобода через закон долга. Задача обучения состоит в таком овладении методом, который открывает возможность его самостоятельного применения. Преподавание не должно сводиться к трансляции фактологических знаний, сказанное всегда должно указывать на нечто большее, на другое еще не высказанное знание. Цель образования в приобщении личности к культурным ценностям, открывающим новые возможности ее самореализации. В ряде работ Гессен также рассматривал проблемы нравственной философии, теории права, закономерности общественного развития.
Гессен Сергей Иосифович (рус.). ТоВики. towiki.ru. — Страница с ТоВики. Архивировано из первоисточника 22 сентября 2012. Проверено 24 мая 2012. Гессен Сергей Иосифович (рус.). Руниверс. www.runivers.ru. — Краткая библиографическая справка. Архивировано из первоисточника 22 сентября 2012. Проверено 26 мая 2012.
Гессен сергей иосифович основы педагогики введение в прикладную философию, гессен сергей иосифович педагог.
NGC 5299, Шаблон:Сегунда B, Файл:Lady Marmalade CD cover.jpg, Франческо IV д’Эсте.