Light-industry-up.ru

Экосистема промышленности

Гибель хоккейной команды ВВС

12-10-2023

(перенаправлено с «Гибель хоккейной команды ВВС»)
Перейти к: навигация, поиск
Гибель хоккейной команды ВВС
Общие сведения
Дата

5 января 1950 года

Характер

столкновение с землёй во время захода на посадку в сложных метеоусловиях

Место

аэродром Кольцово, Свердловск (ныне Екатеринбург)

Погибшие

19 (все)

Воздушное судно
Модель

Ли-2

Авиакомпания

военно-транспортная авиация ВВС СССР

Пункт вылета

Москва

Пункт назначения

Челябинск

Пассажиры

13

Экипаж

6

Выживших

0

Авиакатастрофа в Свердловске 5 января 1950 — тяжёлое авиационное происшествие с самолётом Ли-2, произошедшее 5 января, по другим данным 7 января 1950 года вблизи аэропорта Кольцово в окрестностях Свердловска[1].

В сложных метеоусловиях (метель, сильный ветер) самолёт потерпел катастрофу. На борту находились 11 хоккеистов, врач и массажист команды ВВС, направлявшиеся в Челябинск на матч с местным «Дзержинцем», а также 6 членов экипажа. Все 19 человек погибли.

Содержание

Причины авиакатастрофы

Расследование катастрофы поручили Ф. Ф. Прокопенко, служившему в управлении боевой подготовки Московского военного округа. По мнению Прокопенко, катастрофа произошла из-за целого ряда неблагоприятных факторов. Во-первых, сказались сложные метеоусловия в районе Среднего Урала, из-за чего ряд аэродромов закрыли и все самолёты направлялись на аэродром Кольцово. Закрыт был и аэропорт Челябинска, куда летели хоккеисты ВВС, из-за чего их самолёт изменил курс на Свердловск. Но и здесь погода была на пределе метеоминимума. Во-вторых, в полной мере проявились негативные последствия ведомственного подхода: местные диспетчеры заводили на посадку в первую очередь «свои», пассажирские самолёты. Чтобы военный Ли-2 не создавал помех этим «бортам», его отправили в зону ожидания, на верхние эшелоны.

Ожидание длилось довольно долго; за это время стемнело, сохранялась интенсивная болтанка, на борту пассажиры стали проявлять беспокойство, занервничал экипаж. Хоккеисты сбились в хвост, что для такого небольшого самолёта создавало определённые проблемы в пилотировании. В нескольких километрах от аэродрома Кольцово находилась другая, плохо оборудованная ВПП военного аэродрома Арамиль, имевшая свой радиопривод с частотами, близкими к частотам аэродрома Кольцово, и с близким курсом захода на посадку. На него-то ошибочно и настроился штурман Ли-2 капитан Пономарёв. Майор Иван Зотов, опытный лётчик, проходя этот привод, посадочную полосу не обнаружил и ушёл на второй круг. Вновь снизившись, включил прожектор, который в условиях интенсивного снегопада создал «экран», похожий на светящуюся стену. Это и стало последним, роковым обстоятельством.

Всего было выполнено 3 захода на посадку. Самолёт упал в районе нынешнего существования новой полосы аэропорта.

Экипаж

  1. Иван Зотов — командир корабля, майор
  2. В. Тараненко — второй лётчик
  3. А. Пономарёв — штурман, капитан
  4. М. Фомичёв — бортмеханик, капитан
  5. М. Демченко — радист, лейтенант
  6. Д. Лукьянов — механик, старший сержант

Погибшие члены хоккейной команды ВВС

  1. Иван Захарович Новиков — крайний нападающий
  2. Зденек Альбертович Зигмунд — нападающий
  3. Юрий Владимирович Тарасов — нападающий, брат Анатолия Тарасова
  4. Гарри Артурович Мелупс — вратарь сборной СССР
  5. Роберт Вилисович Шульманис — защитник
  6. Евгений Воронин — защитник
  7. Юрий Николаевич Жибуртович — нападающий
  8. Николай Исаев — второй вратарь команды ВВС
  9. Александр Моисеев — нападающий
  10. Василий Володин — нападающий
  11. Михаил Альперин — врач команды ВВС
  12. Алексей Галкин — массажист команды ВВС
  13. Борис Михайлович Бочарников — защитник, играющий тренер

В память о погибших на кладбище на братской могиле в Кольцово установлен памятник. Новиков и Зигмунд были в числе сильнейших не только хоккеистов, но и теннисистов страны.

Всеволод Бобров

Знаменитый нападающий команды ВВС Всеволод Бобров, начав писать воспоминания, начал их именно с данной катастрофы. Он опоздал на этот самолёт — по его словам, впервые не прозвонил заведенный на 4.00 утра исправный будильник, и Бобров проспал. Хотя вылет был задержан на 2 часа, команда полетела без Боброва и погибла. Сам Бобров поехал на челябинском поезде и остался жив. Также остался жив администратор команды Н. А. Кольчугин, которого тренер команды Б. М. Бочарников прямо из самолёта отправил за Бобровым.

По версии Виктора Шувалова : Н. А. Кольчугин остался в Москве, так как должен был на следующий день заявлять Всеволода Боброва в спорткомитете. Кольчугин оформил заявку Боброва — и купил ему билет на поезд. Бобров доехал до Куйбышева, когда по поезду объявили: «Капитан Бобров, зайдите в военную комендатуру!» Там он и узнал о трагедии[2].

См. также

Примечания

  1. ВВС: песня о прерванном полёте
  2. Виктор Шувалов: «Самолет разбился без меня»

Источники, использованные в статье

  • Муромов А.И. Гибель хоккейной команды ВВС на Ли-2 // 100 великих авиакатастроф / гл.ред. С.Дмитриев. — М.: Вече, 2003. — С. 156-162. — 528 с. — (100 великих). — 10 000 экз. — ISBN 5-9533-0029-8
  • Пахомов В. Вины Сталина в гибели команды ВВС нет // Советский спорт. — 19 апреля 2001. — С. 11.


Гибель хоккейной команды ВВС.

© 2014–2023 light-industry-up.ru, Россия, Краснодар, ул. Листопадная 53, +7 (861) 501-67-06