12-10-2023
Гибель хоккейной команды ВВС | |
Общие сведения | |
---|---|
Дата | |
Характер |
столкновение с землёй во время захода на посадку в сложных метеоусловиях |
Место |
аэродром Кольцово, Свердловск (ныне Екатеринбург) |
Погибшие |
19 (все) |
Воздушное судно | |
Модель | |
Авиакомпания | |
Пункт вылета | |
Пункт назначения | |
Пассажиры |
13 |
Экипаж |
6 |
Выживших |
0 |
Авиакатастрофа в Свердловске 5 января 1950 — тяжёлое авиационное происшествие с самолётом Ли-2, произошедшее 5 января, по другим данным 7 января 1950 года вблизи аэропорта Кольцово в окрестностях Свердловска[1].
В сложных метеоусловиях (метель, сильный ветер) самолёт потерпел катастрофу. На борту находились 11 хоккеистов, врач и массажист команды ВВС, направлявшиеся в Челябинск на матч с местным «Дзержинцем», а также 6 членов экипажа. Все 19 человек погибли.
Содержание |
Расследование катастрофы поручили Ф. Ф. Прокопенко, служившему в управлении боевой подготовки Московского военного округа. По мнению Прокопенко, катастрофа произошла из-за целого ряда неблагоприятных факторов. Во-первых, сказались сложные метеоусловия в районе Среднего Урала, из-за чего ряд аэродромов закрыли и все самолёты направлялись на аэродром Кольцово. Закрыт был и аэропорт Челябинска, куда летели хоккеисты ВВС, из-за чего их самолёт изменил курс на Свердловск. Но и здесь погода была на пределе метеоминимума. Во-вторых, в полной мере проявились негативные последствия ведомственного подхода: местные диспетчеры заводили на посадку в первую очередь «свои», пассажирские самолёты. Чтобы военный Ли-2 не создавал помех этим «бортам», его отправили в зону ожидания, на верхние эшелоны.
Ожидание длилось довольно долго; за это время стемнело, сохранялась интенсивная болтанка, на борту пассажиры стали проявлять беспокойство, занервничал экипаж. Хоккеисты сбились в хвост, что для такого небольшого самолёта создавало определённые проблемы в пилотировании. В нескольких километрах от аэродрома Кольцово находилась другая, плохо оборудованная ВПП военного аэродрома Арамиль, имевшая свой радиопривод с частотами, близкими к частотам аэродрома Кольцово, и с близким курсом захода на посадку. На него-то ошибочно и настроился штурман Ли-2 капитан Пономарёв. Майор Иван Зотов, опытный лётчик, проходя этот привод, посадочную полосу не обнаружил и ушёл на второй круг. Вновь снизившись, включил прожектор, который в условиях интенсивного снегопада создал «экран», похожий на светящуюся стену. Это и стало последним, роковым обстоятельством.
Всего было выполнено 3 захода на посадку. Самолёт упал в районе нынешнего существования новой полосы аэропорта.
В память о погибших на кладбище на братской могиле в Кольцово установлен памятник. Новиков и Зигмунд были в числе сильнейших не только хоккеистов, но и теннисистов страны.
Знаменитый нападающий команды ВВС Всеволод Бобров, начав писать воспоминания, начал их именно с данной катастрофы. Он опоздал на этот самолёт — по его словам, впервые не прозвонил заведенный на 4.00 утра исправный будильник, и Бобров проспал. Хотя вылет был задержан на 2 часа, команда полетела без Боброва и погибла. Сам Бобров поехал на челябинском поезде и остался жив. Также остался жив администратор команды Н. А. Кольчугин, которого тренер команды Б. М. Бочарников прямо из самолёта отправил за Бобровым.
По версии Виктора Шувалова : Н. А. Кольчугин остался в Москве, так как должен был на следующий день заявлять Всеволода Боброва в спорткомитете. Кольчугин оформил заявку Боброва — и купил ему билет на поезд. Бобров доехал до Куйбышева, когда по поезду объявили: «Капитан Бобров, зайдите в военную комендатуру!» Там он и узнал о трагедии[2].
← 1949 · Авиационные происшествия и инциденты 1950 года · 1951→ | |
---|---|
Катастрофа в Свердловске (5 января) — Катастрофа в Караганде (30 июля) — Катастрофа в Каратау (27 декабря) |
|
Выделена наиболее тяжёлая катастрофа года |
Гибель хоккейной команды ВВС.