Light-industry-up.ru

Экосистема промышленности

Глитч арт

11-10-2023

Перейти к: навигация, поиск


Глитч арт (англ. Glitch art — букв. искусство ошибки, цифровых помех) — изобразительное искусство, выразительными средствами которого являются различные цифровые и аналоговые ошибки[1], например, такие как артефакты сжатия, баги, разрушение цифрового кода или физическое манипулирование электронными устройствами (например, с помощью circuit bending).

История

Впервые понятие «глитч» было употреблено в 1962 году первым астронавтом США Джоном Гленном для описания неполадок в связи во время орбитального космического полёта. Гленн сказал: «В буквальном смысле „глитч“ — это скачок или изменение напряжения в электрическом токе»[2].

Один из первых примеров использования ошибок (глитчей) в медиаискусстве — создание Джейми Фентоном и Райлем Саритским в 1978 году экспериментального фильма Digital TV Dinner, которое содержало аудио ошибку, сделанную Диком Эйнсвортом. Данное видео создавалось таким образом: в консоль Bally video game пользователь вставлял игровой картридж и во время загрузки игры ударял по консоли, картридж выскакивал, и изображение игры на экране становилось искажённым[3].

В своем вступлении к Glitch Studies Manifesto Роза Менкман говорит о фильмах A Colour Box (1935) Лена Лая, MagnetTV (1965) Нам Джун Пайка, а также о Panasonic TH-42PWD8UK Plasma Screen Burn (2007) Кори Аркенгеля как о примерах использования механических и цифровых шумов в визуальном искусстве[4].

Вскоре термин «глитч» стал употребляться для описания ошибок в программном обеспечении, видеоиграх, аудио- и видеоматериалах, изображениях и иных форматах отображения данных. В середине 1990-х термин «глитч» вошел в сферу искусства как наименование жанра экспериментальной электронной музыки. Музыкальные композиции такого жанра создавались на аппаратных шумах и акустических эффектах, вызванных различными сбоями в системе.

В визуальное искусство глитч пришел в конце ХХ века и в новом тысячелетии стал активно развиваться. Термин «глитч арт» ввёл художник Энт Скотт в 2001 году для описания своих произведений[5].

Последствия

Благодаря тотальной компьютеризации данное направление в искусстве получило широкое распространение и сейчас имеет много последователей во всем мире[5]. Получили известность такие художники, как Роза Менкман из Нидерландов, Рейчел Уайт из Великобритании, Даниел Войку из Румынии. В своих работах эти художники изображают мир помех и ошибок[6].

Глитч арт также стал объектом исследования ученых и теоретиков. Так, Аймонд Моради первый предложил классификацию глитча. Он разделил весь глитч на два типа: «Чистый глитч» и «Глитч-подобия». Первый тип характеризуется как непреднамеренный, случайный, найденный, присвоенный, реальный. Соответственно, второй тип — запланированный, преднамеренный, предумышленный, искусственный.

Все исследователи феномена глитч арт сходятся на том мнении, что основной задачей данного направления в искусстве является: «создание, выявление, захватывание ошибок, сбоев, помех, получившихся в результате случайности, неправильного использования, намеренного злоупотребления и/или экспериментирования с аппаратным или программным обеспечением»[5].

Критика

Дискуссия вокруг глитч арта связана в первую очередь с трудностью определения рамок глитч арта как одного из вида веб.арта. Сербский цифровой художник Андрей Тишма пишет: «…Это делает web.art (веб.арт) невероятно разнообразным и динамичным, а следовательно, проблематичным для определения. Тем не менее, существуют параметры распространенные для всех форм этого искусства, известные знаменатели, с помощью которых мы все еще можем определить природу веб.арта, особенно в связи с так далеко идущими формами художественного выражения»[7].

Роль в контексте

Распространение глитч арта оказало существенное влияние на развитие искусства. Под влиянием глитч арта австралийский скульптор Пол Каптейн создаёт деревянные скульптуры. В них сочетается традиционная работа с деревом и цифровой стиль глитч арта[8].

Глитч арт вдохновляет многих людей и побуждает их создавать в стиле компьютерных ошибок различные предметы. Американец Филипп Стирнс создал пледы и ковры с глитч-текстурой[9]. Мебельные дизайнеры воодушевились на разработку глитч-мебели[10].

В массовой культуре

Во многих странах проводятся выставки, посвящённые цифровому искусству, на которых среди прочих также демонстрируются произведения глитч арта[11].

В социальной сети «ВКонтакте» создана публичная страница под названием «Путин каждый день», описание страницы гласит: «Одна и та же фотография каждый день вручную сохраняется на компьютер и снова заливается, постепенно теряя в качестве»[12].

Примечания

  1. Мир наизнанку. Глитч арт.
  2. http://www.oculasm.org/glitch/download/Glitch_dissertation_print_with_pics.pdf
  3. http://www.huminf.tsu.ru/wordpress/wp-content/uploads/serbin_va/2015/Glitch-art-critical-practices-of-digital-culture.pdf
  4. Menkman, Rosa (2011), «Glitch Studies Manifesto», in Lovink, Geert; Somers-Miles, Rachel, Video Vortex Reader II: Moving Images Beyond YouTube, Amsterdam: Institute of Network Cultures, pp. 336—347, ISBN 978-90-78146-12-4
  5. ↑ https://vk.com/videos1808909?z=video1808909_171603354
  6. http://www.vogue.ru/peopleparties/afisha/Sboy_sistemy/
  7. http://lomonosov-msu.ru/archive/Lomonosov_2015/data/7021/uid81376_report.pdf
  8. http://hudruk.com/news/Artists/skulptor-sozdal-derevannyj-glitch-art-495.html
  9. http://www.furfur.me/furfur/culture/culture/173741-gid-po-new-media-art
  10. http://www.buzzfeed.com/kevintang/glitch-furniture-makes-your-room-look-photoshopped-irl#.umB1V1J4J
  11. http://artarsenal.in.ua/rus/gallery/event142.html
  12. https://vk.com/putineveryday

Глитч арт.

© 2014–2023 light-industry-up.ru, Россия, Краснодар, ул. Листопадная 53, +7 (861) 501-67-06