11-10-2023
Глитч арт (англ. Glitch art — букв. искусство ошибки, цифровых помех) — изобразительное искусство, выразительными средствами которого являются различные цифровые и аналоговые ошибки[1], например, такие как артефакты сжатия, баги, разрушение цифрового кода или физическое манипулирование электронными устройствами (например, с помощью circuit bending).
Впервые понятие «глитч» было употреблено в 1962 году первым астронавтом США Джоном Гленном для описания неполадок в связи во время орбитального космического полёта. Гленн сказал: «В буквальном смысле „глитч“ — это скачок или изменение напряжения в электрическом токе»[2].
Один из первых примеров использования ошибок (глитчей) в медиаискусстве — создание Джейми Фентоном и Райлем Саритским в 1978 году экспериментального фильма Digital TV Dinner, которое содержало аудио ошибку, сделанную Диком Эйнсвортом. Данное видео создавалось таким образом: в консоль Bally video game пользователь вставлял игровой картридж и во время загрузки игры ударял по консоли, картридж выскакивал, и изображение игры на экране становилось искажённым[3].
В своем вступлении к Glitch Studies Manifesto Роза Менкман говорит о фильмах A Colour Box (1935) Лена Лая, MagnetTV (1965) Нам Джун Пайка, а также о Panasonic TH-42PWD8UK Plasma Screen Burn (2007) Кори Аркенгеля как о примерах использования механических и цифровых шумов в визуальном искусстве[4].
Вскоре термин «глитч» стал употребляться для описания ошибок в программном обеспечении, видеоиграх, аудио- и видеоматериалах, изображениях и иных форматах отображения данных. В середине 1990-х термин «глитч» вошел в сферу искусства как наименование жанра экспериментальной электронной музыки. Музыкальные композиции такого жанра создавались на аппаратных шумах и акустических эффектах, вызванных различными сбоями в системе.
В визуальное искусство глитч пришел в конце ХХ века и в новом тысячелетии стал активно развиваться. Термин «глитч арт» ввёл художник Энт Скотт в 2001 году для описания своих произведений[5].
Благодаря тотальной компьютеризации данное направление в искусстве получило широкое распространение и сейчас имеет много последователей во всем мире[5]. Получили известность такие художники, как Роза Менкман из Нидерландов, Рейчел Уайт из Великобритании, Даниел Войку из Румынии. В своих работах эти художники изображают мир помех и ошибок[6].
Глитч арт также стал объектом исследования ученых и теоретиков. Так, Аймонд Моради первый предложил классификацию глитча. Он разделил весь глитч на два типа: «Чистый глитч» и «Глитч-подобия». Первый тип характеризуется как непреднамеренный, случайный, найденный, присвоенный, реальный. Соответственно, второй тип — запланированный, преднамеренный, предумышленный, искусственный.
Все исследователи феномена глитч арт сходятся на том мнении, что основной задачей данного направления в искусстве является: «создание, выявление, захватывание ошибок, сбоев, помех, получившихся в результате случайности, неправильного использования, намеренного злоупотребления и/или экспериментирования с аппаратным или программным обеспечением»[5].
Дискуссия вокруг глитч арта связана в первую очередь с трудностью определения рамок глитч арта как одного из вида веб.арта. Сербский цифровой художник Андрей Тишма пишет: «…Это делает web.art (веб.арт) невероятно разнообразным и динамичным, а следовательно, проблематичным для определения. Тем не менее, существуют параметры распространенные для всех форм этого искусства, известные знаменатели, с помощью которых мы все еще можем определить природу веб.арта, особенно в связи с так далеко идущими формами художественного выражения»[7].
Распространение глитч арта оказало существенное влияние на развитие искусства. Под влиянием глитч арта австралийский скульптор Пол Каптейн создаёт деревянные скульптуры. В них сочетается традиционная работа с деревом и цифровой стиль глитч арта[8].
Глитч арт вдохновляет многих людей и побуждает их создавать в стиле компьютерных ошибок различные предметы. Американец Филипп Стирнс создал пледы и ковры с глитч-текстурой[9]. Мебельные дизайнеры воодушевились на разработку глитч-мебели[10].
Во многих странах проводятся выставки, посвящённые цифровому искусству, на которых среди прочих также демонстрируются произведения глитч арта[11].
В социальной сети «ВКонтакте» создана публичная страница под названием «Путин каждый день», описание страницы гласит: «Одна и та же фотография каждый день вручную сохраняется на компьютер и снова заливается, постепенно теряя в качестве»[12].
Глитч арт.