31-07-2023
Николай Голованов | ||||||||||
Основная информация | ||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Дата рождения | ||||||||||
Место рождения | ||||||||||
Дата смерти |
28 августа 1953 (62 года) |
|||||||||
Место смерти | ||||||||||
Страна | ||||||||||
Профессии | ||||||||||
Награды |
|
Никола́й Семёнович Голова́нов (9 (21) января 1891, Москва — 28 августа 1953, Москва) — русский советский дирижёр, пианист, композитор, хормейстер, педагог. Народный артист СССР (1948).[1][2]. Лауреат четырёх Сталинских премий первой степени (1946, 1949, 1950, 1951).
Содержание |
Николай Голованов окончил Московское Синодальное училище церковного пения, где обучался у В. С. Орлова и А. Д. Кастальского, впервые выступил как дирижёр в 1909 году.
По окончании Московской консерватории по классу композиции Сергея Василенко и Михаила Ипполитова-Иванова. В 1915–53 (с перерывами) работал в Большом театре. В 1928 году в связи со сфабрикованным делом о «головановщине» был уволен, в 1930 восстановлен; в 1936 вновь уволен. В 1948–1953 годах был главным дирижёром театра. В 1953 в очередной раз уволен[3].
Во второй половине 1920-х годов против Н.С.Голованова была развязана кампания политической травли, так называемая «головановщина». По мнению группы трудящихся (месткома, профкома, комитета ВЛКСМ) во главе с партийной ячейкой ГАБТа, при непосредственном участии композитора С.Василенко и дирижёра А.Пазовского[4], Голованов стремился «перенести в советский театр старые, буржуазные нравы и методы работы», был чересчур «консервативным» (в действительности — противился постановкам советского оперного «новодела»), отказывался продвигать молодых артистов, поддерживал «несправедливо высокие» размеры гонораров ведущим музыкантам. Кампания получила большой резонанс в средствах массовой информации и даже привлекла внимание И.В.Сталина[5]. Статьи в прессе носили агрессивный, «обличительный» характер:
Нужно открыть окна и двери Большого театра, иначе мы задохнемся в атмосфере головановщины. Театр должен стать нашим, рабочим, не на словах, а на деле. Без нашего контроля над производством не бывать театру советским. Нас упрекают в том, что мы ведем кампанию против одного лица. Но мы знаем, что если нужно что-нибудь уничтожить, следует бить по самому чувствительному месту. Руби голову, и только тогда отвратительное явление будет сметено с лица земли. Вождем, идейным руководителем интриганства, подхалимства является одно лицо — Голованов.— Комсомольская правда № 127 (912), 2 июня 1928 года.
Принятые партией и комсомолом «меры» обеспечили «преодоление головановщины» и имели результатом увольнение артиста.
В 1919 г. совместно со К. Станиславским организовал Оперную студию Большого театра, со временем трансформировавшуюся в Оперный театр имени К. С.Станиславского, музыкальным руководителем которого Голованов стал в 1938 г.
В 1926—1929 Голованов возглавлял Московский филармонический оркестр. В 1929 году создал Оперный радиотеатр. В 1930-м стал главным дирижером и этого театра, и московского радиоцентра. В 1937 году был назначен художественным руководителем и главным дирижёром Большого симфонического оркестра и оперного радиотеатра Всесоюзного радиокомитета, которым руководил до своей смерти. Под управлением Голованова чаще всего исполнялись эпические масштабные сочинения русских композиторов («Борис Годунов» и «Хованщина» Мусоргского, «Иван Сусанин» Глинки, «Шехеразада» Римского-Корсакова и др.). Во время войны, находясь в Москве, продолжал давать концерты, работал на радио. В 1925—1929 и 1943—1948 преподавал в Московской консерватории (профессор оркестрового и оперного классов). Среди учеников Голованова дирижёры Л.Гинзбург, Г.Рождественский, Б.Хайкин.
Похоронен на Новодевичьем кладбище. Музей-квартира Н.С. Голованова (филиал ВМОМК им. М.И. Глинки) находится в Брюсовом переулке, д. 7, кв. 10.
Звучание оркестра Голованова отличали идеальная фразировка, динамизм интерпретации, гармоничное сочетание симфонических и драматических элементов театрального действия. Под управлением Голованова состоялись первые исполнения Пятой, Шестой, Двадцать второй и Двадцать третьей симфоний Мясковского, Второй симфонии Хренникова, Третьей Рахманинова (впервые в СССР).
В духе своего времени Голованов допускал активное вмешательство в авторский текст партитур. По свидетельству К. Зандерлинга,[6] Голованов «как никто умел заставить оркестр исполнять то, что хочет дирижер, и в ритмическом, и в звуковом отношении. Но то, что он делал с музыкой, — почти преступно. Он все переворачивал по-своему, выравнивал все темпы. Я помню, он „Картинки с выставки“ играл без интерлюдий. Он играл „Реквием“ Моцарта с бас-трубой!» В собственных версиях Голованов, например, записал оперы Мусоргского (внёс собственную правку в редакцию оперы «Борис Годунов», осуществлённую Римским-Корсаковым ) и Римского-Корсакова («Садко» — купюры, изменения в оркестровке).
Будучи хорошим пианистом, он часто выступал в качестве аккомпаниатора вместе с женой, певицей Антониной Неждановой.
Голованов — автор ряда оригинальных сочинений: оперы «Принцесса Юрата», симфонии, двух симфонических поэм, оркестровых сюит, Увертюры на русские темы, более 200 романсов, обработок народных песен, ряд сочинений на духовную тему.
Предшественник: Александр Иванович Орлов |
Главный дирижёр Большого симфонического оркестра Всесоюзного радио 1937–1953 |
Преемник: Александр Васильевич Гаук |
Главные дирижёры Большого театра | ||
---|---|---|
Ипполит Альтани (1882—1906) • Самуил Самосуд (1936―1943) • Арий Пазовский (1943―1948) • Николай Голованов (1948―1953) • Александр Мелик-Пашаев (1953―1963) • Евгений Светланов (1963―1965) • Геннадий Рождественский (1965―1970) • Юрий Симонов (1970―1985) • Александр Лазарев (1987―1995) • Петер Феранец (1995―1998) • Марк Эрмлер (1998―2000) • Геннадий Рождественский (2000―2001) • Александр Ведерников (2001―2009) • Василий Синайский (с 2010) |
Голованов, Николай Семёнович.