17-10-2023
Горловина в общеупотребительном смысле — сужающаяся кверху часть сосуда (ёмкости), на которую надевается или навинчивается крышка.
Горловина станции на железнодорожном транспорте — крайняя часть станции, где происходит развитие пути (путей) перегона в пути станции, то есть увеличение числа путей. Своё название получила за сходство в плане с горловиной бутылки. Горловина, через которую на станцию прибывают чётные поезда (следующие на север и восток), называется чётной, через которую прибывают нечётные — нечётной. При ручных стрелках в каждой горловине, как правило, находится стрелочный пост, работник которого (дежурный стрелочного поста) по командам дежурного по станции переводит стрелки, при электроцентрализации (ЭЦ) стрелки управляются дистанционно.
В горловинах также размещаются выходные сигналы (светофоры, на некоторых станциях сохранились старые действующие семафоры), на ЖД стран СНГ имеющие нумерацию (литеры) в соответствии с номерами путей и чётностью отправляемых по ним поездов. Например, выходной светофор Ч5 — чётный выходной с 5-го пути, размещается в нечётной горловине, так как прибывают через неё нечётные поезда, а чётные отправляются.
Горловина в морском деле — отверстие для доступа в такие места судна (трюмы, цистерны и т.п.), куда приходится проникать только для осмотра, окраски или ремонта[1].
Горловина станции.