22-10-2023
Гость из бездны | |
Обложка первого книжного издания романа |
|
Жанр: |
Фантастический роман |
---|---|
Автор: | |
Язык оригинала: | |
Год написания: |
1951-1961 |
Публикация: |
1961 |
Отдельное издание: |
1962 |
Издательство: | |
Электронная версия |
«Гость из бе́здны» («Встре́ча че́рез века́») — научно-фантастический роман советского писателя Георгия Мартынова, начатый в 1951 и опубликованный в 1961—1962 годах.
Содержание |
Эпиграфом к роману служат слова Горького: «Смерть есть факт, подлежащий изучению».
Советский дипломат Дмитрий Александрович Волгин умирает в Париже от неизлечимой болезни. Для того чтобы перевести тело на родину, его помещают в свинцовый гроб. В результате случайного пожара гроб запаивается, и Волгина хоронят в нём.
Через восемнадцать веков гроб с хорошо сохранившимся телом находят, и медики будущего решают оживить похороненного в нём человека. Сложный эксперимент, которому предшествует всепланетная дискуссии об этичности подобного действия, удаётся. Волгин, оживший и полностью излеченный, начинает изучать новый для него мир.
На Земле давно преодолены классовые и национальные противоречия: построен коммунизм, всё человечество едино и говорит на языке, русская основа которого дополнена с помощью других европейских языков. Наука и техника достигли впечатляющих успехов: антигравитация, телепатическое управление техникой, продление жизни до нескольких сотен лет, полное освоение Солнечной системы и выход за её пределы и т. д. Таким образом, мир будущего, описанный Мартыновым, достаточно обычен для коммунистической утопии в советской фантастике того времени.
Однако не очень обычно для утопии решена тема взаимодействия главного героя с новым миром. Его вхождение в мир будущего, описанное Мартыновым с незаурядным психологизмом, происходит непросто. Несмотря на то, что потомки относятся к нему с огромным уважением и заботой, Волгин, восхищаясь окружающим, тем не менее чувствует себя в этом мире чужим. Он ясно видит, что умственно и физически уступает свои потомкам. Кроме того, он тоскует по миру своей первой жизни, и ему не хватает любимой жены, погибшей во время Великой Отечественной войны.
Чуть позже из космических глубин возвращается фотонный космолёт «Ленин» середины XXI века с экспедицией, посланной для исследования соседних с Солнечной звёздных систем. Члены экспедиции пробыли в пути восемь лет, однако на Земле за то же самое время прошло почти восемнадцать веков. Несмотря на то, что космонавты не были современниками Волгина, разница между ними и Дмитрием не столь значительна. Общение с ними несколько притупляет у героя чувство одиночества. Впоследствии у Волгина возникают взаимные чувства с одной из космонавток — Марией Мельниковой.
Человечество давно уже вступило в контакт с жителями планеты Фаэтон, которая была разрушена, а её жители переселились в звёздную систему Веги (история фаэтонцев описана в трилогии Мартынова «Звездоплаватели»). Теперь фаэтонцы решили вернуться в Солнечную систему, используя свою новую планету как средство передвижения. Человечество помогает им в этом, уничтожая пояс астероидов между Марсом и Юпитером для того, чтобы расчистить место для нового дома фаэтонцев. Один из кораблей, занимающий подобный расчисткой, случайно взрывает склад топлива, оставленный жителями Фаэтона. Вся команда корабля погибает, а Волгина, который находился на корабле в качестве пассажира, удаётся спасти. Однако выясняется, что неизвестное излучение фатально воздействовало на его организм. Единственная надежда спасти Волгина — подвергнуть его анабиозу ещё на тысячу лет, в расчёте на то, что подобные повреждения в будущем научатся лечить. Волгин без особых колебаний соглашается на эту процедуру, так как не удовлетворён своей настоящей жизнью. Кроме того, через тысячу лет должны вернуться на Землю и вновь отлетающие к одной из открытых ими планет космонавты «Ленина». Вместе с Дмитрием в анабиоз погружается и Люций — учёный, который руководил оживлением Дмитрия и успел полюбить его как собственного сына.
Один из лейтмотивов романа, который затем повторяется Мартыновым в романах «Спираль времени» и «Гианэя» — мысль о принадлежности человека своему времени.
Мартынов начал писать «Гость из бездны» — свой первый роман — в 1951 году. Биографы творчества писателя А. Балабуха и А. Бритиков писали[1], что, если бы роман вышел 1950-х годах, он встал бы в один ряд с утопией «Туманностью Андромеды» И. А. Ефремова. Однако Мартынов по неизвестным причинам отложил книгу и вернулся к ней лишь спустя 10 лет. Роман был опубликован в журнальном варианте (под заглавием «Встреча через века») в 1961 году, а в следующем году вышел отдельной книгой.
В предисловии к роману Мартынов писал:
Роман «Гость из бездны» был задуман и начат в 1951 году. Я тогда был убеждён, что описываемые в романе достижения науки и техники — дело очень отдалённого будущего, и поэтому перенёс действие на две тысячи лет вперёд. Жизнь доказала, что я был неправ. И теперь я так же искренне убеждён, что наука и техника значительно раньше достигнут гораздо большего, чем описал я. Но изменять время действия романа кажется мне нецелесообразным главным образом из-за «фаэтонской» линии сюжета. Пусть всё остаётся так. Читатель сам сумеет увидеть в описываемых событиях контуры не столь отдалённого будущего.
Гость из бездны.