05-05-2023
Гусан (арм. Գուսան) —— армянский народный певец, рапсод, одновременно был мимом и актёром.
Первоначально "гусанами" называли служителей в храме бога Гисанэ, в эпоху эллинизма — участников фарсовых и сатирических представлений.
В древней Армении существовало три вида высокоразвитого профессионального театрального искусства:
О гусанских песнях имеются сведения уже в древнейших армянских литературных памятниках: у историков V века Агафангела, Павстоса Бузанда, Мовсеса Хоренаци, Егише и других. Гусаны пели песни в сопровождении музыкальных инструментов преимущественно на пирах, свадьбах, похоронах. Исполняли также песни скитальцев-бездомных («гариби»), эпические песни, мифические сказания и др. Христианская церковь преследовала гусанов, так как они пели о земной любви, о подвигах народных героев, высмеивали церковные порядки и обряды. В XVIII-XIX вв. гусанов сменили ашуги.
Содержание |
Термин «гусан» обязан своим происхождением имени умирающего и воскресающего бога Гисанэ — Գիսանէ — в буквальном переводе значит «имеющий длинные волосы» или «длинноволосый», «имеющий косу»[1]. В честь своего «длинноволосого» владыки гусаны носили такие же длинные волосы зачесанными кверху в виде конуса так, чтобы прическа напоминала «хвост» кометы. Эту прическу поддерживал подложенный под нее «гисакал», который был прообразом «онкоса» — треугольника, подкладываемого под парик античных трагиков[2].
Культ умирающего и возрождающегося Адониса-Таммуза (и вероятно, его аналога Гисанэ) имеет два начала: трагедийное и комедийное. Если первая часть празднеств сопровождалась плачем и воплями и тем, что древние армяне называли «вохбергутюн» (то есть «воплепение»), то вторая часть празднеств сопровождалась смехом и шуткой и тем, что армяне называли «катакергутюн» («шуточно-веселое пение»).
Гусан.