27-06-2023
Дарбука | |
тарбука, дарабука, думбек | |
Классификация | |
---|---|
Родственные инструменты | |
Связанные статьи |
Тар, рик |
Дарбука на викискладе |
Дарбу́ка (тарбука, дарабука, тарамбука, думбе́к) — старинный ударный музыкальный инструмент неопределённой высоты звучания, небольшой барабан, широко распространённый на Ближнем Востоке, в Египте, странах Магриба, в Закавказье и на Балканах. Традиционно изготовляется из глины и козлиной кожи, сейчас также распространены металлические дарбуки. Имеет два отверстия, одно из которых (широкое) закрыто мембраной. По типу звукообразования относится к мембранофонам, по форме — к так называемым барабанам в форме кубка (goblet drums[1]).
Содержание |
Точное время появления дарбуки неизвестно.
В Европе барабаны в форме кубка встречаются со времён позднего неолита и раннего бронзового века, от Южной Дании через Германию (где их найдено больше всего) до Чехии и Польши[2]. В алтайских захоронениях, датированных V веком до н. э., также обнаружены схожие барабаны[2]. Эти барабаны встречаются в разных формах, и похоже, что древние мастера экспериментировали с формой и способами закрепления кожи, пытаясь найти оптимальное решение. Тем не менее в раннем бронзовом веке эти барабаны начинают исчезать. Схожесть этих барабанов с дарбукой позволяет рассматривать дарбуку как наиболее успешный вариант, который прижился на Ближнем Востоке и в Северной Африке, но почему-то исчез в Европе.
Что касается Ближнего Востока, то свидетельства существования барабанов кубкообразной формы встречаются ещё в XI веке до н. э.: на вавилонийском диске изображён высокий (приблизительно 90 см. в высоту) барабан на очень короткой основе[3]. Такие барабаны имели ритуальное значение и назывались «лилиш» (в англ. варианте lilis). Это были храмовые барабаны на специальных подставках. Позже начали проявляться уменьшенные лилиш, так называемые лилишу (lilissu), которые имели уже немного другие пропорции; их можно было уже носить с собой. В Египте, в период Восемнадцатой династии (1550—1292 до н. э.), художником из Фив изображён барабан кубкообразной формы, и в Дейр-эль-Бахри есть также глиняная скульптура человека, играющего на таком инструменте[3]. Эта уменьшенная форма барабана стала известна арабам, в культуру которых успешно и влилась.
Изображение такого барабана встречается в «Песнях Девы Марии» (en), написанных во время правления Альфонса X Кастильского (XIII век, время освобождения от арабского господства в Испании). Это изображение еврейской пары, где женщина держит барабан в форме кубка. В арабских источниках (сохранившиеся рисунки и иллюстрации) изображение барабана такой формы впервые встречается в рисунках, выполненных между 1519 и 1590, где персидские цыгане играют на подобных инструментах. В книге XIX века периода правления династии Каджаров в Персии также встречается подобный рисунок[4]. На более ранних средневековых арабских картинах, изображающих музыкантов, чаще всего встречаются люди с бубнами (рик)[4].
|
|
Барабан первоначально изготавливали из обожжённой глины, позднее — из дерева (орех, абрикос), а на его верх натягивается телячья, козья или рыбья[5] кожа. В последнее время популярны металлические дарбуки (алюминий или медь), мембраной служит специальный пластик. Встречаются также керамические дарбуки с пластиковой мембраной и металлические в сочетании с кожей.
Металлические дарбуки с пластиковой мембраной выгодно отличаются тем, что можно настраивать звук, контролируя степень натяжения мембраны с помощью болтов, а также тем, что практически неуничтожимы. Глиняные же барабаны гораздо более хрупкие, а кожаная мембрана очень чувствительна к влаге (рыбья кожа чуть более стойка к воде, чем козья или телячья).
Иногда внутрь дарбуки помещают нечто вроде бубна — небольшие съёмные металлические тарелочки (zills (англ.)), позвякивающие при игре.
Средняя высота инструмента — 350—400 мм, диаметр — около 280 мм, хотя встречаются, конечно, разные. В зависимости от размера и, соответственно, звучания, дарбуки могут носить разные названия. Например, в Египте существует деление на табла (соло-барабан), дохолла (басовая дарбука) и симбати (сумбати) — нечто среднее между таблой и дохоллой[6].
Есть два основных типа дарбук: египетская дарбука и турецкая. У египетских дарбук края верхней части барабана сглажены (такие дарбуки часто называют думбеком), у турецких — нет. Такое строение даёт свои преимущества в технике игры для каждого типа: округлые края египетского думбека щадят пальцы и облегчают перекаты пальцами, но затрудняют щелчки; у турецкой дарбуки — наоборот. Однако, не следует думать, что тип барабана делает какую-то технику невозможной.
У инструментов «традиционного изготовления» мембрана закреплена верёвкой; у металлических дарбук мембрану сверху охватывает металлическое кольцо, крепящееся к корпусу болтами. У египетских дарбук эти болты утоплены в кольцо, у турецких вынесены вовне, что может мешать новичкам. Количество болтов обычно от пяти до восьми. Чем больше болтов, тем точнее можно настроить звучание барабана[7].
Возникающий из-за кубкообразной формы резонанс Гельмгольца позволяет добиваться гулкого и глубокого баса при несильном ударе. Этим же объясняется то, что думбеки с узкой «шейкой» корпуса генерируют более низкий звук при ударе по центру мембраны, чем те, у которых «шейка» шире.
В зависимости от региона, эти барабаны могут называться по-разному. Соответственно, структура может слегка отличаться.
Инструмент традиционно держат с левой стороны. Играют чаще всего сидя (барабан на коленях, левая рука его придерживает; или же дарбука зажимается между колен) или стоя (барабан прижимается к левому боку, подвешивается на специальном ремне или кладётся на левое плечо). Играют на дарбуке ладонями и пальцами обеих рук. Ведущей при этом является правая рука, левая же используется в основном для орнаментирования ритма[9]. Такое положение инструмента и сам принцип игры на нём очень схожи с техникой игры на рике.
Существует также техника комбинированной игры рукой и палочкой (в Турции такую палочку называют çubuk[10]), распространённая в Турции, на Балканах и в Египте. Эта техника широко применяются местными цыганами.
Основных тонов два: низкий, получаемый от удара ближе к центру мембраны, и высокий, когда пальцы бьют по краю барабана. Несмотря на это, есть множество способов извлекать звуки, поэтому ритмы очень насыщены и богаты декоративными элементами, вроде щелчков или тремоло.
Разнообразие способов извлечения звуков велико: простые удары ладонью в район центра дарбуки (низкий), удары пальцами по краям, различные техники перекатывания пальцев (например, сплит-фингер), звонкие шлепки ладонью, звонкие и глухие щелчки, удары по корпусу дарбуки, просовывание руки внутрь барабана для изменения тембра низкого удара, игра на внутренней поверхности мембраны, трение мембраны, приглушение звука прижиманием мембраны пальцами/ладонью и т.д. Для заполнения ритма в интервалах используются и хлопки в ладоши.
Ритмы записываются с использованием несложного обозначения для звуков, например:
1-+-2-+-3-+-4-+-
, где
D-D-tkT-D-tkT-tk
D — это Dum, низкий звук при ударе ладонью в центр барабана;
t — tek,не очень высокий звук удара правой рукой по краю дарбуки;
k — ka, тот же tek, но для левой руки[11]. T - te, высокий звук удара правой рукой по краю дарбуки; K - ka,тот же te, но для левой руки То есть можно прочитать ритм как «ДумДум-текаТек-Дум-текаТек-тека». Повторив несколько раз без паузы между повторами, можно уловить ритм.
Прописные буквы используются для передачи акцентированных ударов, строчные — для передачи обычных. Основу ритма составляют акцентированные (сильные) удары, в то время как более слабые удары являются декоративными, то есть «заполняют» ритм. В этом примере основной ритм — D-D-__T-D-__T-__
, все неакцентированные t и k — заполнение. Последняя комбинация tk обычно называется «мостиком» и служит для органичного соединения ритма.
ритм | название | примечание |
---|---|---|
1-+-2-+-3-+-4-+- D-T-__T-D-__T-__ D-T-tkT-D-tkT-tk |
максу́м (maqsoum) 4/4 | Распространён повсеместно. |
1-+-2-+-3-+-4-+- D-D-__T-D-__T-__ D-D-tkT-D-tkT-tk |
ба́лади (baladi) 4/4 | Более фольклорный вариант максума, играется медленнее. |
1-+-2-+-3-+-4-+- D-T-__D-D-__T-__ D-T-tkD-D-tkT-tk |
саи́ди (sayidi) 4/4 | Удвоен средний dum; популярен в Верхнем (Южном) Египте. |
1-+-2-+-3-+-4-+-5-+-6-+-7-+-8-+- D---__T---__T---D---D---T---____ |
чифтете́ли (shiftatelli) 8/4 | Популярен в Греции и Турции, играется медленно. |
1-+-2-+-3-+-4-+-5-+-6-+-7-+-8-+- D---D---____T---D---____T---T--- D---D---tktkT-tkD-tktkT-TktkT-tk |
масму́ди (masmoudi) 8/4 | Масмуда — одно из племён берберов в Марокко (en). |
1-+-2-+- Dk-kD-k- DtktDktk |
фалла́хи (falahi) 2/4 | Играется в два раза быстрее, чем максум. «Простонародный» ритм (см. феллах). Популярен в Верхнем Египте. |
1-+-2-+- D--kD-T- D-kkD-S- |
айю́б (ayub) 2/4 | Похож на фаллахи, распространён повсеместно. В медленной форме используется в ритуальном трансовом танце «зар» (иногда этот ритм так и называют — «зар») в Северной Африке. |
1-+-2-+- D--T--T- DkkTkkTk |
малфу́ф (malfouf) 2/4 | Очень популярный ритм, часто используется в современной поп-музыке в Египте и Ливане. |
1-+-2-+-3-+-4-+-5- D-__T-__D-__T-T-T- D-kkT-kkD-kkT-T-T- |
карсила́ма (karsilama) 9/8=2+2+2+3 | Означает «лицом к лицу», играется сначала медленно, а затем быстро: 1 2 3 123. Популярен в народных греческих и турецких песнях, а также в современном турецком джазе. |
Множество ритмов являются синкопированными, то есть ритм образуют как сильные, так и слабые звуки.
Впервые дарбука в западной классической музыке была использована в опере Гектора Берлиоза «Троянцы» (Les Troyens, 1863), в «Танце нубийских рабов» в IV акте. Первые композиции для дарбуки и оркестра были написаны Халимом Эль-Дабхом (en) в 1950-х; премьера его Fantasia-Tahmeel состоялась в Нью-Йорке в 1958 году. Струнным оркестром дирижировал Леопольд Стоковский. В середине 1960-х дарбука становилась всё популярнее в арабских оркестрах, в 1966 она уже играла значительную роль в классичекой пьесе «Факаруни» (в исполнении Умм Кульсум). Сейчас дарбука широко применяется в современной арабской поп-музыке.
Думбек также используется во многих музыкальных коллективах. Традиционный танец живота без этого инструмента немыслим. Дарбука также используется в музыке для народного танца дабке, популярного в Леванте.
В Египте и Турции дарбуки можно купить везде и разного качества, от пакистанской железки с пластиком за несколько долларов до украшенных перламутром шедевров ручной работы за несколько сотен.
Есть известные международные фирмы-производители вроде Remo или Meinl (которая различает думбеки и дарбуки). Очень известны фирмы Gawharet el Fan, Alexandria (Египет) и Kevork (Ливан). Многие мастера часто подписывают свои работы внизу инструмента.
Ещё одним популярным производителем и одновременно импортёром дарбук является Mid-East Mfg.
В Турции широко распространены дарбуки турецкой фирмы Saz
И больше ни слова про все эти звуки.
Да пощадит Господь разум всех,
Играющих на тарабуке!
Армянские музыкальные инструменты | |
---|---|
Ударные | Дхол • Давул • Дарбука • Тмбук • Дапп • Цннга |
Духовые | Зурна • Дудук • Ней • Шви • Сулич • Кавал • Сринг • Авагпог • Шепор • Пог • Ехджерапог • Галарапог • Паку • Паркапзук |
Струнные | Канон • Чогур • Чагане • Барбет • Бамбир • Ченг • Сантур • Ганун • Тавих • Каман • Джутак • Вин • Пандир • Джнар • Тар • Саз |
Шумовые | Кшоц |
Музыкальные инструменты мусульманской Африки | |
---|---|
Мембранные инструменты | |
Ударные | дарбука | рик |
Струнные инструменты | |
Смычковые | ребаб |
Щипковые |
|
|
|
Музыкальные инструменты Чёрной Африки |
Азербайджанские музыкальные инструменты | ||
---|---|---|
Ударные | Лаггуту • Нагара • Голтуг нагара • Джура нагара • Беюк нагара • Гоша нагара • Даф • Дарбука | |
Духовые | Ней • Зурна • Балабан • Тулум • Тютек | |
Струнные | Гопуз • Чогур • Чаган • Барбет • Ширванский танбур • Ченг • Руд • Сантур • Саз • Тар • Кяманча • Ганун |
Ударные музыкальные инструменты | |||||
---|---|---|---|---|---|
Инструменты с определённой высотой звучания | |||||
Мембранофоны | |||||
Деревянные идиофоны | |||||
Металлические идиофоны |
|
||||
Инструменты с неопределённой высотой звучания | |||||
Мембранофоны |
|
||||
Деревянные идиофоны |
Корейские колокола • Деревянная коробочка • Трещотка • Хлопушка • Кастаньеты • Гуиро • Марака • Ложки • Клаве |
||||
Металлические идиофоны |
|
||||
См. также | |||||
Дарбука.