05-09-2023
Дво́ечник — неуспевающий ученик школы, техникума или университета, который имеет по крайней мере один или больше учебных предметов, сданных на оценку «неудовлетворительно». Двойка (по 5-балльной системе оценки знаний) ставится за невыполнение учебного задания. Чтобы продолжить образование двоечник часто вынужден повторить курс ещё раз в следующем учебном году (для школы) и таким образом он становится второгодником, или пересдать экзамен на доп. сессии, если он учится в техникуме или университете.
Термин «двоечник» распространён на территории бывшего СССР, поскольку оценке «неудовлетворительно» соответствовала оценка «2» по пятибалльной системе.
Содержание |
Словарь Ушакова относит слово двоечник к арго и считает его устаревшим.[1] Тем не менее, слово широко употребляется как в бытовом обиходе, так и в научных статьях, посвящённых психологии и педагогике.[2][3][4][5][6][7]
Социально-психологическим аспектам обучения неуспевающих (двоечников) уделено много внимания в науке и публицистике. В большинстве научных работ по данной теме вместо слова двоечник применяется термин неуспеваемость. Некоторые учёные считают более корректным по отношению к двоечнику употребление термина неуспешность.[7][8]
Иногда cлово «двоечник» употребляется в переносном смысле: так называются люди или объекты, существенно отстающие от других по каким-либо показателям.[9]
В педагогике выделяют различные типы неуспевающих учеников. Признаками классификация выступают отношение к учёбе и качество мыслительной деятельности ученика.[10]
Причины, по которым учащиеся становятся неуспевающими, «двоечниками», достаточно разнообразны.
Данные социологических исследований в России показывают, что учащиеся мужского пола становятся двоечниками почти в 3 раза чаще, чем женского (см. таблицу).
Влияние гендерных различий на успеваемость ребёнка, %[4] | ||
Школьная успеваемость | Мужской пол | Женский пол |
Отличники | 14 | 39 |
Хорошисты | 30 | 31 |
Хорошисты-троечники | 32 | 21 |
Троечники-двоечники | 24 | 9 |
Согласно тем же исследованиям двоечниками чаще всего становятся дети родителей, получивших неполное среднее или только начальное образование. Двоечниками становятся 24 % детей родителей с неполным средним образованием и ниже, 19 % детей родителей со средним образованием, 7 % детей родителей с высшим образованием.[4]
В качестве методов воздействия на двоечников применяются вызов родителей в школу, отчисление за неуспеваемость.
Для улучшения успеваемости двоечников для них также могут устраивать дополнительные занятия, прикреплять к ним успевающих учеников. В России такая практика была характерна в основном для советских времён.
В педагогике разрабатываются методические подходы, учитывающие индивидуальные особенности, интересы и способности учеников и дающие хорошо учиться каждому. Для их реализации требуются особые усилия со стороны учителя, постоянное внимание, личностный подход к такому ученику. В России внедрение таких подходов реализуется недостаточно.[11]
Иногда кампании по повышению уровня успеваемости и ликвидации такой категории как двоечники проводятся на уровне государственных программ — например, известная программа «No child left behind» в США. В рамках программы школы обязаны предоставлять двоечникам репетиторов.[12]
Предполагается, что в высшем учебном заведении двоечники учиться не должны. В России абитуриенты, получившие на вступительном экзамене неудовлетворительную оценку, к дальнейшей сдаче других вступительных экзаменов не допускаются. Если студент высшего учебного заведения получает во время экзаменационной сессии оценку «неудовлетворительно», он обязан в кратчайшие сроки этот экзамен пересдать. При трёх оценках «неудовлетворительно» студента отчисляют из высшего учебного заведения с формулировкой «за академическую неуспеваемость». Студенты, получившие двойку на государственном экзамене или на защите выпускной квалификационной работы, не получают диплом о высшем образовании. Однако у них есть возможность пересдать итоговые аттестационные испытания в срок не менее 3 месяцев и не более 5 лет.[13]
Отношение в обществе к двоечникам в целом негативное, некоторые считают их изгоями. Часто образ жизни двоечника ассоциируется с распитием спиртных напитков, курением и употреблением наркотиков.
Кроме того, некоторые педагоги считают, что двоечники в классе необходимы для полноценного развития учащихся всего класса.[14]
Часто встречается. Для советской литературы был характерен образ «исправившегося двоечника».
Двоечник — распространённый типаж в кинематографе, мультфильмах и аниме:
Двоечники, как и отличники, зачастую становятся героями школьных и студенческих анекдотов. Например:
— Как у тебя дела в школе, сынок?
— Я с отцом двоечника не разговариваю!
Двоечник.