20-04-2023
«День геноцида азербайджанцев» | |
---|---|
Тип | памятная дата |
Установлен | 26 марта 1998 года |
Отмечается | Азербайджан |
Дата | 31 марта |
Празднование | рабочий день |
Традиции | проводятся мероприятия, посвящённые памяти жертв национальной резни |
Связан с | массовые убийства азербайджанцев армянскими националистами в Баку, Шемахе и других городах Восточного Закавказья в марте 1918 года[1] |
День геноцида азербайджанцев (азерб. Azərbaycanlıların Soyqırımı Günü) — официальная памятная дата в Азербайджане, отмечается 31 марта, установлена указом президента Азербайджанской Республики Гейдара Алиева «О геноциде азербайджанцев» от 26 марта 1998 года[1].
В этот день в Азербайджане и азербайджанской диаспорой за рубежом[2][3][4][5][6] проводятся публичные мероприятия, посвящённые памяти жертв Мартовских событий 1918 года в Баку и Бакинской губернии[7][8][9][10][10][11].
Содержание |
Как было заявлено в указе Гейдара Алиева, лишь обретение Азербайджаном независимости позволило «воссоздать объективную картину исторического прошлого» азербайджанского народа. Одной из страниц истории, долгие годы скрывавшихся, является, согласно тексту указа, факт «неоднократного геноцида» по отношению к азербайджанскому народу, не получившего «должной политико-правовой оценки»:
С подписанных в 1813 и 1828 годах Гюлистанского и Туркманчайского договоров началось расчленение азербайджанского народа, передел наших исторических земель. Продолжением национальной трагедии разделённого азербайджанского народа стала оккупация его земель. В результате реализации этой политики в кратчайшие сроки было осуществлено массовое переселение армян на азербайджанские земли. Неотъемлемой частью оккупации азербайджанских земель стала политика геноцида[1].
Как говорится в указе, армяне, составлявшие меньшинство, тем не менее «под опекой своих покровителей добились создания» искусственного административно-территориального образования — «так называемой Армянской области», что создало «предпосылки для реализации политики изгнания азербайджанцев со своих земель и их уничтожения». Эта политика основывалась на пропаганде идей «великой Армении» и «создании ложной истории армянского народа», искажении истории Азербайджана и в целом Кавказа. В 1905—1907 гг. это привело к «широкомасштабным кровавым акциям против азербайджанцев», «зверствам», охватившим весь Азербайджан и азербайджанские сёла на территории нынешней Армении[1].
Более краткий «список преступлений, совершённых воинствующими армянскими националистами и их идеологами против нашего народа», Гейдар Алиев привёл в обращении к народу от 27 марта 2003 года:
История нашего народа в грубой форме искажалась, армянские историки и идеологи прилагали настойчивые усилия, чтобы приписать себе наши топонимы и памятники культуры. <…> Массовое размещение армян на наших исторических землях после раздела Азербайджана между Россией и Ираном, резня, учиненная армянскими дашнаками по отношению к азербайджанцам в 1905 и 1918 годах, передача Зангезура армянам в 20-х годах, создание армянской автономии на территории Карабаха, депортация наших соотечественников из Армении в 1948—1953 годах являлись составными частями единого стратегического плана. Новые территориальные претензии Армении к Азербайджану в конце 80-х годов прошлого столетия при подстрекательстве руководства СССР привели к широкомасштабной войне, оккупации армянскими вооружёнными формированиями 20 процентов азербайджанских земель и к тому, что около миллиона наших соотечественников стали беженцами и вынужденными переселенцами. А учиненная в феврале 1992 года Ходжалинская трагедия останется в истории как акт невиданного по своей жестокости и беспощадности геноцида, направленного против человечности. <…> В результате продолжающейся столетиями этой шовинистической и воинствующей политики исконные азербайджанские земли были захвачены агрессивными соседями, десятки тысяч наших соотечественников зверски убиты, тысячи памятников материальной и духовной культуры варварски уничтожены. <…> В отличие от воинствующих армянских националистов, неустанно разглагольствующих на весь мир о лживом «геноциде» и использующих это для приобретения политических и финансовых дивидендов, получения каких-то «компенсаций», мы, доводя до мира всю правду о геноциде азербайджанцев, не преследуем подобной цели [12].
«Независимая газета» отмечает, что Указ обвиняет в геноциде азербайджанцев Россию и Армению и «все увеличивающееся количество народов бывшего СССР, которые задним числом констатируют проведение в отношении них политики геноцида — либо Российской империей, либо советским руководством, либо нынешней Россией, либо (на худой конец) ближайшими соседями» [13] .
Как указывает российский историк и политолог Сергей Маркедонов, таким образом Гейдар Алиев фактически ввёл в политический оборот концепцию «геноцида азербайджанцев». Центральной идеологемой Азербайджана стал образ государства, подвергшегося военной агрессии соседней страны, — такую оценку разделяют официальные власти и все сколько-нибудь влиятельные общественные объединения Азербайджана[14].
По мнению британского журналиста Тома де Ваала, автора книги «Чёрный сад» о Карабахском конфликте, выбор Гейдаром Алиевым термина «Геноцид» в качестве понятия, объединяющего разрозненные события из истории азербайджанского народа, наводит на мысль о том, что установление Дня геноцида азербайджанцев имеет отношение не к истории, а, скорее, к современности: если у Армении есть День памяти геноцида, то почему бы и Азербайджану не иметь аналогичную памятную дату?[15].
Российский историк Виктор Шнирельман также отмечает, что указ Алиева о «Дне геноцида азербайджанцев» является частью азербайджанской государственной программы по переписыванию истории Закавказья [16] (подробнее см. Фальсификация истории в Азербайджане).
Как указывает Шнирельман, во время представленной в указе «национальной трагедии расчленения азербайджанского народа» (1813 и 1828 гг.) «восточнокавказские тюрки ещё и не думали о том, чтобы становиться „азербайджанским народом“, и даже не знали этого термина»[16]. По мнению исследовательницы Ширин Хантер, искажённое понимание многими азербайджанцами подлинного характера культурных, этнических и исторических связей между Ираном и Азербайджаном связано с наследием, оставшимся современной Азербайджанской Республике от «советской практики исторических фальсификаций» — к таким историческим мифам она относит, в частности, представление о существовании в древности единого азербайджанского государства, включавшего бо́льшую часть территории нынешнего северного Ирана, которое оказалось разделено на две части в результате российско-иранского сговора[17].
Точка зрения Гейдара Алиева, согласно которой земли, на которые в начале XIX века переселялись армяне, являются исконными историческими землями азербайджанцев, принята только в Азербайджане и квалифицируется другими учёными как государственная программа создания национальной мифологии [16] и фальсификация истории[18][19] [20].
Говоря о приведённых Гейдаром Алиевым цифровых данных (20 % азербайджанских земель, оккупированные армянскими вооружёнными формированиями, и около миллиона беженцев), Владимир Казимиров, руководитель посреднической миссии России по Нагорному Карабаху в 1992—1996 гг., характеризует их как «классику подтасовок» и контрпродуктивные доводы[21], а Де Ваал относит к ложной статистике, введённой в оборот Гейдаром Алиевым [22] .
Вопреки утверждению Гейдара Алиева о том, что армяне приписывают себе топонимы и памятники азербайджанской культуры, историки за пределами Азербайджана считают, что, наоборот, азербайджанские учёные приписывают себе памятники армянской культуры и фальсифицируют переиздания исторических книг без упоминания в них армянских топонимов и наличия армянского населения[16][23][24][25][26][27].
Утверждение Гейдара Алиева о том, что геноцид армян был «лживым», не поддерживается большинством историков.
Профессор Ближневосточной истории из университета Мичиган-Дирборн Ара Санджян отмечает, что азербайджанские аргументы по геноциду идут рука об руку с азербайджанским тезисом, что армяне являются пришлыми на проживаемых территориях, а геноцид азербайджанцев начался с русского завоевания Закавказья, в ходе которого армяне были переселены на исконно азербайджанские земли. [28]
Следует отметить, что ранее Гейдар Алиев оценивал мартовские события в Баку как антисоветский мятеж мусаватистов, ликвидированный благодаря решительным и твердым мерам, принятым большевиками.[29]
Нынешний азербайджанский президент Ильхам Алиев, сын Гейдара Алиева, вслед за своим отцом продолжает утверждения о геноциде азербайджанцев. По его словам, «Политика геноцида и агрессии со стороны армянских националистов в отношении народа Азербайджана имеет двухсотлетнюю историю»[14]:
Цель политики, около двухсот лет проводимой армянскими националистами против нашего народа военными, политическими, идеологическими и другими средствами, заключалась в вытеснении и изгнании азербайджанцев из родных очагов, их физическом уничтожении и захвате новых территорий, создании мифического государства «великая Армения». (…)В результате этой коварной политики исторические азербайджанские земли время от времени захватывались армянами, сотни тысяч наших соотечественников стали беженцами и вынужденными переселенцами, погибли десятки тысяч людей.[30].
Ильхам Алиев перечисляет те же самые этапы «геноцида»: «переселение армян в начале XIX века из Ирана и Османской империи на исконно азербайджанские земли Карабах и Зангезур», создание армянских национально-культурных и политических организаций, армяно-татарскую резню 1905—1906 гг., «передачу в 1920 г. Зангезура Армении», придание Нагорному Карабаху статуса автономии и пр. Как отмечает Сергей Маркедонов, эта идея носит явный конспирологический характер, так так предполагает существование некоего всеобъемлющего многовекового заговора армян против азербайджанцев, инструментами которого выступали Российская империя, а затем Советский Союз[14].
30 октября 2009 года Ильхам Алиев подписал распоряжение о создании в городе Куба, где было найдено массовое захоронение, «Мемориального комплекса геноцида».
В распоряжении главы Азербайджана говорится:
В начале прошлого века в результате политики массовых этнических чисток и агрессии, осуществляемой армяно-дашнакскими формированиями на азербайджанских землях, в Баку, Губе, Карабахе, Шамахе, Кюрдамире, Сальяне, Лянкяране и других регионах были уничтожены десятки тысяч невинных азербайджанцев, против нашего народа учинён один из самых трагических актов геноцида ХХ столетия.[31]
Согласно заместителю директора Института истории Национальной академии наук Азербайджана Джаби Байрамову в марте 1918 года армянами, в рамках геноцида азербайджанцев, было убито около 700 тыс. азербайджанцев. Участие Азербайджана в Великой Отечественной войне также трактуется Байрамовым как эпизод геноцида азербайджанцев:
Этот процесс был продолжен и в годы войны 1941—1945 годов. В этой войне от Азербайджана приняли участие 700 тысяч человек. Половина из них не вернулась обратно. 70—80 процентов молодых людей, отправленных на войну, не знали русского языка. Армяне расстреливали азербайджанцев под предлогом невыполнения приказов русских шовинистов.[32]
Как пишет Сергей Маркедонов, несмотря на то, что выдвинутая Гейдаром Алиевым концепция «геноцида азербайджанцев», как и азербайджанская этнонационалистическая историография, имеет множество недостатков и оперирует аргументами невысокого качества, она политически эффективна, позволяя представить себя в качестве жертвы перед общественным мнением Европы и США[14].
Он отмечает, что Азербайджан прилагает чрезвычайно активные усилия для пропаганды концепции геноцида азербайджанцев и воздействия на общественное мнение в странах Запада с помощью азербайджанской диаспоры, организованной и консолидированной Гейдаром Алиевым. Необходимость этой пропаганды является важным составным пунктом азербайджанской официальной ритoрики, посвященной предполагаемому геноциду. Эта пропаганда провозглашается «главной задачей сегодняшнего дня», для реализации которой «надо использовать все рычаги — правовые, экономические, идеологические и др.» [33] Как заявлял, например, Ильхам Алиев,
Перед правительством и гражданами Азербайджана, нашими соотечественниками, проживающими за рубежом, сегодня стоят две тесно связанные друг с другом важные задачи: достижение освобождения наших территорий от оккупации, возвращение вынужденных переселенцев к родным очагам и доведение правды о геноциде азербайджанцев до мировой общественности, разоблачение фальшивых тезисов коварной армянской пропаганды[30].
Как отмечает Сергей Маркедонов, азербайджанские политики говорят с политиками Запада на понятном тем языке, с выгодой для себя применяя понятную и популярную в западных политических и общественных кругах «теорию жертвы».
С учётом крайне малой осведомленности западного общественного мнения в истории и конкретике межэтнических отношений в Азии, теория геноцида азербайджанцев оказалась результативной. Американская публика, например, с трудом понимает разницу между геноцидом армян и геноцидом азербайджанцев, равно как и между самими этими этносами.
В результате Армения утратила в общественном мнении США и даже части стран Евросоюза ту безусловную поддержку, которой она пользовалась в начале 1990-х годов. Что же до Азербайджана, то прежний негативный образ как «страны погромов в Баку и Сумгаите» стал конкурировать с позитивным образом как «страны-жертвы», причём наблюдается тенденция к вытеснению первого вторым[14].
Профессор Ближневосточной истории из университета Мичиган-Дирборн Ара Санджян отмечает, что для привлечения евреев в качестве союзников против армян азербайджанская сторона утверждает, что наряду с геноцидом против азербайджанцев армяне также проводили геноцид против евреев в Азербайджане, однако аргументы на геноцид азербайджанцев и евреев в начале XX века получили малое распространение за пределами Азербайджана. Азербайджан также сделал несколько неудачных попыток провести резолюцию с этой точкой зрения через ПАСЕ [28] .
Геноцид азербайджанцев официально признан только в Азербайджане.
В ответ на десятки писем, адресованных губернатору штата Невада Джиму Гиббонсу посредством «Сети азербайджанцев Америки» («USAN») в ходе кампании, центральным действующим лицом которой был активист организации по штату Невада Боб Гюней[34] губернатор 31 марта 2009 года объявил 31 марта «Днем поминовения, чтобы почтить пострадавших в результате боевых действий, которые начались в марте 1918»[35][36]. В истории США это первый подобный случай, когда в связи с военными столкновениями в Баку объявляется официальный день поминовения. Джим Гиббонс распространил заявление, в котором содержались соболезнования в связи с гибелью в результате боевых столкновений в 1918 году десятков тысяч мирных азербайджанцев в Баку и других городах Азербайджана. В своем обращении губернатор также отметил, что его страна признает территориальную целостность Азербайджанской Республики и что официальный Вашингтон считает Нагорный Карабах территорией Азербайджана.[34][36][37]
Это решение вызвало протест армянской общины, считающей его инспирированным турецко-азербайджанскими группами интересов и направленным на то, чтобы отвлечь общественное внимание от геноцида армян и поддержать тех, кто выступает против самоопределения Нагорно-Карабахской Республики. События в Баку они рассматривают как отдельные акты насилия со стороны просоветских коммунистических сил в условиях гражданской войны, не являвшиеся широкой политикой, в отличие от Геноцида армян, Холокоста или геноцида в Дарфуре. [36]
День геноцида азербайджанцев наряду со штатом Невада отметили азербайджанцы Лос-Анджелеса[38].
31 марта 2009 года в Тбилисском государственном университете, в клубе «Аудитория друзей Азербайджана», состоялся научный семинар на тему «События 31 марта 1918 года в Азербайджане». Профессор ТГУ, доктор исторических наук Гурам Лордкипанидзе выступил с докладом на тему «Мартовские события 1918 года в Азербайджане и Грузии». Он поделился с участниками горькими воспоминаниями о мартовских событиях своих родителей, живших в то время в Баку. Профессор Сухумского государственного университета, доктор исторических наук Гурам Мархулия (уволен в 2012 году с должности профессора за армянофобию[39]) выступил с докладом «Дашнакцутюн и создание этнической армянской территории», а доктор исторических наук профессор Гурам Папацкири — «Южный Кавказ в 1918 году и силы, нарушающие стабильность в этом регионе». В завершение семинара состоялась презентация книги Айдына Балаева «Мартовские события 1918 года в Азербайджане», выпущенная в Тбилиси[3].
31 марта 2008 года сотни израильтян-выходцев из Азербайджана, проживающих в различных регионах Израиля, приняли участие в траурных мероприятиях, посвящённых геноциду азербайджанцев в XX веке. Израильтянами, приехавшими из Иерусалима, Герцлии, Тель-Авива, Кармиэля, Хайфы и Хадеры, ещё на исходе субботы 29 марта началось проведение церемонии поминовения в городе Афуле, в котором находится Азербайджанский культурный центр ассоциации «Азербайджан-Израиль» («АЗИЗ»). Создатель центра — председатель комитета по сохранению азербайджанского культурного и исторического наследия Егяна Сальман — предоставила гостям книги, журналы и фотоиллюстрации о геноциде азербайджанцев.
Участники траурных мероприятий направили президенту Азербайджана Ильхаму Алиеву письмо с соболезнованиями. В тексте письма отмечалось: «Для нас, живущих в десятках стран диаспоры выходцев из Азербайджана, политически и экономически стабильная, процветающая Азербайджанская Республика является символом уверенности в правоте его народов, кровью отстоявших свободу и независимость своей Родины». Отмечается, что мероприятие было впервые проведено в Израиле с размахом через 4 дня после решения Кнессета обсудить в одной из парламентских комиссий тему геноцида армян[2].
По инициативе Конгресса азербайджанцев Бенилюкса (КАБ) и Организации солидарности «Азербайджан-Голландия» 30 марта 2009 года в голландском городе Роттердам прошла акция протеста, приуроченная ко Дню геноцида азербайджанцев — 31 марта.
В акции участвовали представители азербайджанской, турецкой, а также польской диаспоры. Участники акции были одеты в рубашки с изображением карты оккупированных территорий Азербайджана на груди и жертв геноцида — на спине. Протестовавшие осудили геноцид, учинённый армянами по отношению к азербайджанцам[4].
День геноцида азербайджанцев в 2009 году был отмечен в странах Средней Азии. Согласно азербайджанским данным, в мероприятиях, посвящённых событиям 1918 года, в посольстве Азербайджана в Казахстане участвовали представители казахской интеллигенции, а также азербайджанской, турецкой, ингушской, киргизской, украинской и грузинской диаспор[40].
День геноцида азербайджанцев.