Light-industry-up.ru

Экосистема промышленности

Дешевов, Владимир Михайлович

29-07-2023

Владимир Михайлович Дешевов (11 февраля 1889, Санкт-Петербург27 октября 1955, Ленинград) — российский композитор.

Содержание

Биография

Сын горного инженера и камерной певицы, внук пианистки. В семье, с 1892 жившей в Царском селе, все увлекались музыкой, отец изучал теорию и сконструировал домашний орган. Владимир учился в Николаевской императорской гимназии, директором которой был Иннокентий Анненский, затем — в реальном училище Николая II. Познакомился и подружился с С.Прокофьевым (впоследствии они переписывались). Посещал музыкальные концерты в Павловске[уточните викиссылку], брал частные уроки у композитора А.Пащенко. Постоянно бывал в доме Аренсов вместе с В.Комаровским, Н.Гумилевым, Н.Пуниным и др. В 1908 поступил в Петербургскую консерваторию. Среди преподавателей — А.Лядов, А.Гаук, за развитием музыканта с интересом следили А.Глазунов, Б.Асафьев. В 1913 фортепианный этюд Дешевова был исполнен в Петербурге на концерте певицы Забелы-Врубель.

Закончил консерваторию в 1914. С началом войны был призван в армию, воевал вплоть до начала февральской революции. В дальнейшем преподавал в Елизаветграде, в Севастополе, где в 1920 организовал и возглавил Народную консерваторию. Несколько месяцев работал в Харькове. В 1922 вернулся в Петроград. Принадлежал к левому крылу ленинградских композиторов. Был близок к обериутам. О музыке Дешевова высоко отозвался Дариюс Мийо, в 1926 посетивший Ленинград (после этого Мийо и Дешевов в течение нескольких лет оживленно переписывались). Преподавал в музыкальных техникумах, выступал дирижёром в драматических театрах.

Написал музыку к более чем 30 драматических и 5 музыкальных спектаклей, в том числе — к спектаклю ленинградского театра марионеток Гулливер в стране лилипутов (1936); многие произведения не были поставлены или тут же сняты с репертуара. Работал в кино: им написана музыка к мультипликационному фильму Почта (1930, по одноименному стихотворению Маршака), к фильмам Обломок империи, Слуга двух господ, Академик Павлов и др.

Наследие

Большинство произведений Дешевова остались в архивах, многое не сохранилось. Систематическое изучение его наследия только начинается. С конца 1990-х — начала 2000-х годов сочинения Дешевова все чаще исполняются в России и за рубежом вместе с наследием Рославца, Мосолова, Алексея Животова, Леонида Половинкина и других представителей пореволюционного музыкального авангарда России. Ряд его произведений исполнили Олег Малов, Валерий Попов, Антон Батагов и др.

Сочинения

Музыка для сцены

Оперы

Балеты

  • Красный вихрь (1924)
  • Джабелла (1926)
  • Джейранг (начало 1930-х)
  • Бэлла
  • Сказка о мертвой царевне и семи богатырях (1949)

Оперетты

  • Багдадский фокусник (1927)
  • Дружная горка (1928)

Камерная и симфоническая музыка

  • 1918 год, симфоническая поэма (19191923)
  • Медитации для фортепиано (1921)
  • Рельсы (1926)
  • Китайская сюита (1926)
  • Японская сюита (1927)
  • Прелюдия (1927)
  • Токката (1927)
  • Этюд (1929)
  • Пляс шамана (1931)
  • Самаркандская сюита (1931)
  • Русская сказка (1947)
  • Русская увертюра (1950)
  • Ленинград (1953)

Литература

  • Sitsky L. Vladimir M. Deshevov: The Man of Theater// Idem. Music of the repressed Russian avant-garde, 1900-1929. Westport: Greenwood Press, 1994, p.171-182
  • Шен Д. (И. Д. Бушен). Владимир Михайлович Дешевов. Л.: Советский композитор, 1961

Ссылки

  • [1]
  • [2]
  • [3]
  • О постановке оперы Лёд и сталь в Германии, 2007

Дешевов, Владимир Михайлович.

© 2014–2023 light-industry-up.ru, Россия, Краснодар, ул. Листопадная 53, +7 (861) 501-67-06