01-10-2023
Абдуррахмани Джами | |
جامی | |
Портрет Джами кисти Кемаледдина Бехзада (XV век, копия XVII века, сделанная для одного из императоров династии Великих Моголов) | |
---|---|
Дата рождения: | |
Место рождения: |
Джам, близ Нишапура |
Дата смерти: | |
Место смерти: |
Герат |
Джами́ (перс. جامی, тадж. Ҷомӣ - Нуридди́н Абдуррахма́н ибн Ахма́д, 18 августа 1414, Джам, близ Нишапура, Хорасан — 19 ноября 1492, Герат) — персидско-таджикский поэт, философ, теоретик музыки. Джами считается завершителем классического периода поэзии на персидском языке.
Содержание |
Джами родился в семье влиятельного духовного лица, получил образование в Герате и Самарканде. В дальнейшем отказался от придворной карьеры и примкнул к суфийскому ордену «накшбанди». В 1456 году стал главою гератского ордена. Характерная черта творчества Джами — многожанровость. Он пользовался всеми традиционными поэтическими формами — месневи, касыда, газель, рубаи, кыт’а. Джами — автор трактатов о рифме и метрике, о музыке, о составлении шарад му'амма (искусства, широко распространённого в XV веке). Наставник и друг Алишера Навои.
Расцвет его творчества, относящийся к периоду после 1474 года, открывается религиозно-философскими касыдами «Море тайн» (1475) и «Сияние духа», в которых Джами осуждает рационализм Ибн Сины, и сборником биографий суфийских святых «Дуновения дружбы из обители святости» (1476—1478). В 1480—1487 годах Джами завершает цикл поэм (дастанов) «Семь корон» («Созвездие Большой Медведицы») .
«Семь корон»:
Труд о музыке Джами обобщает достижения предшественников — аль-Фараби, Ибн Сины, Сафи-ад-Дина Урмави, Абд аль-Кадира Мараги. Первая часть («книга») труда посвящена учению о композиции, вторая — учению о ритме. Джами рассматривает интервалы и интервальные системы (тетрахорды, пентахорды и бо́льшие по объёму звукоряды вплоть до 17-ступенного октавного звукоряда уда), обсуждает ладовую систему макома. В учении о ритме Джами выделяет наименьшую единицу (аналогичную греческому «хронос протос») под названием «накр», вводит понятие «ритмического круга» (аналогичное европейскому ритмическому остинато). В учении о музыкальной композиции Джами уделяет особое внимание корреляции (поэтического) текста и музыки.
Джами.