Light-industry-up.ru

Экосистема промышленности

Джуринский, Александр Наумович

21-05-2023

Александр Наумович Джуринский
Дата рождения 5 июня 1941(1941-06-05) (82 года)
Место рождения Немиров, Винницкая область, УССР, СССР
Страна  СССР Россия
Научная сфера Педагогика
Место работы Московский педагогический государственный университет[1]
Альма-матер Казахский национальный педагогический университет имени Абая[2]
Учёная степень кандидат исторических наук, доктор педагогических наук[2]
Учёное звание профессор[2], академик РАО[3]
Научный руководитель Ю. В. Борисов
Награды и премии

Александр Наумович Джуринский (род. 5 июня 1941 года в г. Немиров Винницкой области Украинской ССР, СССР) — советский и российский учёный, кандидат исторических[4] и доктор педагогических наук[5], профессор, академик[6][7] Российской академии образования[3], иностранный член Академии педагогических наук Казахстана[8], почётный профессор Московского педагогического государственного университета[1].

Биография

Мать Полина Ефимовна Джуринская — воспитанница педагога А. С. Макаренко[9].

1958 г. — окончил общеобразовательную школу № 40 в г. Алма-Ате[10] .

1963 г.- окончил с отличием Казахский государственный педагогический институт им. Абая (КазПИ им. Абая; ныне Казахский национальный педагогический университет им. Абая, КазНПУ)[2] (Қазақ ұлттық педагогикалық университеті. Абай).[4][5]

1963 г. — учитель сельской школы в Джамбульской области (Казахская ССР)[1].

1963—1966 гг. — аспирант Университета им. С. М. Кирова (г. Алма-Ата)[1].

1967—1971 гг. — доцент КазПИ им. Абая[2].

1971—1985 гг. — старший научный сотрудник Академии педагогических наук СССР[11].

1977—1978 гг. — стажёр Университета Париж Декарт — Париж V (Франция)[2] (L’université Paris-Descartes — Paris-V)[1].

1985—1995 гг. — доцент, профессор кафедры педагогики Московского педагогического государственного университета (МПГУ) (до 1990 г. — Московский государственный педагогический институт имени В. И. Ленина)[12].

1992—1995 гг. — иностранный профессор Университета Цукубы (Япония)[2] (大学図書館),

1995—1996 гг. — профессор кафедры педагогики начального обучения МПГУ[12].

1996—2014 гг. — заведующий кафедрой трудового и эстетического воспитания МПГУ[12].

2014 г. — по настоящее время — профессор кафедры теории и практики начального образования МПГУ[4]

2012 г. — иностранный профессор Казахского государственного женского педагогическо университета[1]

2013 г. — иностранный профессор КазНПУ (Алма-Ата, Казахстан)[1]

2004 г. избран членом-корреспондентом Российской академии образования[3]

2013 г. избран иностранным членом Академии педагогических наук Казахстана[2][8]

2015 г. избран академиком Российской академии образования[3]

2017 г. избран почётным профессором МПГУ[1].

Награды

Серебряная медаль по окончании средней школы (1958)[13]

Медаль За освоение целинных земель (1968)[14][15][10]

Медаль Ветеран труда (1990)[14][15][10]

Медаль В память 850-летия Москвы (1997)[14][15][10]

Премия Правительства Российской Федерации в области образования (2011)[14][15][10]

Золотая медаль За достижения в науке РАО (2017)[14][15][10]

Медаль За заслуги в развитии истории педагогики (2016)[14][15][10]

Премия Выбор вузов России издательства Юрайт (2013)[14][15][10]

Премия имени Л. С. Выготского МПГУ (2018)[14][15][10]

Научная и педагогическая деятельность

Специалист по общей истории, истории педагогики, сравнительной педагогике, образованию в многонациональном социуме.

В 1967 г. защитил кандидатскую диссертацию «Советско-французские отношения (1944—1947 гг.)»[4] в Московском государственном институте международных отношений (научный руководитель — Ю. В. Борисов).

В 1985 г. защитил докторскую диссертацию «Основные тенденции развития теории и практики общего образования во Франции с конца XIX в. до второй мировой войны»[5] в НИИ общей педагогики АПН СССР.

В своих трудах[1][16] актуализирует понимание объекта, целей, социокультурных, философских обоснований, классификации идей и практик в историко-педагогической науке, исследует генезис истории педагогики в российской, региональных и мировой цивилизациях, творчество классиков педагогики, историю педагогических инноваций. В сферу научных интересов входят оценки статуса, терминологии, объекта, предмета, функций, цели, задач, методов сравнительной педагогики, сопоставительные характеристики педагогических идей, концепций и теорий, систем образования в России и за рубежом на современном этапе. Изучает субъекты, концепты, школьную политику, практики воспитания и обучения в многонациональном социуме. Разрабатывает проблемы истории педагогики и сравнительной педагогики как учебных предметов. Автор учебников, учебных пособий, курсов, программ для бакалавров, магистров, аспирантов по истории педагогики, сравнительной педагогике, образованию в многонациональном социуме, педагогике и образованию в отдельных странах[13][17] , используемых в вузах России и ближнего зарубежья.

Один из основателей Совета по сравнительной педагогике при Российской академии образования[1].

Член Бюро отделения философии образования и теоретической педагогики РАО[6].

Член диссертационных советов 212.154.11 и 212.154.21[18] по защите докторских и кандидатских диссертаций МПГУ.

Консультант двух докторских и руководитель тринадцати кандидатских успешно защищённых диссертаций[13].

Член Европейского общества сравнительной педагогики[1].

Член редакционного совета журнала «Наука и школа»[19].

Библиография

Опубликовал свыше 230 научных работ, в том числе 28 персональных и 9 коллективных монографий,19 учебников и учебных пособий. В их числе:

Книги

  • Джуринский А. Н. Высшее образование в современном мире: тренды и проблемы.2-ое изд., испр. и доп. Монография. — М.: Прометей, 2018, — 220 с. — ISBN 978-5-907003-14-9.
  • Джуринский А. Н. Поликультурное образование в многонациональном социуме. Учебник, 2-е изд. перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2018. — 252 с. — https://urait.ru/book/istoriya-pedagogiki-i-obrazovaniya-v-2-ch-chast-1-s-drevneyshih-vremen-do-xix-veka-421496
  • Джуринский А. Н. История педагогики и образования. XX—XXI века. Часть 2. Учебник, 3-е изд., испр. и доп, — М.: Юрайт, 2018.- 283 с. — https://urait.ru/book/sravnitelnaya-pedagogika-412902
  • Джуринский А. Н. История педагогики и образования. Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт , 2014. — 676 с.- http://urss.ru/PDF/add_ru/159473-1.pdf
  • Джуринский А. Н. Сравнительное образование. Вызовы XXI века. Монография. — М.: Прометей, 2014. — 328 с. — https://search.rsl.ru/ru/record/01007851965
  • Джуринский А. Н. Сравнительная педагогика. Взгляд из России. Монография. — М.: Прометей, 2013. — 162 с. — ISBN 978-5-7042- 2381-8. — URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01004045588
  • Джуринский А. Н. Концепции и реалии мультикультурного воспитания: сравнительный анализ. Монография.- М.; Academia, 2008.- 304 с.- https://search.rsl.ru/ru/record/01002152513
  • Джуринский А. Н. Развитие образования в современном мире. Учебное пособие. 2-е изд., испр. и доп. — М.: ВЛАДОС. 2003. — 240 с.- https://web.archive.org/web/20181024195745/http://static.my-shop.ru/product/pdf/88/873896.pdf
  • Джуринский А. Н. История педагогики. Учебное пособие. — М.: ВЛАДОС,2000. — 432 с. — ISBN 5-691- 00196-5. — URL: http://studentam.net/content/category/4/113/124/
  • Джуринский А. Н. Модернизация образования и воспитания в США. Учебное пособие. — М.: УРАО. 2000,- 96 с. — URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01002449781
  • Джуринский А. Н. История зарубежной педагогики. Учебное пособие.- М.: Форум-Инфра-М, 1998. — 269 с. — http://sdo.mgaps.ru/books/K4/M2/file/2.pdf
  • Джуринский А. Н. Чему и как учат школьников в Японии. — М.: Российское педагогическое Агентство.1997.- 84 с. — ISBN 5-86825-030-3.- URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01001766059
  • 資料ロシアの教育.課題と展望 A. N.ジュリンスキー . Пер. с яп.: Джуринский А. Н. Общеобразовательная школа в России: проблемы и перспективы // Образование в России: прошлое и будущее / под ред. Кейко Секи и Савано Юкико. — Токио: Еиндокусеся, 1996 .- C. 85-105. — http://ci.nii.ac.jp/ncid/BN14500299
  • Джуринский А. Н. Школа Франции. Традиции и реформы. — М.: Знание ,1981. — 96 с. URL: http://pedagogic.ru/books/item/f00/s00/z0000035/st000.shtml
  • Джуринский А. Н. Политическая борьба вокруг школьного вопроса во Франции // Французский ежегодник. 1979, — М.: Наука, 1981.- С. 213—229. — URL: http://annuaire-fr.narod.ru/fe1979-oglav.html

Статьи

  • Джуринский А. Н. Интернационализация высшего образования: сотрудничество России и Китая // Гуманитарные науки и образование. — 2020. -т. 11. -№ 1.-. 34-39
  • Джуринский А. Н. Межкультурное образование во Франции // Преподаватель XXI век. — 2018. № 4-1. -С. 32-44.- URL: https://spblib.ru/catalog/-/books/12291681-conceptualization-of-comparative-pedagogy
  • Dzhurinskiy A. School Policy in Russia and The Challenges of a Multicultural Society // Procedia — social and behavioral Sciences, Elsevier (United States). — 2015. — Т. 186,- P. 811 −814.- ISSN 1877-0428. — URL: https://dlib.eastview.com/browse/doc/26038764
  • Джуринский А. Н. Проблемы поликультурного воспитания в зарубежной педагогике // Вопросы философии.- 2007.- № 10. — C. 41-52. — ISSN (print) 0042-8744. — URL: https://dlib.eastview.com/browse/doc/12829685
  • Джуринский А. Н. Интернационализация высшего образования в современном мире // Педагогика,- 2004,- № 3. — С. 83-92. — ISSN 0869-56IX.- URL: http://portalus.ru/modules/shkola/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1193230853&archive=1196815145&start_from=&ucat=&
  • Джуринский А. Н. Поликультурное воспитание: сущность и перспективы развития // Педагогика.- 2002, — № 10.- С. 93-96. — ISSN 0869-56IX.- URL: http://portalus.ru/modules/shkola/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1192708014&archive=1195938639&start_from=&ucat=&
  • Hiromichi Ojima, Alexander Dzurinski. Development of Beginning Teachers’ Ability and their Training in Japan and Russia // Bulletin of Institute Education of University Tsukuba.- 1993.- V.18,- N 1. — P. 81-94. На яп.:яз.: Hiromichi OJIMAAlexander DZURINSKI 「Development of. Beginning Teachers. ' Ability and Their Training in Japan and Russia」. 筑波 前掲,. 見世千賀子 「多 ..- URL:https://www.tandfonline.com/toc/cpdh20/28/2?nav=tocList
  • Bim-Bad B.M., Goncharov L. N., Dshurinski A.N., Ogorodnikova I.I., Salimova K.I., Tschavtschanidse D.L. Einige algemeintheoretishe Problem der bürgerlichen Pädagogik (1917 bis 1939) // Vergleichende Pädagogik. — 1978.- N 4.- P. 395—407

Дополнительная литература

  1. Российская академия образования. Персональный состав. 1943—2019. — М.: Российская академия образования.2019. — С.47. -ISBN 975-5-902184-16-4
  2. 筑波大学研究者総覧. 1992. Dzhurinskiy, Alexandre Naumovich. -— ページ 531. — Пер.с яп.: Dzhurinskiy, Alexandre Naumovich // Исследователи Университета Цукуба,1992. — С.531
  3. Макаренко Г. С. «Дзержинец»="Коммунар-дзержинец", «Поля Джуринская». Воспоминания о воспитанниках коммуны им. Ф. Э. Дзержинского П. Джуринской и Е. О. Ройтенберге // Российский государственный архив литературы и искусства. — URL:https://web.archive.org/web/20181128193012/http://www.vestnik.mgimo.ru/razdely/zolotoy-fond/professor-yuriy-vladimirovich-borisov

Примечания

  1. ↑ Джуринский Александр Наумович (англ.). Главный портал МПГУ. Дата обращения: 28 ноября 2018. Архивировано 1 декабря 2018 года.
  2. ↑ Архивировано 30 октября 2018 года.
  3. ↑ ДЖУРИНСКИЙ Александр Наумович. Российская академия образования. Дата обращения: 25 ноября 2018. Архивировано 8 декабря 2018 года.
  4. ↑ Джуринский, А. Н. - Советско-французские отношения (декабрь 1944 - май 1947 гг.) [Текст] : Автореферат дис. на соискание учёной степени кандидата исторических наук - Search RSL. search.rsl.ru. Дата обращения: 28 ноября 2018. Архивировано 29 ноября 2018 года.
  5. ↑ Основные тенденции развития теории и практики общего образования во Франции с конца XIX в. до второй мировой войны. — 1984.
  6. ↑ ДЖУРИНСКИЙ Александр Наумович «  Российская академия образования. rusacademedu.ru. Дата обращения: 28 ноября 2018. Архивировано 8 декабря 2018 года.
  7. Российская академия образования. Персональный состав, 1943—2018 [Текст] : [справочник] : к 75-летию Академии / [составители: И. В. Гайдамашко, М. А. Войтикова, В. Л. Новиков]. — Москва : Российская акад. образования, 2018. — 445, [2] с. : портр.; 22 см; ISBN 978-5-902184-16-4
  8. ↑ Иностранные члены. Академия Педагогических Наук Казахстана. Дата обращения: 25 ноября 2018. Архивировано 25 ноября 2018 года.
  9. РГАЛИ г.Москва. www.rgali.ru. Дата обращения: 28 ноября 2018. Архивировано 28 ноября 2018 года.
  10. ↑ Архивировано 29 ноября 2018 года.
  11. Институт теории и истории педагогики: 1944—2014 / под общей ред. С. В. Ивановой. — Москва: ФГНУ ИТИП РАО, 2014. — С. 13, 76.
  12. 1 2 3 Рыжов А. Н. Кафедра педагогики МПГУ: страницы истории. — Москва: Буки-Веди, 2018. — 212 с.
  13. ↑ джуринский александр наумович - пользователь, сотрудник | ИСТИНА – Интеллектуальная Система Тематического Исследования НАукометрических данных. istina.msu.ru. Дата обращения: 28 ноября 2018. Архивировано 29 октября 2018 года.
  14. ↑ Распоряжение Правительства Российской Федерации от 03.11.2011 г. № 1946-р. government.ru. Дата обращения: 28 ноября 2018. Архивировано 4 декабря 2021 года.
  15. ↑ Заседание Президиума РАО «  Российская академия образования. rusacademedu.ru. Дата обращения: 28 ноября 2018. Архивировано 17 ноября 2018 года.
  16. eLIBRARY.RU - Джуринский Александр Наумович - Список публикаций. elibrary.ru. Дата обращения: 28 ноября 2018.
  17. Джуринский А.Н. — Видео. rideo.tv. Дата обращения: 28 ноября 2018. Архивировано 29 ноября 2018 года.
  18. Высшая Аттестационная Комиссия (ВАК) :  :: Составы диссертационных советов, которым предоставлено право приёма к защите диссертаций (приказ №717/нк от 9 ноября 2012г.). vak1.ed.gov.ru. Дата обращения: 28 ноября 2018. Архивировано 29 ноября 2018 года.
  19. Редакция журнала | Журнал «Наука и школа» рецензируемый ВАК. nauka-i-shkola.ru. Дата обращения: 28 ноября 2018. Архивировано 26 ноября 2018 года.

Ссылки

  • Премия Выбор вузов России Издательства Юрайт
  • МПГУ

Джуринский, Александр Наумович.

© 2014–2023 light-industry-up.ru, Россия, Краснодар, ул. Листопадная 53, +7 (861) 501-67-06