Light-industry-up.ru

Экосистема промышленности

Диотима

19-10-2023

Ядвига Лужевская (польск. Jadwiga Łuszczewska), позирующая в роли Диотимы, в живописи Йозефа Зимлера, 1855

Диоти́ма или Диоти́ма из Мантине́и[1] (греч. Διοτίμα) — жрица, жившая в древней Мантинее (греч. Μαντίνεια, древний город в Аркадии или Аркадах (греч. Αρκάδες) — области Древней Греции), которая играет важную роль в Платоновом диалоге «Пир» (греч. «Συμπόσιο» — дословно: «Симпозиум»). Её идеи — происхождение понятия Платонической любви. Так как единственный источник относительно неё — Платон, неясно, была ли она настоящим историческим персонажем или просто вымышленным созданием. Однако, почти все характеры, названные в диалогах Платона, как находили, соответствовали настоящим людям, живущим в древних Афинах[2].

Содержание

Роль в Пире Платона

На Пире Платона его участники обсуждают значение любви. Сократ —- самый важный оратор. По его словам, в его юности ему преподавала «философию любви» некая Диотима, которая была провидицей или жрицей. Сократ также утверждает, что Диотима успешно победила эпидемию чумы в Афинах, бушевавшую там примерно в 429 г. до н. э.

В диалоге Сократ также рассказывает, будто Диотима дала ему генеалогию Любви (Эрос), заявляя, что он —- сын «ресурса и потребности» (греч. Ο γιος των πόρων και των αναγκών). По её мнению, любовь — средство подъёма к рассмотрению Божественного. Для Диотимы и для Платона вообще, самое правильное использование любви к другим людям должно направить ум к любви, к Богословию.

Будучи проникнут подлинной «платонической» любовью, красивый (прекрасный) человек вдохновляет ум и душу и направляет внимание к духовным вещам. Каждый проистекает из признания чьей-либо красоты к оценке Красоты, поскольку она существует отдельно от любого лица (человека), к рассмотрению Богословия — источника красоты и любви Бога.

Личность Диотимы

В переводе с греческого имя Диотима (Διοτίμα ← Δίας (Зевс) + τιμή (честь)) обозначает «честь Зевса» или «уважаемый (-ая, -ое) Зевсом». Платон, как полагали некоторые учёные большей части XIX — начала XX веков, использовал как прототип Диотимы Аспасию — вторую жену Перикла. Настолько он был впечатлён её интеллектом и остроумием. Идентичность Диотимы и Аспасии полностью опровергал другой источник — диалог Платона «Μενέξενоς» (Menexenоs), в котором Аспасия выступала уже под своим собственным именем. Таким образом учёные пришли к выводу, что Платон не использовал вымышленные имена, а Диотима — реальная историческая фигура[3].

Использование ее имени

Ее имя часто использовалось в качестве прозвища для философских или художественных произведений, журналов, эссе, и т. д.

  • Польская поэтесса Ядвига Лущевская (польск. Jadwiga Łuszczewska; 1834—1908) использовала псевдоним Diotima (Деотима).
  • Немецкий поэт Фридрих Гёльдерлин использовал псевдоним Diotima в качестве прозвища для Сюзетт Боркенштайна Гонтар (нем. Susette Borkenstein Gontard), которая вдохновила его написать Гиперион. В этой работе некий вымышленный персонаж под именем Гиперион посылает письма своим друзьям Беллармину и Диотиме.
  • Итальянский композитор Луиджи Ноно использовать ее имя как часть названия в одном из своих наиболее важных работ — струнного квартета «Fragmente-Stille, an Diotima», в котором он также использовал фрагменты писем Гипериона Фридриха Гёльдерлина.
  • Диотима —- одна из главных героинь в «Человеке без свойств» Роберта Музиля.
  • Диотима — символ Лени Рифеншталь в немом кино «Святая Гора» (нем. Der Heilige Berg).
  • Диотима появляется в коротком стихотворении «Ирпень» Бориса Пастернака.
  • В роли Диотимы выступает Лидия Зиновьева-Аннибал на, так называемых «Вечерах Гафиза»[4].
  • В честь Диотимы назван астероид (423) Диотима, открытый в 1896 году.

Примечания

  1. см. тут).
  2. Ruby Blondell «The Play of Character in Plato’s Dialogues», Cambridge University Press, 2002, p.31 (Руби Блонделл «Игра Характера в Диалогах Платона» // Издательство Кембриджского университета, 2002, стр. 31)
  3. Wider, Kathleen. «Women philosophers in the Ancient Greek World: Donning the Mantle». Hypatia vol 1 no 1 Spring 1986. Part of her argument focuses on the point that all scholars who argued 'for' a fictitious Diotima were male, and most used as a starting point Smith’s (Smith, Dictionary of Greek and Roman Biography and Mythology, 1870) uncertainty of her actual existence.
  4. «Вечера Гафиза»

Библиография

  • Навиа, Луис Э., Сократ, человек и его философии, стр. 30, 171 // Университетское издательство Америки ISBN 0-8191-4854-7

Диотима.

© 2014–2023 light-industry-up.ru, Россия, Краснодар, ул. Листопадная 53, +7 (861) 501-67-06