19-10-2023
Диоти́ма или Диоти́ма из Мантине́и[1] (греч. Διοτίμα) — жрица, жившая в древней Мантинее (греч. Μαντίνεια, древний город в Аркадии или Аркадах (греч. Αρκάδες) — области Древней Греции), которая играет важную роль в Платоновом диалоге «Пир» (греч. «Συμπόσιο» — дословно: «Симпозиум»). Её идеи — происхождение понятия Платонической любви. Так как единственный источник относительно неё — Платон, неясно, была ли она настоящим историческим персонажем или просто вымышленным созданием. Однако, почти все характеры, названные в диалогах Платона, как находили, соответствовали настоящим людям, живущим в древних Афинах[2].
Содержание |
На Пире Платона его участники обсуждают значение любви. Сократ —- самый важный оратор. По его словам, в его юности ему преподавала «философию любви» некая Диотима, которая была провидицей или жрицей. Сократ также утверждает, что Диотима успешно победила эпидемию чумы в Афинах, бушевавшую там примерно в 429 г. до н. э.
В диалоге Сократ также рассказывает, будто Диотима дала ему генеалогию Любви (Эрос), заявляя, что он —- сын «ресурса и потребности» (греч. Ο γιος των πόρων και των αναγκών). По её мнению, любовь — средство подъёма к рассмотрению Божественного. Для Диотимы и для Платона вообще, самое правильное использование любви к другим людям должно направить ум к любви, к Богословию.
Будучи проникнут подлинной «платонической» любовью, красивый (прекрасный) человек вдохновляет ум и душу и направляет внимание к духовным вещам. Каждый проистекает из признания чьей-либо красоты к оценке Красоты, поскольку она существует отдельно от любого лица (человека), к рассмотрению Богословия — источника красоты и любви Бога.
В переводе с греческого имя Диотима (Διοτίμα ← Δίας (Зевс) + τιμή (честь)) обозначает «честь Зевса» или «уважаемый (-ая, -ое) Зевсом». Платон, как полагали некоторые учёные большей части XIX — начала XX веков, использовал как прототип Диотимы Аспасию — вторую жену Перикла. Настолько он был впечатлён её интеллектом и остроумием. Идентичность Диотимы и Аспасии полностью опровергал другой источник — диалог Платона «Μενέξενоς» (Menexenоs), в котором Аспасия выступала уже под своим собственным именем. Таким образом учёные пришли к выводу, что Платон не использовал вымышленные имена, а Диотима — реальная историческая фигура[3].
Ее имя часто использовалось в качестве прозвища для философских или художественных произведений, журналов, эссе, и т. д.
Диотима.