Light-industry-up.ru

Экосистема промышленности

Дипо-фильм

24-08-2023

Дипо-фильм, двухсторонняя киноплёнка — разновидность 35-мм позитивной киноплёнки с двумя эмульсионными слоями, расположенными с обеих сторон подложки. Использовалась в ранних двухцветных системах цветного или стереоскопического кинематографа для изготовления фильмокопий.

Название дипо-фильм прижилось в отечественном кинематографе от немецкого названия и маркировки плёнки Agfa Dipo, использовавшейся для печати двухцветных фильмов[1]. В американском кинопроизводстве использовался термин англ. Duplitized film. До появления цветных многослойных плёнок с 1910-х до 1940-х годов дипо-фильм позволял получать двухцветный позитив на одной киноплёнке. Наличие двух эмульсионных слоев с разных сторон подложки позволяло тонировать их в разные цвета и таким образом получать двухцветный позитив или анаглифическую стереопару[2]. Печать производилась контактным способом с двух цветоделённых чёрно-белых негативов или с негативов стереопары, прижатых с обеих сторон эмульсионными слоями к эмульсиям дипо-фильма. Для того, чтобы предотвратить экспонирование соседнего слоя дипо-фильма, между одним из них и подложкой поливался специальный окрашенный подслой, обесцвечивавшийся в процессе лабораторной обработки. После печати и чёрно-белого проявления дипо-фильма каждый из эмульсионных слоёв тонировался. Наиболее распространённая пара цветов тонирования — оранжево-красный и сине-зелёный — использовалась в двухцветном процессе «Синеколор» и его предшественнице «Призме».

Первые отечественные двухцветные кинокартины «Карнавал цветов» и «Груня Корнакова» печатались в цвете на дипо-фильме[1]. До появления гидротипной технологии печати цветных фильмокопий дипо-фильм был практически единственным способом получения цветного фильма. Однако и после появления трёхцветной технологии «Техниколор» дипо-фильм использовался для печати фильмов по двухцветной технологии, а в процессе «Супер-Синеколор» на двухцветный дипо-фильм гидротипным способом дополнительно печаталась жёлтая краска с цветоделённой матрицы. Печать на дипо-фильме была дешевле и технологичнее, чем гидротипная, однако расположение эмульсии с обеих сторон подложки делало фильмокопию более уязвимой для царапин и потёртостей. Кроме того, это затрудняло одновременную резкую проекцию цветоделённых составляющих. С появлением цветных многослойных киноплёнок от использования дипо-фильма отказались.

См. также

Примечания

  1. 1 2 Mediavision, 2012, с. 72
  2. Киновед Николай Майоров о стереокино в СССР  (рус.). Компьютерра (23 июля 2010). Проверено 26 сентября 2012.

Литература

  • Николай Майоров Вторая жизнь «Карнавала цветов» (рус.) // Mediavision : журнал. — 2012. — № 6. — С. 72.

Дипо-фильм.

© 2014–2023 light-industry-up.ru, Россия, Краснодар, ул. Листопадная 53, +7 (861) 501-67-06