Light-industry-up.ru

Экосистема промышленности

Диспут

13-10-2023

Перейти к: навигация, поиск

Ди́спут (от лат. disputatio) — в схоластической системе образования средневековой Европы формальный способ ведения спора, проводимого с целью установления богословской или научной истины. Данный процесс подчинялся формальным правилам, основными из которых были ссылки на устоявшиеся письменные авторитетные источники и тщательный анализ аргументов каждой из сторон. Другой категорией диспутов были межконфессиональные диспуты, призванные доказать превосходство того или иного религиозного учения.

В схоластике

Формальный диспут был способом проведения состязательной дискуссии, в которой один из её участников защищал некоторый тезис перед выдвигающими возражения и контраргументы оппонентами. Данный метод являлся общепринятым в средневековой университетской практике и был главным способом тренировки и проведения экзамена во всех четырёх основных науках — искусстве, медицине, теологии и юриспруденции. Структурно, процедура имела сходство с юридическим процессом и возглавлялась магистром, который подобно судье принимал окончательное решение о результате диспута. Существенным правилом являлось «бремя доказательства (англ.)», требовавшее, чтобы тезис доказывал тот, кто его выдвинул.

Правила построения и изложения аргументации основывались на теории, изложенной в «Органоне» и «Риторике» Аристотеля и «De Inventione» (англ.) Цицерона.

В университеты Германии диспут, как способ защиты докторских диссертаций, пришёл в Средние века и применялся не только в гуманитарных, но и естественных науках[1].

Межконфессиональные диспуты

В Средние века

Диспут между еврейскими и христианскими богословами, 1483 год.

В Средние века большое значение имели диспуты христианских теологов с их иудейскими коллегами. Часто христианскую сторону представлял крещёный еврей, хорошо знакомый с талмудической литературой. Наиболее известны следующие диспуты:

В период Реформации

См. также

Примечания

  1. Rescher, 1977, pp. 1-3

Литература

  • Novikoff A. J. The Medieval Culture of Disputation: Pedagogy, Practice, and Performance. — University of Pennsylvania Press, 2013. — 384 p. — ISBN 978-0-8122-4538-7.
  • Rescher N. Dialectics: A Controversy-Oriented Approach to the Theory of Knowledge. — SUNY Press, 1977. — 128 p.

Диспут.

© 2014–2023 light-industry-up.ru, Россия, Краснодар, ул. Листопадная 53, +7 (861) 501-67-06