Light-industry-up.ru

Экосистема промышленности

Дмитрий Степанович Бортнянский

15-10-2023

Перейти к: навигация, поиск
Дмитрий Бортнянский
Основная информация
Дата рождения

28 октября 1751(1751-10-28)

Место рождения

Глухов,Черниговская губерния, Российская империя

Дата смерти

28 сентября (10 октября) 1825(1825-10-10) (73 года)

Место смерти

Санкт-Петербург, Российская империя

Страна

Российская империя Российская империя

Профессии

композитор, дирижёр

Инструменты

Хор, фортепиано, камерные

Жанры

Духовная, камерная музыка

 Аудио, фото, видео на Викискладе

Дми́трий Степа́нович Бортня́нский (28 октября 1751, Глухов, Черниговское наместничество — 10 октября 1825, Санкт-Петербург) — украинский и русский композитор, дирижёр, общественный деятель. Воспитанник, а затем управляющий Придворной певческой капеллой в Санкт-Петербурге. Наряду с М.С. Березовским считается создателем классического типа русского хорового концерта. Автор опер «Сокол» (1786), «Праздник сеньора» (1786), «Сын-соперник, или Новая Стратоника» (1787), фортепианных сонат, камерных ансамблей.

Биография

Дмитрий Бортнянский родился 28 октября 1751 года в Глухове, Черниговское наместничество[1]. По словам польского приходского священника Mirosław Cidyło, отец Бортнянского носил имя «Штефан Шкурат», происходил из из села Бортне (вар. Бартне) и был лемком, однако стремился попасть в гетманскую столицу, где и принял более «благородную» фамилию «Бортнянский» (образованную от названия родной деревни)[2]. Дмитрий Бортнянский, как и его старший коллега Максим Березовский, ребёнком учился в знаменитой глуховской школе и уже в семилетнем возрасте благодаря своему чудесному голосу был принят в Придворную певческую капеллу в Петербурге. Как и большинство хористов Придворной певческой капеллы, наряду с церковным пением, он исполнял также и сольные партии в т. н. «эрмитажах» — итальянских концертных спектаклях, причём сначала, в 11-12 летнем возрасте, — женские (такая тогда была традиция, что женские роли в операх пели мальчики), а уже позже — и мужские.

Д. С. Бортнянский

Благодаря рекомендации Бальтасара Галуппи семнадцатилетнему Дмитрию Бортнянскому, как особо одарённому музыканту, назначают художественную стипендию — «пансион» для учёбы в Италии. Однако он избирает местом постоянного жительства уже не Болонью, а другой важный культурный центр — Венецию, которая ещё с XVII столетия славилась своим оперным театром. Именно здесь был открыт первый публичный оперный театр в мире, в котором представления могли посещать все желающие, а не только вельможи. В Венеции жил и его бывший петербургский учитель итальянский композитор Бальтасар Галуппи, которого Дмитрий Бортнянский почитал ещё со времен учёбы в Петербурге. Галуппи помогает молодому музыканту стать профессионалом, кроме этого, для углубления своих знаний, Дмитрий Бортнянский выезжает на учёбу и в другие большие культурные центры — в Болонью (к падре Мартини), в Рим и в Неаполь.

Итальянский период был длительным (порядка десяти лет) и на удивление плодотворным в творчестве Дмитрия Бортнянского. Он написал здесь три оперы на мифологические сюжеты — «Креонт», «Алкид», «Квинт Фабий», а также сонаты, кантаты, церковные произведения. Эти сочинения демонстрируют блестящее мастерство автора во владении композиторской техникой итальянской школы, которая в то время была ведущей в Европе, и выражают близость к песенным истокам своего народа.

После возвращения в Россию Дмитрий Бортнянский был назначен учителем и директором Придворной певческой капеллы в Петербурге. На этом посту проявил себя как энергичный администратор. Добившись (в 1816) императорской привилегии осуществлять цензуру на издание и исполнение русской духовной музыки, Бортнянский занялся редактированием лучших образцов русского церковного многоголосия. Первым делом он издал (во второй половине 1810-х гг.; точная дата публикации неизвестна) в своей редакции сочинения Б.Галуппи, Дж.Сарти, М.С.Березовского, а также собственные хоровые концерты.

В конце жизни Бортнянский продолжал писать романсы, песни, кантаты. Он написал гимн «Певец в стане русских воинов» на слова Жуковского[3], посвящённый событиям войны 1812 года. В последние годы жизни Бортнянский работал над подготовкой к изданию полного собрания своих сочинений, в которое он вложил почти все свои средства, но так и не увидел его.

Дмитрий Бортнянский умер 28 сентября 1825 года в Петербурге под звуки своего концерта «Вскую прискорбна еси душе моя», исполненного по его желанию капеллой в его квартире, а полное собрание его сочинений в 10 томах вышло лишь в 1882 под редакцией Петра Ильича Чайковского. Похоронен на Смоленском кладбище. В 1953 году прах был перенесён на Тихвинское кладбище при Александро-Невской лавре в Пантеон деятелей российской культуры[4].

Музыкальное наследие

Бельский М. И. «Портрет композитора Дмитрия Степановича Бортнянского», 1788.

После смерти композитора его вдова Анна Ивановна передала на хранение в Капеллу оставшееся наследие — гравированные нотные доски духовных концертов и рукописи светских сочинений. По реестру их было немало: «опер итальянских — 5, арий и дуэтов российских, французских и итальянских — 30, хоров российских и итальянских — 16, увертюр, концертов, сонат, маршей и разных сочинений для духовой музыки, фортепиано, арфы и прочих инструментов — 61». Все сочинения были приняты и «положены в приготовленное для оных место». Точные названия его произведений указаны не были.

Но если хоровые произведения Бортнянского исполнялись и многократно переиздавались после его смерти, оставаясь украшением русской духовной музыки, то светские его сочинения — оперные и инструментальные — были забыты вскоре после его кончины.

О них вспомнили только в 1901 году во время торжеств по случаю 150-летия со дня рождения Д. С. Бортнянского. Тогда в Капелле были обнаружены рукописи ранних сочинений композитора и устроена их выставка. В числе рукописей были оперы «Алкид» и «Квинт Фабий», «Сокол» и «Сын-соперник», сборник клавирных произведений, посвященный Марии Фёдоровне. Этим находкам была посвящена статья известного историка музыки Н. Ф. Финдейзена «Юношеские произведения Бортнянского», которая завершалась следующими строками:

Талант Бортнянского с лёгкостью владел и стилем церковного пения, и стилем современной ему оперы и камерной музыки. Светские произведения Бортнянского … остаются неизвестными не только публике, но даже музыкальным исследователям. Большинство произведений композитора находятся в автографных рукописях в библиотеке Придворной певческой капеллы, за исключением квинтета и симфонии (хранятся в Публичной библиотеке).

Автор призывал придворную певческую капеллу опубликовать имеющиеся в её распоряжении материалы, однако — безрезультатно.

О светских сочинениях Бортнянского вновь заговорили спустя ещё полвека. Многое к этому времени оказалось утраченным. Архив Капеллы после 1917 года был расформирован, а его материалы по частям переданы в разные хранилища. Некоторые произведения Бортнянского, к счастью, были найдены, но большая их часть бесследно исчезла, в том числе и сборник, посвящённый великой княгине. Поиски их продолжаются и по сей день.

Духовный гимн «Коль славен наш Господь в Сионе» написан композитором на слова поэта М. М. Хераскова в конце XVIII века. Некоторое время, начиная с эпохи правления Павла I, считался неофициальным национальным (государственным) Гимном Российского государства.

На данную мелодию Бортнянского существует и немецкая песня со стихами выдающегося духовного деятеля Германии Герхарда Терстигена : «Ich bete an die Macht der Liebe» — песня, традиционно исполняемая в германской армии во время богослужения. До сих пор исполняется в бундесвере в ходе праздничной вечерней музыкальной церемонии перед национальным гимном. Только на время исполнения данной песни все солдаты снимают каски.

Литература

  • Вихорева Т. Духовная музыка Д. С. Бортнянского. — Saarbrücken: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. — 252 с. — ISBN 978-3-8484-2962-2
  • Доброхотов Б. Д. С. Бортнянский. — М.-Л., 1950.
  • Ковалёв К. Бортнянский. Серия ЖЗЛ. — М.: Молодая гвардия, 1989. 2-е издание - 1998. - 304 с., ил.
  • Лебедев Н. А. Березовский и Бортнянский как композитор церковного пения. — СПб., 1882.
  • Маценко П. Дмитро Степанович Бортнянський і Максим Созонтович Березовський. — Вінніпег, 1951.
  • Рыцарева М. Композитор Бортнянский. Жизнь и творчество. — Л.: Музыка,1979. — 256 с., ил., 4 л. ил.
  • Соловьёв Н. Ф. Бортнянский, Дмитрий Степанович // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Іванов В. Дмитро Бортнянський. — Київ., 1980.

Примечания

  1. Соловьёв Н. Ф. Бортнянский, Дмитрий Степанович // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  2. «Przegląd Prawosławny» Nr 9(291)/2009
  3. К. Ковалёв-Случевский. Бортнянский. (ЖЗЛ)
  4. Александро-Невская Лавра — Бортнянский Дмитрий Степанович

Ссылки

  • «Коль славен наш Господь в Сионе…» — первый российский гимн
  • Краткая история церковного пения. Дмитрий Степанович Бортнянский (недоступная ссылка с 11-05-2013 (697 дней))
  • Бортнянский, Дмитрий Степанович: ноты произведений на International Music Score Library Project
  • Всё о Бортнянском, включая текст книги: Константин Ковалёв. «Бортнянский», серия ЖЗЛ.
  • Ноты произведений Бортнянского бесплатно

Дмитрий Степанович Бортнянский.

© 2014–2023 light-industry-up.ru, Россия, Краснодар, ул. Листопадная 53, +7 (861) 501-67-06