22-10-2023
Теплоходы типа Дмитрий Фурманов | ||
---|---|---|
проект 302, BiFa 129М | ||
|
||
Основная информация | ||
Тип | пассажирские теплоходы туристского назначения | |
Государство | СССР (заказчик) | |
Порт приписки | Порты России, Украины, Китая и Нидерландов | |
Класс | М (лед) | |
Верфь | VEB Elbewerften Boizenburg/Roßlau, Бойценбург, ГДР → Elbewerft Boizenburg GmbH, Бойценбург, ФРГ [1] |
|
Спущено на воду | 1983—1992 [1] | |
Введено в эксплуатацию | Выпускались с 1983 по 1992 год | |
Современный статус | На ходу | |
Параметры | ||
Длина | 129,10 м [1] | |
Ширина | 16,7 м | |
Высота | 15,96 м | |
Средняя осадка | 2,9 м | |
Водоизмещение | 5414 брт; 5475 брт[2] (Т. Г. Шевченко) |
|
Технические данные | ||
Силовая установка | 3 дизельные реверсируемые четырёхтактные 6ЧРН 36/45 (ЭГ70-5) с газотурбонаддувом | |
Винты | 3 | |
Мощность | 3х736 кВт (1000 л. с.) | |
Скорость | 25,5 км/ч | |
Экипаж | 98 | |
Пассажировместимость | 332 |
Дмитрий Фурманов — тип четырёхпалубных речных теплоходов, строившихся на верфи VEB Elbewerften Boizenburg/Roßlau в Бойценбурге (ГДР — с октября 1990 года ФРГ) в 1983—1992 [1] годах, известный также как проект 302, немецкое обозначение — BiFa 129М (нем. Binnenfahrgastschiff 129 Meter — пассажирское судно каботажного плавания длиной 129 метров) по имени головного судна I серии этого проекта.
Содержание |
Речные пассажирские суда этого проекта изготавливались с 1983 по 1992 год. Бывшая немецкая верфь VEB Elbewerften Boizenburg/Roßlau в городе Бойценбург (ГДР, с октября 1990 г. ФРГ) строило суда своего собственного проекта, поскольку в Советском Союзе отсутствовали опыт и культура строительства подобных судов. [3] Проект был утверждён Министерством речного флота в 1973 г. под названием проект 301, который был затем модифицирован в проект 302 и выпуск осуществлялся четырьмя сериями номера 1 — 6 (302 I); 8 — 21 (302 II); 22 — 23 (302M); 24 — 27 (302MK). Всего по заказам СССР было построено 27 теплоходов проекта 302, из них 2 теплохода проекта 302М, 4 теплохода проекта 302МК. Судно №28 (проектное название «Владимир Высоцкий») после развала СССР достроено не было, было разобрано и часть корпуса стала основой для самого большого в Европе тусовочного судна (Party-ship) Ocean Diva Original. Три теплохода проекта 302МК, построенные в 1991 году ("Аркадий Гайдар", "Константин Станюкович", "Александр Грин"), из-за неоплаты постройки заказчиком, т. е. СССР, были проданы в Китай и сейчас работают на реке Янцзы под именами Xian Na (en. Princess Sheena), Xian Ni (en. Princess Jeannie) и Xian Ting (en. Princess Elaine). Проекты 302М и 302МК отличаются от проекта 302 сильно сдвинутой вперед рулевой рубкой, отсутствием четырёхместных кают, увеличенным числом кают класса Люкс, наличием пассажирских кают на солнечной палубе и отсутствием панорамных окон в кинозале. Теплоходы проекта 302 эксплуатируются: в России — на Волге, Каме, Дону, реках и озерах Волго-Балтийского водного пути; на Украине — на Днепре с выходом в Чёрное море вдоль побережья Крыма и в Китае на реке Янцзы.
Отдельные суда отличаются в зависимости от варианта небольшими отклонениями в размерах, оснащены различными образцами двигателей и другими особенностями, обусловленными их применением. Причём с годами суда были модернизированы, перестроены и переоборудованы в соответствии с современными требованиями, причём число пассажирских мест резко сократилось, так как ставка делалась на комфорт и уют пассажиров. Суда оснащены приводом с тремя советскими дизельными реверсируемыми четырёхтактными главными двигателями 6ЧРН 36/45 (ЭГ70-5) с газотурбонаддувом.
Во время строительства суда были оборудованы одно- и двухкомнатными каютами, а также 1-, 2- и 3-х местными каютами, которые все были оснащены душевыми. К услугам пассажиров два ресторана и два салона.
По проекту был запланирован ресторан на 180 и второй ресторан на 80 мест. Кафе-бар с танцплощадкой на 79 мест, музыкальный салон — на 66, музыкальный салон с баром — на 75, салон для отдыха — на 28, универсальный кинозал — на 102, бар — на 75, солярий с лежаками — на 100 мест, а также парикмахерская, сувенирный киоск, библиотека, сауна, буфет, телефонная будка, медпункт, спортивный и массажный салон.
Переименование судов указано в скобках в хронологическом порядке, английская транслитерация по образцу и согласно Российскому морскому регистру судоходства:
Тип Дмитрий Фурманов | ||
---|---|---|
№ п/п | Название | Английская транслитерация |
Проект 302 — Первая серия | ||
1 | Дмитрий Фурманов | Dmitriy Furmanov |
2 | Академик Виктор Глушков (Академiк Вiктор Глушков, Академик Глушков, Игорь Стравинский) | Akademik Viktor Glushkov (Akademik Viktor Glushkov (ukr.), Akademik Glushkov, Igor Stravinskiy) |
3 | Новиков-Прибой (Сергей Дягилев) | Novikov-Priboy (Sergey Dyagilev) |
4 | Алексей Сурков (Викинг Хельги) | Aleksey Surkov (Viking Helgi) |
5 | Константин Симонов | Konstantin Simonov |
6 | Леонид Соболев | Leonid Sobolev |
7 | Михаил Шолохов | Mikhail Sholokhov |
Проект 302 — Вторая серия | ||
8 | Алексей Ватченко (Иван Бунин) | Aleksey Vatchenko (Ivan Bunin) |
9 | Юрий Андропов | Yuriy Andropov |
10 | Зосима Шашков | Zosima Shashkov |
11 | Генерал Ватутин (Генерал Ватутiн) | General Vatutin (укр. General Vatutin) |
12 | Русь | Rus [4] |
13 | Ленин | Lenin |
14 | Сергей Киров (Викинг Трувор) | Sergey Kirov (Viking Truvor) |
15 | Маршал Рыбалко (Зiрка Днiпра) | Marshal Rybalko (Zirka Dnipra) |
16 | Маршал Кошевой (Сергей Рахманинов) | Marshal Koshevoy (Sergey Rakhmaninov) |
17 | Георгий Чичерин | Georgiy Chicherin |
18 | Леонид Красин | Leonid Krasin |
19 | Николай Бауман (Княжна Анастасия) | Nikolay Bauman (Knyazhna Anastasiya) |
20 | Генерал Лавриненков | General Lavrinenkov |
21 | Нарком Пахомов (Викинг Ингвар) | Narkom Pakhomov (Viking Ingvar) |
Проект 302 — Третья серия | ||
22 | Глеб Кржижановский | Gleb Krzhizhanovskiy |
23 | Максим Литвинов | Maksim Litvinov |
Проект 302 — Четвёртая серия | ||
24 | Тарас Шевченко (Т. Г. Шевченко) | Taras Shevchenko (T. G. Shevchenko) |
25 | Xian Ni (англ. вариант Princess Jeannie) (Константин Станюкович) | Xian Ni (англ. вариант Princess Jeannie) (Konstantin Stanyukovich) |
26 | Xian Na (англ. вариант Princess Sheena) (Аркадий Гайдар) | Xian Na (англ. вариант Princess Sheena) (Arkadiy Gaidar) |
27 | Xian Ting (англ. вариант Princess Elaine) (Александр Грин) | Xian Ting (англ. вариант Princess Elaine) (Aleksandr Grin) |
28 | планировался как Владимир Высоцкий, но построен как Ocean Diva Original | планировался как Vladimir Vysotskiy, но построен как Ocean Diva Original |
Список судов проекта содержит все суда с указанием в примечании первоначального имени и последующих переименований в обратном хронологическом порядке слева направо[5]:
Дата постройки | Строительный номер | Фото | Название | Капитан | Оператор | Флаг | Маршруты | Переименование, статус | |
Суда типа Дмитрий Фурманов /проект 302/BiFa 129М | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Проект 302 — первая серия | |||||||||
июнь 1983 | 378 | Дмитрий Фурманов | Ортодокс | → | → Москва — Санкт-Петербург, Москва — Тверь [6] | ||||
август 1983 | 379 | Игорь Стравинский | Ортодокс, ООО "Росфлотинвест", аренда ОАО "Донинтурфлот" | → → | → Москва — Санкт-Петербург, Санкт-Петербург — Москва [7] | ← *ранее Академик Глушков (2001-2011), Академiк Вiктор Глушков (1993-2001), Академик Виктор Глушков (1983-1993)[8] | |||
октябрь 1983 | 380 | Сергей Дягилев | Ортодокс, ОАО "Донинтурфлот" [9] | → | *ранее Новиков-Прибой | ||||
июнь 1984 | 381 | Викинг Хельги | Viking River Cruises | → | *ранее Алексей Сурков [10] | ||||
сентябрь 1984 | 382 | Константин Симонов | Казаков Александр Николаевич | ВодоходЪ | → | → Санкт-Петербург — Москва, Санкт-Петербург — Кижи | обслуживание на борту на немецком языке | ||
апрель 1985 | 383 | Леонид Соболев | Грушин Михаил Лазаревич | ВодоходЪ | → | → Москва — Углич — Санкт-Петербург — Ярославль — Горицы — Санкт-Петербург — Кижи — Мандроги — Санкт Петербург |
|||
июнь 1985 | 384 | Михаил Шолохов | Ортодокс (собственник Донинтурфлот) [11] | → | |||||
Проект 302 — вторая серия | |||||||||
июль 1985 | 385 | Иван Бунин | Ортодокс (собственник Донинтурфлот) | → → | *ранее Алексей Ватченко | ||||
февраль 1986 | 386 | Юрий Андропов | → | → с 2010 плавобщежитие на Каспии; Юрий Андропов на Каспии - Фотофакт | |||||
июль 1986 | 387 | Зосима Шашков | Миронов Владимир Витальевич[12] | ВодоходЪ | → | → Москва — Углич — Санкт-Петербург — Ярославль — Горицы — Санкт-Петербург — Кижи — Мандроги — Санкт Петербург | |||
сентябрь 1986 | 388 | Генерал Ватутiн | Червона Рута | → | → Киев — Севастополь — Вилково — Одесса, Санкт-Петербург —Одесса — Севастополь — Киев | ||||
май 1987 | 389 | Русь | Степанов Сергей Федорович[13] | ВодоходЪ | → | → Москва — Санкт-Петербург, Москва — Астрахань, Нижний Новгород — Москва | |||
июнь 1987 | 390 | Ленин | Андреев Владимир Викторович[14] | ВодоходЪ | → | → Москва — Санкт-Петербург — Москва | |||
сентябрь 1987 | 391 | Викинг Трувор | Viking River Cruises | → | → | *ранее Сергей Киров[15] | |||
март 1988 | 392 | Зiрка Днiпра | Биленко Владимир | Червона Рута | → | → Киев — Запорожье — Херсон — Севастополь — Вилково — Одесса, Киев — Севастополь — Одесса | *ранее Маршал Рыбалко [16] | ||
июль 1988 | 393 | Маршал Кошевой со второй надписью Sergey Rakhmaninov ! |
Ортодокс (собственник Донинтурфлот) | → → | → Киев — Одесса, Стамбул — Несебр — Сулина — Одесса — Севастополь — Ялта — Херсон — Запорожье — Киев |
*ранее Маршал Кошевой;[17] переименован вероятно понарошку для иностранцев [18] | |||
сентябрь 1988 | 394 | Георгий Чичерин | Царёв Алексей Юрьевич | ВодоходЪ | → | → Санкт-Петербург —Мандроги — Кижи — Горицы — Углич — Москва, Москва — Углич — Ярославль — Горицы — Кижи — Мандроги — Санкт-Петербург и т. п. | [19] | ||
март 1989 | 395 | Леонид Красин | МосТурФлот | → | → с осени 2011 плавобщежитие на Каспии | ||||
июнь 1989 | 396 | Княжна Анастасия | МосТурФлот | → | → с осени 2011 плавобщежитие на Каспии | ранее Николай Бауман | |||
март 1990 | 397 | Генерал Лавриненков | Ортодокс (собственник Донинтурфлот) | → → | → | смена флага [20] | |||
июнь 1990 | 398 | Викинг Ингвар | Viking River Cruises | → | → | бывш. Нарком Пахомов [21] | |||
Проект 302M - третья серия | |||||||||
июль 1990 | 301 | Глеб Кржижановский | МосТурФлот | → | → с осени 2011 плавобщежитие на Каспии;Глеб Кржижановский на Каспии | → единственное судно в собственности МРП | |||
апрель 1991 | 302 | Максим Литвинов | Ортодокс (собственник Донинтурфлот) | → | → Москва — Санкт-Петербург, Санкт-Петербург — Москва | [22] | |||
Проект 302MK — четвёртая серия | |||||||||
сентябрь 1991 | 303 | Т. Г. Шевченко | Ортодокс | → → | → с 2011 ТОО Каспий Ак Желкен; работает как стоечное судно-плавобщежитие нефтеразработок на Каспийском море в Казахстане | *ранее Тарас Шевченко [23] | |||
октябрь 1991 | 304 | Xian Ni - Princess Jeannie | China Regal Cruises | → Янцзы | строительное название Константин Станюкевич [24]) | ||||
ноябрь 1991 | 305 | Xian Na на фото | Xian Na — Princess Sheena | China Regal Cruises | → Янцзы | строительное название Аркадий Гайдар [25]) | |||
декабрь 1991 | 306 | Xian Ting на фото | Xian Ting — Princess Elaine | China Regal Cruises | → Янцзы | строительное название Александр Грин[26]) | |||
1996 (остов); 2003 |
307 | Ocean Diva Original | Oceandiva | → Амстердам, Роттердам, Кёльн | → номер 307, перестроено на стапеле, кормовая часть была отделена и достроена как Ocean Diva Original в Нидерландах[27] (строительное название Владимир Высоцкий)[28] |
Теплоход "Леонид Красин"
Теплоход "Михаил Шолохов"
Теплоход "Генерал Лавриненков"
На шлюпочной палубе
Дмитрий Фурманов (тип речных судов).