10-08-2023
Добрянские | |
---|---|
Родоначальник: | братья Юрий, Занько и Дмитрий из Добры |
Период существования рода: | с XV в. |
|
|
|
Добря́нские (Драгошитов, однако каких либо документальных подтверждений эта версия не имеет. Скорее всего какая то часть родов герба «Сас» действительно вела свое происхождение из венгерско-румынских краев, но другая часть тех шляхетских родов, это автохтонное, русинское или польское население [3].
Содержание |
Род Добрянских из Добры по мнению большинства историков основали русины: три «стрыечных» (двоюродных) брата — Юрий, Занько и Дмитрий — королевские слуги из Улича.[4] 28 июня 1402 г. они и их братья получили от короля Польши и будущего героя Грюнвальдской битвы Владислава Ягайло (1386—1434) привилей (жалованную грамоту) на владение Доброй в Саноцкой земле Русского воеводства[5]. За это пожалование (согласно упомянутой грамоте) братья обязаны были выставлять на войну трех лучников и в случае необходимости тремя конями служить при Саноцком замке. Это последнее обязательство поставило всех Добрянских в положение замковых слуг.[6][7] Поэтому с введением в Саноцкой земле в 1424—1435 гг. земского судопроизводства им не удалось сразу перейти в категорию полноправной шляхты.[8] Но Добрянские добивались этого весьма энергично, то отказываясь выполнять свои служебные обязанности при замке, то откупаясь от них уплатой десятигривенного ежегодного чинша [9]. Так, например, в 1446—1449 гг. саноцкий староста несколько раз жаловался на Трухана Юрьевича (?-рубеж 1450-х-1460-х гг), Иосифа (?-ок. 1450 г.) и Ивана (?-1469) Добрянских, которые отказывались служить при замке.[10] Наиболее ожесточенным противостояние между Добрянскими и старостами Санока было во второй половине XV-первой половине XVI вв, после того как, в 1469 году саноцкий староста Миколай Пеньонжек за 60 гривен выкупил у Добрянских значительную часть Добры.[11] Не желая повиноваться саноцким старостам и выполнять замковую повинность, Добрянские, начиная с 60-х-70-х гг. XV в., чаще распродают свои земельные наделы в Добре и поселяются в других селениях и землях Русского воеводства.[6] Благодаря этому они уже не выполняли свои повинности при Саноцком замке; из документов, рассказывающих о Добрянских вне Добры постепенно исчезла приставка servi — «слуги». Среди тех немногих Добрянских, которые остались в Добре, наиболее видное положение в нач. 1470-х гг. занимал Влодек Заневич Добрянский — сын одного из родоначальников Добрянских.
Со временем положение Добрянских, остававшихся в Добре и ее окрестностях, коренным образом изменилось. Так, в 1548 г. король Польши Зыгмунт Август (1548—1572) восстановил привилей Владислава Ягайлы от 1402 г. и присоединил Добру к русским жупам, изъяв тем самым ее из под юрисдикции саноцкого старосты. В 1564 г. Зыгмунт Август выдал привилей для Иеронима, Григория, Яцка и других Добрянских, согласно которому за ними была закреплена лишь военная служба: они должны были выставлять на войну 5 вооруженных конников.[12] К тому же Пйотрковский сейм 1565 года освободил Добрянских и от уплаты ежегодного чинша, поскольку они добросовестно ходили на войну в составе «посполитого рушения» — всеобщего шляхетского ополчения. Это прекратило длительную борьбу Добрянских за шляхетские права, и теперь они могли с полным правом называть себя шляхтичами.[13] 5 октября 1634 г. во Львове король Владислав IV Ваза (1632—1648) подтвердил право Добрянских на владение Доброй.
На протяжении XV—XX вв. носители фамилии Добрянских (Добжанских), происходящие от владельцев Добры и части Добрян (Добжан), отмечены в источниках в связи с их военной и общественной деятельностью. Несмотря на скупость источников первой четверти XV в., можем однако предположить, что Добрянские из Добры уже участвовали в сражениях «Великой войны» (1409—1411) с Тевтонским орденом — Грюнвальдской битве 15 июля 1410 г. и осаде Мальборка осенью того же года. На это косвенно указывают и сама грамота 1402 г. и целый ряд документов 1430-х — 1450-х гг. Кроме того, из документов точно известно, что в 1435—1436 гг. Добрянские принимали активное участие в подавлении антипольского выступления литовско-волынского князя Свидригайла Ольгердовича, поддержанного тевтонскими рыцарями и русскими православными магнатами (кн. Острожскими и др.), а прославившийся во 2 пол. 1440-х гг. борьбой за шляхетские права, Иван Добрянский, воевал с тевтонцами во время Тринадцатилетней войны (1454—1466). В дальнейшем, в составе посполитого рушения и панцирной кавалерии Добрянские принимали участие во многих войнах и вооруженных конфликтах Польско-Литовского государства.
В XVII—XVIII вв. Добрянские проживали уже не только в Саноцкой и Перемышльской землях Русского воеводства[14], но и в Подолии, на Волыни и на Левобережной Украине. Кстати, вместе с князьями Вишневецкими Добрянские внесли и свою посильную лепту в процесс колонизации и освоения Левобережья. Уже в 1616 году люстрация упоминает среди владельцев Сиверы на Ворскле в Черкасском старостве шляхтича Василия Добрянского.[15]
В целом в этот период Добрянские из Добры и Добрян начинают играть довольно заметную роль в общественно-государственной, духовной и военной жизни Польши и Украины (Гетманщины). Так, например, Михаил и Иван Добрянские в первой половине XVII в. удерживали за собой Лещинское войтовство в Перемышльской земле, а Андрей Добрянский, представляя Перемышльскую землю, подписал с воеводой русским в 1669 г. элекцию (избрание) короля Польши Михала Корыбут-Вишневецкого (1669—1673) — сына легендарного князя Яремы. Дмитрий Добжанский (Добрянский) во второй пол. XVII века служил товарищем «панцерной» роты Фрацкевича герба «Щлеповрон», а Василий Добрянский герба «Сас» (первая половина XVIII в.) был войсковым товарищем у гетмана Левобережной Украины И.Скоропадского (1708—1722)[16].
Кроме того, на рубеже XVI—XVII вв. Добрянские снискали себе славу стойких защитников православия на украинских землях Речи Посполитой. Наибольших успехов на этом поприще достигли Стефан и Николай Добрянские. Стефан Добрянский (?-1598) — православный священник Спасского монастыря на Волыни, был преданным сторонником кн. Константина Острожского и активным противником Брестской унии. Обладая ораторскими способностями Добрянский сумел за короткое время настроить против луцко-острожского епископа — униата Кирилла Терлецкого почти все население Луцкого повета. Растерявшийся епископ даже не знал, что со священником делать. Однако явно напасть на Стефана Добрянского Кирилл опасался из-за могущественного князя Острожского, в имении которого располагался Спасский монастырь. Кроме того, князь мог вступиться за Добрянского в любую минуту, что не входило в планы расчетливого епископа. В конце-концов люди Терлецкого подстерегли Стефана Добрянского, возвращавшегося из Луцка в свой монастырь, схватили на оболонье и утопили.[17] Николай Добрянский (?-1634) принимал активное участие в деятельности Львовского ставропигийного братства. В 1596—1634 гг. он постоянно избирался в старейшины братства разных степеней, а в 1592 г. состоял в посольстве к русскому царю Федору Иоанновичу (1584—1598). Умирая Николай Добрянский завещал Львовскому братству 24 золотых талера и домик в Тарнавцах.[18] Дело Николая Добрянского продолжил его родственник Илья Добрянский (XVII в), вступивший в ряды Львовского братства в 1634 г. Самуил Добрянский (XVII в.) в 1649 г. стал преемником Преподобного Иова Почаевского на должности настоятеля Свято-Успенской Почаевской лавры, крупнейшего монастыря на Украине после Киево-Печерской лавры[19]. Стремясь найти надежную преграду массовому окатоличиванию Украины, некоторые Добрянские, после Брестской унии обратили свои взгляды на кальвинизм (протестантизм). Помимо Добрянских среди кальвинистов было немало и других представителей известных украинских шляхетских семей. После Брестской церковной унии кальвинистские деятели пытались договориться с православными о совместной борьбе против наступления католицизма: в 1599 г. в Вильнюсе было подписано соглашение о конфедерации кальвинистов и православных для защиты политических и религиозных прав шляхтичей, духовенства, мещан. Наиболее известными фигурами в истории украинского кальвинизма по праву считаются братья Лукаш и Андрей Добрянские — сыновья галицкого православного священника Ивана Добрянского. Лукаш в 1630—1640 гг. возглавлял кальвинистское собрание в Козаровичах. Андрей Добрянский — ученик нескольких европейских университетов, профессор философии, поэт, переводчик, педагог, пастор сборов в Яблунове, потом — в Бучаче. Вместе со своим шурином Яном Зыгровским активно участвовал в работе Панивецкой школы, издании нескольких произведений Зыгровского. Из-за преследования католиками они переезжают в Великое княжество Литовское. Здесь Андрей занимал должность виленского суперинтенданта, впоследствии ректора школы в Слуцке, написал несколько работ, вышедших в Базеле (Швейцария). Вместе с братом Лукашем еще в Глинянах начал перевод Посланий апостолов, который, однако, не успел завершить [20][21] .
Оказавшись после разделов Речи Посполитой (конец XVIII в.) под властью России и Австрии, большая часть Добрянских постепенно утратила шляхетство и окончательно попала в сословия духовенства и мещан. Удержаться «на плаву» (то есть сохранить свое шляхетство) повезло разве что Губаль-Добрянским (Губаль-Добжанским) и некоторым другим (преимущественно польским) ветвям рода.[22]
Многие оставшиеся в России Добрянские прославили свое имя на военном поприще, приняв участие в войне с Наполеоном (1812 г.), Кавказской (1817—1864), Первой мировой (1914—1918), Гражданской (1918—1920/1923) и Великой Отечественной (1941—1945) войнах. Те же Добрянские, которые оставались на Западной Украине посвятили свою жизнь борьбе за независимость Украины, сражаясь в рядах ОУН-УПА против гитлеровцев и советских властей.
Герб «Лелива» (все происходят из Добры). Линия Губаль-Добжанских известна по гербовнику А.Бонецкого.[23]
Герб «Сас» (из Добры и, возможно, из Добрян). Приведенные здесь линии (кроме линии Василия) Добрянских (Добжанских) в документах писалась по разному: Добржаньские, Добржанские, Добжанские.
Добрянские.