15-05-2023
Договор по открытому небу был принят 24 марта 1992 года в Хельсинки 27 государствами — участниками ОБСЕ.
Целью договора является содействие укреплению доверия между государствами через совершенствование механизмов контроля за военной деятельностью и за соблюдением действующих договоров в области контроля над вооружениями. Договор устанавливает режим открытого неба, цель которого — обеспечить возможность его участникам совершать облёты территорий друг друга.
К настоящему времени Договор подписало 34 государства. Российская Федерация ратифицировала Договор по открытому небу 26 мая 2001 года.
Содержание |
Впервые концепция открытого неба была предложена президентом США Дуайтом Эйзенхауэром на встрече с председателем Совета министров СССР Н. И. Булганиным в Женеве в 1955 году. Эйзенхауэр предложил договориться о наблюдательных полетах над территорией США и СССР для предотвращения внезапной атаки. Генсек СССР Н. С. Хрущев отклонил это предложение.
В 1989 это предложение повторил президент США Джордж Буш.
Договор состоит из преамбулы, 19 статей и 12 приложений. В соответствии со Статьей I Договора:
После выхода Грузии из договора, его участниками по состоянию на 6 апреля 2012 года являются 34 государства[1].
В 2008 году в рамках Договора российская авиация выполнила 46 наблюдательных полётов над территориями государств-участников Договора. В ходе полётов использовались российские самолеты Ан-30Б и Ту-154М ЛК-1, оснащенные фотоаппаратурой. Странами-участниками Договора в течение года выполнено 33 полёта над территорией группы государств-участников Договора Республика Беларусь и Российская Федерация.[2] Подобные полёты позволяют ознакомиться с военной инфраструктурой других стран и отслеживать изменения в целях поддержания мира.
Полёты российской стороны над территориями США и Канады выполняются на самолете Ty-154М Лк-1. Американская сторона для полётов по программе «Открытое небо» в основном использует самолеты типа OC-135B (модификация самолета-заправщика КС-135, он же Боинг-707)[3].
В настоящее время[когда?] в ОАО «КАПО им. С. П. Горбунова» проходит испытания самолет Ту-214-ОН, созданный в рамках опытной конструкторской работы АСН-ОН (авиационная система наблюдения «Открытое небо»). Головной исполнитель — ОАО "Концерн радиостроения «Вега», главный конструктор — доктор технических наук Вартан Нерсесович Шахгеданов.
Договор по открытому небу.