04-10-2023
Дуэль | |
Жанр: | |
---|---|
Автор: | |
Язык оригинала: | |
Год написания: |
1891 |
Публикация: |
1891 |
Текст произведения в Викитеке |
«Дуэль» — повесть Антона Павловича Чехова, самое крупное произведение чеховской прозы, впервые опубликованная в 1891 году в газете «Новое время». Действие повести происходит на Кавказе на берегу Чёрного моря.
Содержание |
Первое упоминание о замысле, очень напоминающем сюжет «Дуэли», находится еще в письме Чехова 1888 года. Через несколько месяцев после поездки по Кавказу, в ноябре 1888 года Чехов писал А. С. Суворину: «Ах, какой я начал рассказ! <…> Пишу на тему о любви. Форму избрал фельетонно-беллетристическую. Порядочный человек увез от порядочного человека жену и пишет об этом свое мнение; живет с ней — мнение; расходится — опять мнение. Мельком говорю о театре, о предрассудочности „несходства убеждений“, о Военно-Грузинской дороге, о семейной жизни, о неспособности современного интеллигента к этой жизни, о Печорине, об Онегине, о Казбеке». Работа над повестью была начата в конце 1890 года, сразу же по возвращении Чехова из Сахалина в Москву[1].
По мнению критиков, в романе собрана любопытная группа «совершенно жизненных портретов», которые отображены с необыкновенно психологической правдивостью[2].
Большая повесть, «а никакого содержания нет» Лаевский — пошляк, его сожительница — дурочка, фон Корен — маньяк, напоминающий миросозерцание Смердякова. Никакой драмы между такими лицами быть не может. Это «представители очумелой и вырождающейся интеллигенции, подонки образованного общества». Идея «возродить» Лаевского — странная наивность со стороны Чехова[3].
Второстепенные персонажи «Дуэли» не остановили на себе особого внимания критики. Хотя многие критики говорили, что автор «мастерски», «живо», «прекрасно» изобразил второстепенных персонажей повести с их «ясной, простой душевной жизнью»[1].
Иван Андреевич Лаевский беседует с Самойленко своей личной жизни, он рассказывает, что два года назад сошёлся с замужней женщиной, они бежали из Петербурга на Кавказ, где думали начать новую жизнь. Но городок оказался скучным, люди неинтересными, а работать Лаевский не умел и не желал, и поэтому с первого дня он почувствовал себя банкротом. В отношениях с Надеждой Федоровной были одни проблемы. Он мечтает вернуться на север, но и разойтись с Надеждой нельзя: у нее нет родных, нет денег, работать она не умеет. Есть еще одна сложность: пришло известие о смерти ее мужа, что означает для Лаевского и Надежды Федоровны возможность венчаться. Все, что говорит и делает Надежда Федоровна, Лаевскому кажется ложью или похожим на ложь. За завтраком он еле сдерживает свое раздражение, всё что она делает вызывает в нём ненависть.
Самойленко держит у себя нечто вроде кафе, у него часто обедают фон Корен и Победов. За обедом разговор заходит о Лаевском. Фон Корен говорит, что Лаевский опасен для общества, он развращает жителей городка тем, что открыто живет с чужой женой, пьёт и спаивает других, играет в карты. Ошеломлённый Самойленко может только сказать: «Если людей топить и вешать, то к чёрту твою цивилизацию, к чёрту человечество! К чёрту!».
В воскресенье утром Надежда Федоровна идет купаться в праздничном настроении. Она чувствует себя виноватой перед Лаевским. За эти два года она задолжала в лавке Ачмианова рублей на триста и всё не собралась сказать об этом. Кроме того, уже дважды она принимала у себя полицейского пристава Кирилина. Но Надежда Федоровна радостно думает, что в ее измене душа не участвовала, она продолжает любить Лаевского, а с Кирилиным уже все порвано. В купальне она беседует с пожилой дамой Марьей Константиновной Битюговой и узнает, что вечером местное общество устраивает пикник на берегу горной речки. По дороге на пикник фон Корен рассказывает дьякону о своих планах отправиться в экспедицию по побережью Тихого и Ледовитого океанов. Лаевский постоянно чувствует неприязнь к себе фон Корена и жалеет, что поехал на пикник. У горного духана татарина Кербалая компания останавливается.
Надежда Федоровна в шаловливом настроении, ей хочется хохотать и кокетничать. Но преследования Кирилина и совет молодого Ачмианова остерегаться того омрачают её радость. Лаевский, утомленный пикником и нескрываемой ненавистью фон Корена, срывает свое раздражение на Надежде Федоровне и называет ее кокеткой. На обратном пути фон Корен признаётся Самойленко, что у него рука бы не дрогнула, поручи ему государство или общество уничтожить Лаевского.
После пикника, Лаевский сообщает Надежде Федоровне о смерти её мужа и уходит к Самойленко. Он умоляет приятеля помочь, дать взаймы триста рублей, обещает всё устроить с Надеждой Федоровной, помириться с матерью. Самойленко предлагает помириться и с фон Кореном, но Лаевский говорит, что это невозможно. Может быть, он и протянул бы ему руку, но фон Корен отвернулся бы с презрением. С увлечением Лаевский говорит, что ясно видит свои недостатки и сознает их. Это поможет ему воскреснуть и стать другим человеком, и этого возрождения и обновления он страстно ждет.
Через три дня после пикника к Надежде Федоровне приходит взволнованная Марья Константиновна и предлагает ей быть ее свахой. Но венчание с Лаевским сейчас невозможно. Она не может сказать Марье Константиновне всего: как запутались ее отношения с Кирилиным, с молодым Ачмиановым. От всех переживаний у нее начинается сильная лихорадка. Лаевский чувствует себя виноватым перед Надеждой Федоровной. Но мысли об отъезде в ближайшую субботу настолько овладели им, что у Самойленко, пришедшего проведать больную, он спрашивает только о том, смог ли тот достать денег. Но денег пока нет. Самойленко решает попросить сто рублей у фон Корена. Тот, после спора, соглашается дать деньги для Лаевского, но только при условии, что он уедет не один, а вместе с Надеждой Федоровной.
В гостях у Марьи Константиновны, Самойленко говорит Лаевскому об условии, поставленном фон Кореном. По пути из гостей к дому Надежду Федоровну преследует Кирилин. Он угрожает ей скандалом, если она не даст ему сегодня же свидания. Надежде Федоровне он противен, она умоляет отпустить ее, но в конце концов уступает. За ними, незамеченный, следит молодой Ачмианов.
На следующий день Лаевский идет к Самойленко, чтобы взять у него денег. Застает он только фон Корена. Следует короткий разговор; Лаевский понимает, что тот знает о его планах. Он остро чувствует, что зоолог ненавидит его, презирает и издевается над ним и что он самый злейший и непримиримый враг его. Когда приходит Самойленко, Лаевский в нервном припадке обвиняет его в том, что он не умеет хранить чужие тайны, и оскорбляет фон Корена. Фон Корен как будто ждал этого выпада, вызывает Лаевского на дуэль. Самойленко безуспешно пытается их помирить.
В вечер накануне дуэли Лаевским сначала владеет ненависть к фон Корену, потом, за вином и картами, он становится беспечен, потом им овладевает беспокойство. Когда молодой Ачмианов ведет его к какому-то домику и там он видит Кирилина, а рядом с ним Надежду Федоровну, все чувства словно исчезают у него из души. Фон Корен в этот вечер беседует с дьяконом о различном понимании учения Христа.
Лаевский в ночь перед дуэлью прислушивается к грозе за окном, перебирает в памяти свое прошлое, видит в нем только ложь, чувствует свою вину в падении Надежды Федоровны и готов умолять ее о прощении. Если бы можно было вернуть прошлое, он нашел бы Бога и справедливость, но это так же невозможно. Прежде чем ехать на дуэль, он идет в спальню к Надежде Федоровне. Она с ужасом глядит на Лаевского, но он, обняв ее, понимает, что эта несчастная, порочная женщина для него единственный близкий, родной и незаменимый человек. Садясь в коляску, он хочет вернуться домой живым.
Дьякон, выйдя рано утром, чтобы увидеть поединок, размышляет, за что могут Лаевский и фон Корен ненавидеть друг друга и драться на дуэли? Не лучше ли им спуститься пониже и направить ненависть и гнев туда, где стоном гудят целые улицы от грубого невежества, алчности. Сидя в полосе кукурузы, он видит, как приехали противники и секунданты. Правил дуэли никто точно не знает. Лаевский стреляет первым и делает выстрел в воздух. Фон Корен направляет дуло пистолета прямо в лицо Лаевского. «Он убьет его!» — отчаянный крик дьякона заставляет того промахнуться.
Проходит три месяца. В день своего отъезда в экспедицию фон Корен в сопровождении Самойленко и дьякона идёт к пристани. Проходя мимо дома Лаевского, они говорят о происшедшей с ним перемене. Он женился на Надежде Федоровне, с утра до вечера работает, чтобы выплатить долги. Решив войти в дом, фон Корен протягивает руку Лаевскому. Он не изменил своих убеждений, но признает, что ошибся относительно своего бывшего противника.
Скабичевский А. М. пишет «Сила художественного таланта Чехова — в мастерской обрисовке характеров, но „мысли, проводимые им в последних произведениях, поражают своим убожеством“. От конца повести веет фальшью и пошлостью»[5].
Литературный критик Дерман А. Б. утверждает, что в произведении «чувствуется отсутствие внутреннего убеждения автора в силе той догмы, которой он чисто насильственно подчинил действия своих героев, и отсюда безжизненность, схематичность и скомканность финала»[6].
Бердников Г. П. отмечает отход Чехова от «толстовского морализма», и проявление психологического анализа, «восходящий к толстовской „диалектике души“». По мере раскрытия внутреннего мира Лаевского и Надежды Федоровны выявляется «всё более острый конфликт каждого со своей совестью», и этот конфликт, по мнению литературоведа, подготавливает, обосновывает духовный очистительный кризис, который переживают они в ночь накануне дуэли[7].
Дуэль (повесть).