15-10-2023
Украина |
Европейский союз |
Украина — участник программы Евросоюза «Восточное партнёрство» (с 2009 года). В 2014 году Украина и Евросоюз подписали Соглашение об ассоциации, которое должно заменить прежнее Соглашение о партнёрстве и сотрудничестве между Европейскими сообществами и Украиной.
ЕС является для Украины важным экономическим партнером: на Евросоюз приходится около четверти всего украинского экспорта и треть импорта[1].
В течение длительного времени правовой основой отношений между Украиной и Европейским союзом являлось Соглашение о партнёрстве и сотрудничестве от 1994 года[2], вступившее в силу в 1998 году и действовавшее до 2008 года. Это соглашение положило начало сотрудничеству по широкому кругу политических, торгово-экономических и гуманитарных вопросов, в рамках которого проводились ежегодные встречи руководителей Украины и Евросоюза и консультации министров. С 2009 года отношения между Украиной и Евросоюзом развиваются в рамках инициативы ЕС «Восточное партнёрство».
Руководство Украины неоднократно заявляло, что рассматривает евроинтеграцию как приоритетное направление внешней политики страны. В то же время, в самом Евросоюзе о возможной евроинтеграции Украины пока предпочитают говорить лишь в самых общих чертах[3][4]. В любом случае, Украина не входит в список стран, включённых в программу расширения ЕС.
В июле 2002 года Украина получила «специальный статус соседа», предусматривающий облегчение режима контролируемой миграции[5]. Во время посещения Италии 27-28 ноября 2002 года в Риме президент Украины Леонид Кучма призывал Европейский Союз определить место и роль Украины в будущей Европе — по его словам, «страна в условиях неопределённости жить не может»[6]. Тогдашний президент Еврокомиссии Романо Проди заявил, однако, что Украине нет места в расширенном ЕС; тот же факт, по словам Проди, что украинцы или армяне чувствуют себя европейцами, ничего для него не означает, потому что точно также европейцами чувствуют себя новозеландцы[6].
В 2003 году президент Украины Кучма обозначил цель подписания соглашения об ассоциации Украины с ЕС и таким образом формально начал процесс евроинтеграции[7]. В 2004 году Украина начала выполнять план «Путём европейской интеграции», рассчитанный до 2015 года и направленный на создание условий для вступления в ЕС. В 2004 году Европейская комиссия приняла план действий ЕС — Украина по углублению сотрудничества, в частности, в таких сферах, как энергетика, транспорт, окружающая среда, облегчение визового режима и т. п.[5]
С приходом к власти Виктора Ющенко в начале 2005 года евроинтеграционные процессы были обозначены как приоритеты внешней политики Украины на ближайшие годы[8], однако процесс сдвинулся с места лишь в 2007 году, когда встал вопрос о заключении более широкого соглашения между Украиной и ЕС[9].
С 2007 года Еврокомиссия начала переговоры с Украиной о новом базовом соглашении — «об ассоциации Украины и Европейского союза». В 2008 году начались переговоры по подготовке соглашения об углублённой и всесторонней зоне свободной торговли (DCFTA) как части Соглашения об ассоциации[10].
В мае 2009 года Украина, наряду с пятью другими бывшими советскими республиками, начала участие в новой инициативе Евросоюза — «Восточное партнёрство», главной целью которой декларировано «создание необходимых условий для ускорения политической и экономической интеграции между Европейским союзом и заинтересованными странами-партнёрами» путём содействия политическим и социально-экономическим реформам в странах-участницах «Восточного партнёрства». Основными приоритетами реформ в странах-партнёрах и их сотрудничества с ЕС названы следующие области:
Виктор Янукович, вступивший на пост президента Украины в марте 2010 года, продолжил движение Украины в сторону евроинтеграции. Секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины Андрей Клюев заверял, что «стремление к полномасштабному сближению с ЕС остаётся неизменным стратегическим приоритетом развития Украины и одним из ключевых вопросов национальной безопасности»[12].
На саммите «Украина — ЕС» в ноябре 2010 года был подписан протокол к Соглашению о партнёрстве и сотрудничестве по основным принципам участия в программах Евросоюза, который предусматривал, что представители Украины смогут принимать участие в статусе наблюдателей в программах ЕС, а также входить в состав руководящих комитетов тех программ, которым Украина будет оказывать финансовую поддержку[13]. В феврале 2011 года Украина стала полноправным членом Европейского энергетического сообщества, целью которого является создание единого рынка электроэнергии и газа стран ЕС и Юго-Восточной Европы[5].
В дальнейшем, однако, арест лидера украинской оппозиции Юлии Тимошенко в августе 2011 года и судебный приговор по делу против неё, оглашённый в октябре того же года, вызвали однозначно негативную реакцию как США, так и Евросоюза[14].
Текст нового документа был окончательно согласован ещё в ноябре 2011 года, но в связи с осложнившимися отношениями между Евросоюзом и Украиной его подписание несколько раз откладывалось, при этом Евросоюз выдвинул украинскому руководству ряд предварительных условий. Лишь 30 марта 2012 года главами делегаций Украины и Евросоюза было парафировано Соглашение об ассоциации, 19 июля 2012 года — Соглашение об углублённой и всесторонней зоне свободной торговли[15][16].
В июле 2012 года Украина и ЕС договорились о внесении дополнений в соглашение об упрощении визового режима[17][18]. В марте-апреле 2013 года Верховная рада Украины и Европарламент ратифицировали эти договорённости.
Несмотря на критику ситуации на Украине, звучавшую со стороны Евросоюза в течение всего года, 10 декабря 2012 года Совет иностранных дел Евросоюза одобрил заключение относительно Украины, в котором выразил готовность подписать Соглашение об ассоциации между Украиной и ЕС на саммите «Восточного партнёрства» в Вильнюсе в ноябре 2013 года при условии, что Киев продемонстрирует решительные действия и ощутимый прогресс в реформировании избирательного законодательства, решении проблемы выборочного правосудия и продолжении реформ[19].
18 ноября 2013 года состоялось заседание Совета Евросоюза на уровне министров иностранных дел, на котором планировалось принять окончательное решение, подписывать ли Соглашение об ассоциации с Украиной на саммите в Вильнюсе 28-29 ноября. Совет не смог принять решения, поскольку Украина не выполнила предъявлявшиеся к ней требования, — при этом было указано, что двери для Украины остаются открытыми[20].
21 ноября 2013 года Кабинет министров Украины сообщил о приостановке подготовки к заключению Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС[21]:
С целью принятия мер по обеспечению национальной безопасности Украины, более детального изучения и проработки комплекса мероприятий, которые необходимо осуществить для восстановления утраченных объёмов производства и направлений торгово-экономических отношений с Российской Федерацией и другими государствами — членами Содружества Независимых Государств, формирования надлежащего уровня внутреннего рынка, который обеспечивал бы паритетные отношения между Украиной и государствами-членами Европейского Союза… приостановить процесс подготовки к заключению Соглашения об ассоциации между Украиной, с одной стороны, и Европейским Союзом, Европейским Сообществом по атомной энергии и их государствами-членами, с другой стороны, и действие решения Кабинета Министров Украины от 18 сентября 2013 г. «О подготовке к подписанию проекта Соглашения об ассоциации между Украиной, с одной стороны, и Европейским Союзом и его государствами-членами, с другой стороны».
Вице-премьер Украины Юрий Бойко заявил, что переговоры об ассоциации будут приостановлены до тех пор, пока не разрешится вопрос о предоставлении со стороны Евросоюза компенсаций от потерь Украины, которые могут произойти от снижения торговли с РФ и другими странами СНГ в случае подписания Украиной этого соглашения. Иначе экономика Украины очень серьёзно пострадает и это отразится на уровне жизни населения[22].
29 ноября, выступая на Вильнюсском саммите «Восточного партнёрства», президент Украины Виктор Янукович заявил, что Украина сохраняет приверженность идеям евроинтеграции и намерена в ближайшем будущем подписать соглашение об ассоциации с ЕС, но прежде этого ожидает от руководителей Евросоюза и связанных с ним организаций «решительных шагов навстречу Украине в вопросе разработки и реализации программы финансово-экономической помощи с использованием всех имеющихся механизмов и ресурсов как институтов, так и государств — членов ЕС». Среди таких шагов Виктор Янукович назвал организацию программ бюджетной помощи со стороны ЕС и МВФ, пересмотр торговых ограничений на импорт украинской продукции, участие ЕС в реконструкции украинской газотранспортной системы и отказ стран-членов ЕС от участия в проектах по строительству систем транспортировки газа в обход Украины, а также урегулирование проблем и противоречий с Россией и другими странами Таможенного союза. В завершение Янукович выразил надежду, что Украина сможет подписать соглашение об ассоциации с ЕС уже на следующем саммите «Восточного партнёрства»[23].
Решение кабинета министров вызвало массовые протесты в Киеве и ряде регионов Украины, что привело к отставке правительства Николая Азарова, а впоследствии — к полной смене власти (см. Политический кризис на Украине (2013—2014)).
2 марта 2014 года новое руководство Украины распорядилось возобновить процесс подготовки к подписанию соглашения.
21 марта представители ЕС и Арсений Яценюк подписали политический блок Соглашения — ту часть документа, которая касается политического взаимодействия, вопросов безопасности и борьбы с терроризмом[24]. Согласно подписанному документу, политический диалог должен вестись в рамках совета ассоциации на уровне министров иностранных дел и экспертов. В сфере внешней политики предусмотрено партнёрство в области урегулирования региональных конфликтов, участие Украины в гражданских и военных операциях ЕС по преодолению кризисных ситуаций, а также в учениях и тренировках[5].
Подписание экономического раздела было отложено из-за опасений, что создание зоны свободной торговли может привести к отрицательным последствиям для промышленных регионов страны[5]. Экономическая часть Соглашения была подписана через три месяца, 27 июня 2014 года[25]. Она предусматривает создание зоны свободной торговли и затрагивает такие вопросы, как доступ на рынки, торговля энергоносителями, сотрудничество в сфере сельского хозяйства, транспорта, металлургии, космоса, научных исследований, туризма, предпринимательской деятельности, защита интеллектуальной собственности, порядок рассмотрения споров и условия налогообложения[5].
11 июля 2014 года в Брюсселе прошли первые трехсторонние переговоры РФ, ЕС и Украины по реализации Соглашения об ассоциации Евросоюза и Украины. Стороны обсудили практические вопросы реализации соглашения о свободной торговле, входящего в экономический блок Соглашения об ассоциации, в контексте его влияния на торговлю между Россией и Украиной[5].
12 сентября 2014 года на вторых трёхсторонних переговорах Украина-Россия-ЕС была достигнута договорённость об отсрочке имплементации соглашения о создании глубокой всеобъемлющей зоны свободной торговли в рамках ассоциации Украины с ЕС до, как минимум, конца 2015 года и о сохранении на протяжении этого срока режима свободной торговли в рамках СНГ. Россия настаивает на том, чтобы договорённость об отсрочке имплементации соглашения об ассоциации Украины с ЕС была оформлена актами Верховной рады и Еврокомиссии. Россия предупредила, что в случае «ползучей» имплементации соглашения Украина-ЕС это будет рассматриваться как нарушение договорённостей, и РФ оставляет за собой право снять режим преференциальной торговли с Украиной.[26][27].
16 сентября 2014 года Верховная рада одобрила законопроект о ратификации Соглашения об ассоциации между Украиной и Европейским Союзом, который в тот же день был подписан президентом Петром Порошенко.
Как отмечается в ряде комментариев специалистов, соглашение об ассоциации с ЕС является необходимым минимальным условием для вступления Украины в Евросоюз, но не гарантирует этого[28][29][30].
По мнению некоторых политологов, политическое решение о принятии Украины в ЕС вообще не будет принято или будет принято очень нескоро, а сама Украина не соответствует практически ни одному из предъявляемых критериев и за те годы, что идёт процесс интеграции, ситуация в данном направлении почти не изменилась и даже ухудшилась[29][31][32][28][30][33][34][35][36][37]
Некоторые аналитики считают, что подписание соглашений об ассоциации и зоне свободной торговле и даже теоретическое членство Украины в ЕС крайне невыгодны самой Украине[32][38][39][40][41][28][42]. Вместо роста инвестиций, на который надеются представители украинского политикума, продолжится массовое закрытие украинских предприятий, начнётся снижение пошлин практически на все товары и увеличение импорта товаров из ЕС, что окончательно подорвёт и без того слабую экономику страны[30][36][37][42]. Только снижение доходов бюджета, по некоторым оценкам, ежегодно может достигать 10-15 %[28][38][39][40]. Многие украинские товары окажутся неконкурентоспособными по сравнению с европейскими, а выход украинских товаров на рынки ЕС будет жёстко ограничен квотами[30][32][36][37][38][41][43][44][45] и европейскими стандартами, которые сегодня на Украине не соблюдаются, а чтобы их соблюдать, необходимы новые закупки дорогого оборудования и расширенная законодательная база, которой на Украине нет даже в проекте[28][29][30][35][36][37][38][46][47][48][49][45][50][31][43][39][40][41][42].
Также указывается на то, что соглашения об ассоциации с ЕС и о зоне свободной торговли сильно ограничивают суверенитет Украины, а также напрямую противоречат украинской конституции в части правосудия, внедрения тех или иных законодательных норм и принятия стратегических экономически, юридических и политических решений[50].
Кроме того, в отличие от других стран Восточной Европы, Украине Евросоюз до сих пор отказывался списать внешние долги в рамках процесса евроинтеграции, а важными требованиями к стране-кандидату являются отсутствие девальвации валюты страны в течение последних 3 лет, низкая инфляция, невысокий уровень безработицы, соблюдение множества экологических норм, резкое снижение коррупции и отмена избирательного правосудия. Пока что Украина совершенно не соответствует целому ряду критериев (есть высокий уровень коррупции, существует избирательное правосудие, крайне высокая инфляция, девальвация валюты, высокий уровень безработицы, плохой уровень экологии) и, по мнению аналитиков, не будет соответствовать в ближайшие годы[28][29][30][31][32][35][36][37][38][39][40][41][42][43][44][47][48][49].
Среди других проблем называется также перманентный кризис ЕС и Еврозоны, длящийся уже достаточно долго, который едва ли может принести Украине соглашения, стимулирующие экономический рост. Также существуют риски активного экспорта европейской безработицы на Украину, а также полное отсутствие серьёзных инвестиций со стороны ЕС за все годы украинской независимости.[44][47] Немало внимания уделяют критики и анализу экономического и социального положения в странах Восточной и Южной Европы, многие из которых стали членами ЕС относительно недавно. Во многих из этих стран отмечается колоссальный прирост импорта, падение экспорта и ограничение развития стран в соответствии с интересами самого Евросоюза. Отмечается также сокращение населения стран (вследствие падения рождаемости и высокой эмиграции), закрытие целого ряда предприятий, рост налогов, государственных долгов и безработицы[28][30][31][36][37][38][39][40][41][42][46][51][52].
Обозреватель и колумнист британской газеты The Times Роджер Бойз высказал мнение, что ЕС цинично обманывает Украину и лишь притворяется, что хочет видеть её в рядах ЕС, а на самом деле лишь предлагает ей соглашение, аналогичное тому, что уже было подписано с Турцией в 1964 году. Обозреватель полагает, что ни Украина, ни Турция членами ЕС не станут никогда. Среди причин он выделяет большое количество безработных украинцев, готовых ехать на заработки, а также общий кризис Евросоюза[53].
По мнению президента Украины Петра Порошенко, Украина уже к 2025 году может стать полноправным членом ЕС[54].
На церемонии подписания Соглашения об ассоциации Порошенко заявил[55]:
Украина как европейское государство, которое имеет одинаковые [европейские] ценности — верховенство закона и свободы, настаивает на будущем членстве Украины в ЕС. Соглашение об ассоциации — это инструмент подготовки к будущему присоединению.
16 сентября 2014 года Верховная рада Украины приняла постановление «О европейском выборе Украины». В нём, в частности, отмечено:
Верховная Рада Украины рассматривает ратификацию Соглашения об ассоциации не только как стимулирующий фактор для осуществления дальнейших реформ в Украине, но также как очередной шаг на пути к достижению конечной цели европейской интеграции - приобретению полноправного членства в Европейском Союзе.
Выбор Украины относительно европейского будущего решительный и окончательный. И никто не заставит нашу страну изменить вектор движения по этому пути |
Согласно резолюции Европарламента, принятой 25 мая 2014 года, Украина и другие страны-участницы «Восточного партнёрства», как и иные европейские государства, имеют европейскую перспективу и могут подать заявку о приёме в члены ЕС, если будут соответствовать принципам демократии, уважения базовых свобод и прав человека, соблюдения прав меньшинств и верховенства закона[57].
27 июня 2014 года уходящий со своего поста президент Еврокомиссии Жозе-Мануэл Баррозу заявил, что Соглашение об ассоциации является началом пути Украины в направлении ЕС[58]. В тот же день Комиссар ЕС по вопросам расширения Штефан Фюле заявил, что он верит в будущее членство Украины в ЕС[59].
18 сентября 2014 года Европейский парламент резолюцией «Ситуация в Украине и состояние дел в отношениях ЕС-Россия» подтвердил, что, «в соответствии со статьей 49 Соглашения о ЕС, Украина, как и любая другая европейская страна, имеет европейскую перспективу и может стать членом ЕС при условии, что будет придерживаться принципов демократии, уважать основные свободы, права человека, права меньшинств и обеспечивать верховенство права»[60].
В теории любая европейская страна может присоединиться к Евросоюзу. Совет ЕС консультируется с Комиссией и Европарламентом и выносит решение о начале переговоров по вступлению. Совет может одобрить заявку только единогласно. Чтобы получить одобрение заявки, страна должна отвечать следующим критериям:
Чтобы присоединиться к Евросоюзу, государство-заявитель должно удовлетворять политическим и экономическим условиям, общеизвестным как Копенгагенские критерии (в честь прошедшего в Копенгагене саммита 1993 года): стабильное демократичное правительство, признающее верховенство закона и соответствующих свобод и институтов. Согласно Маастрихтскому договору каждое текущее государство-член, а также Европарламент должны прийти к согласию по поводу любого расширения.
Вступление в ЕС происходит в несколько этапов:
Украина находится на первом из этих этапов (Соглашение об ассоциации подписано и ожидает ратификации).
Также на первом этапе находятся такие страны, как Алжир[61], Чили[62], Египет[63], Израиль[64], Иордания[65], Ливан[66], Марокко[67], ЮАР[68], Сирия[69], Тунис[70][71][72], Грузия, Молдова[73]. Большая часть перечисленных стран имеют невысокие шансы стать членами Европейского Союза по разным причинам, в том числе потому, что не являются европейскими странами.
На втором этапе сейчас находятся два балканских государства — Босния и Герцеговина и Косово[74]. Они входят в официальную программу расширения[75].
На четвёртом этапе находится шесть стран: Турция, Исландия, Македония, Сербия, Черногория и Албания[76]. Они имеют статус кандидата в члены ЕС.
В некоторых случаях процесс получения полноправного членства в ЕС затягивается на долгий срок. Ярким примером этого является Турция, которая уже отметила 50 лет со дня подписания соглашения об ассоциации, и пока не стала членом ЕС, несмотря на существующее также рамочное соглашение о сотрудничестве, статус кандидата и ведущиеся переговоры о членстве в ЕС[29]. Главным препятствием Турции на пути к членству является оппозиция Германии и Франции[77]. Кроме того, у Турции до сих пор не разрешён территориальный конфликт с Кипром, членом Евросоюза.
В других случаях процесс вступления занимает всего несколько лет. К примеру, Финляндия подала заявку на вступление в 1991 году, а уже в 1995 году стала членом ЕС[78].
Дата | Интеграция | Агентство | ||
в ЕС | в ТС | нет | ||
2008.01 | 63 % | - | BBC News[80] | |
2009.06 | 34 % | - | European Council on Foreign Relations[81] | |
2010.05 | 53 % | - | GfK[82] | |
2011.11 | 42 % | 40 % | Международный республиканский институт[83] | |
2011.11 | 45 % | 34 % | Центр Разумкова[84] | |
2011.12 | 40 % | 33 % | Демократические инициативы[85] | |
2012.08 | 32 % | 42 % | Международный республиканский институт[83] | |
2012.12 | 48 % | 32 % | Демократические инициативы[86] | |
2013.03 | 50 % | 37 % | Соціологічнна группа «Рейтинг»[87] | |
2013.06 | 59 % | 24 % | ИФАК[88] | |
2013.10 | 53 % | 34 % | Соціологічнна группа «Рейтинг»[89] | |
2013.11 | 39 % | 37 % | КМІС[90] | |
2013.12 | 46 % | 36 % | R&B Group[91] | |
2013.12 | 47 % | 36 % | Демократические инициативы[92] | |
2013.12 | 43 % | 30 % | 20 % | R&B Group[93] |
2014.01 | 38 % | 29 % | 25 % | Социополис[94] |
2014.02 | 41 % | 36 % | Международный республиканский институт[83] | |
2014.02 | 47 % | 38 % | Социс[95] | |
2014.03 | 62 % | 38 % | Социс[96] | |
2014.03 | 50 % | 27 % | ГФК Юкрейн[97] | |
2014.03 | 53 % | 28 % | Международный республиканский институт[83] | |
2014.03 | 59 % | 31 % | Соціологічнна группа «Рейтинг»[98] | |
2014.05 | 54 % | - | CNN[99] | |
2014.06 | 61 % | 22 % | Центр Разумкова[100] |
В декабре 2012 года Центр «Социальный мониторинг» провёл опрос 2003 респондентов в 24 областях Украины, АР Крым и городе Киеве. 46 % опрошенных придерживались мнения, что Украина должна стать полноправным участником Таможенного союза и Единого экономического пространства, 35 % считали, что Украина должна подписать Соглашение о Зоне свободной торговли и политической ассоциации с Европейским союзом с дальнейшим вступлением в ЕС, а 19 % не определились с мнением. На Севере и в Центре соотношение сторонников ТС и ЕС было примерно одинаковым, на Западе преобладали сторонники ЕС (66 %), на Юге и Востоке — сторонники ТС (74 % и 54 %, соответственно)[101].
В сентябре 2013 года Киевский международный институт социологии (КМИС) провёл опрос 2044 респондентов, проживающих во всех областях Украины (включая город Киев) и в Крыму. Опрос показал, что почти 76 % украинцев готовы были бы принять участие в референдуме по вступлению Украины в Евросоюз или в Таможенный союз с Россией, Белоруссией и Казахстаном. За вступление в ЕС проголосовали бы около 41 % опрошенных, за вступление в Таможенный союз — 35 %. Сторонники вступления в Евросоюз преобладали над сторонниками вступления в Таможенный союз в Западном и Центральном регионах (73 % против 13 % и 45 % против 25 %), а сторонники вступления в Таможенный союз преобладали над сторонниками вступления в Евросоюз в Южном и Восточном регионах (46 % против 26 % и 57 % против 18 %). За вступление в ЕС более склонны были голосовать представители молодёжи (18-29 и 30-39 лет — соответственно 50 % и 48 %) и средней возрастной группы (40-49 лет — 46 %), за вступление в Таможенный союз — представители старших возрастных групп (50-59 лет — 44 %, 60-69 лет — 47 % и старше 70 лет — 53 %)[102]. Схожие данные получены Центром Разумкова[103]. См. также данные мониторингового исследования «DW — TREND» с несколько иной целевой аудиторией (жители городов с численностью населения более 50 тыс.)[104].
По мнению некоторых журналистов и аналитиков, украинцы имеют низкую осведомлённость в отношении последствий Соглашения об ассоциации и условий евроинтеграции[105][106][28].
По данным 2013 года, экспорт товаров в ЕС составляет 27 % общего объема экспорта. В основном экспортируются чёрные металлы, руды, зерно и электрические машины[1].
35 % всех импортируемых в Украину товаров приходят из ЕС[1].
Внешняя политика Европейского союза | ||
---|---|---|
Европа | Албания • Андорра • Белоруссия • Босния и Герцеговина • Ватикан • Исландия • Косово • Лихтенштейн • Македония • Молдавия • Монако • Норвегия • Россия • Сан-Марино • Сербия • Украина • Фарерские острова • Черногория • Швейцария | |
Азия | Азербайджан • Армения • АСЕАН • Грузия • Израиль • Индия • Индонезия • Иордания • Ирак • Иран • Йемен • Казахстан • Китай • КНДР • Республика Корея • Ливан • Непал • Пакистан • Палестина • Северный Кипр • Сирия • Турция • Филиппины • Япония | |
Африка | Кабо-Верде • Марокко • ЮАР | |
Америка и Океания | Австралия • Аргентина • Бразилия • Гренландия • Канада • Куба • Мексика • США |
Евроинтеграция Украины.