Light-industry-up.ru

Экосистема промышленности

Единый социальный налог

03-08-2023

Эта статья о налоге, отменённом с 1 января 2010 года. О системе социального страхования см. статью Обязательное социальное страхование в России.

Единый социальный налог (ЕСН) предназначен для мобилизации средств для реализации права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение (страхование) и медицинскую помощь.

С 1 января 2010 года единый социальный налог отменён, вместо него бывшие плательщики налога уплачивают страховые взносы в ПФР, ФСС, федеральный и территориальные ФОМСы согласно закону № 212-ФЗ от 24 июля 2009 года.[1]

Суммарные ставки отчислений с 1 января 2010 года не изменены, а с 1 января 2011 года увеличены ставки отчислений в Пенсионный фонд, Фонд обязательного медицинского страхования.

Содержание

Плательщики ЕСН

Плательщиками единого социального налога в соответствии со статьями 235 и 236 Кодекса признавались организации и индивидуальные предприниматели, производившие выплаты физическим лицам по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых являлось выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам; также налогоплательщиками являлись индивидуальные предприниматели, адвокаты. Если организация не производила указанных выплат, она не являлась плательщиком ЕСН и не была обязана представлять налоговые декларации по ЕСН.

Согласно пункту 3 статьи 243 Кодекса данные о суммах исчисленных, а также уплаченных авансовых платежей, данные о сумме налогового вычета, которым воспользовался налогоплательщик, а также о суммах фактически уплаченных страховых взносов за тот же период налогоплательщик отражал в расчёте, представлявшемся в налоговый орган не позднее 20-го числа месяца, следовавшего за отчётным периодом (I кварталом, I полугодием, 9 месяцами).

Налоговая декларация по налогу представлялась не позднее 30 марта года, следовавшего за истёкшим налоговым периодом (годом). Копию налоговой декларации по налогу с отметкой налогового органа или иным документом, подтверждавшим предоставление декларации в налоговый орган, налогоплательщик не позднее 1 июля года, следовавшего за истёкшим налоговым периодом, представлял в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации (п. 7 ст. 243 Кодекса).

Объекты налогообложения

Для исчисления единого социального налога и взноса на обязательное пенсионное страхование объектом налогообложения для работодателей являлись:

  • выплаты по трудовым договорам;
  • вознаграждения в пользу физических лиц по гражданско-правовым договорам, предметом которых являлось выполнение работ, оказание услуг, а также по авторским договорам.

Льготы по налогу

От уплаты налога освобождались:

  1. большинство установленных законодательством пособий и компенсаций, не облагаемых налогом на доходы физических лиц;
  2. компенсация за неиспользованный отпуск при увольнении;
  3. страховые взносы организации за своих работников по договорам добровольного медицинского страхования, заключенным на срок не менее года;
  4. выплаты по договорам добровольного личного страхования на случай трудового увечья или наступления смерти застрахованного работника;
  5. другие доходы.

Также не облагались налогом любые выплаты, которые фирма не относила к расходам, уменьшавшим налоговую базу по налогу на прибыль. Единым социальным налогом не облагались доходы сотрудников, которые являлись инвалидами I, II и III группы. Чтобы не платить налог с доходов инвалидов, в налоговую инспекцию необходимо было представить список инвалидов с номерами и датами выдачи справок, подтверждавших факт инвалидности.

Распределение

Обычный размер ставки (для наемного работника, имевшего годовой доход менее 280 тыс. руб.) был равен 26 %. Типичный пример распределения этих денег для такого работника выглядел так:

Итого 26 %.

Все указанные проценты относились к заработной плате до вычитания из нее подоходного налога.

ЕСН рассчитывался по регрессивной шкале: чем выше база для начисления налога (она рассчитывалась для каждого сотрудника нарастающим итогом с января каждого года), тем ниже ставки отчислений. Сетка ставок для каждого предела:

Направление отчисления 1-ый предел (0-280 000 руб. включительно) 2-ой предел (280 000—600 000 руб. включительно) 3-ий предел (более 600 000 руб.)
ФБ 6 % 2,4 % 2 %
ПФР 14 % 5,5 % 0 %
ТФОМС 2 % 0,5 % 0 %
ФФОМС 1,1 % 0,6 % 0 %
ФСС 2,9 % 1 % 0 %

Ссылки

  • Налоговый кодекс РФ — часть 1 с последними изменениями
  • Налоговый кодекс РФ — часть 2 с последними изменениями
  • Главбух. Новости

Примечания

  1. Закон № 212-ФЗ от 24.07.2009. Архивировано из первоисточника 1 июня 2012. Проверено 24 августа 2009 года.

Единый социальный налог.

© 2014–2023 light-industry-up.ru, Россия, Краснодар, ул. Листопадная 53, +7 (861) 501-67-06