04-09-2023
Это статья о человеке, который недавно умер.
Некоторая информация, такая как обстоятельства смерти человека и сопровождающие это события, может быстро меняться по мере того, как эти факты становятся известны. В том случае, если в эту статью внесены деструктивные правки, пожалуйста, обратитесь к администраторам.
|
Александр Александрович Ежевский | |||
|
|||
---|---|---|---|
20 июля 1987 — 19 октября 1988 | |||
Предшественник: | Должность учреждена; он же как Министр тракторного и сельскохозяйственного машиностроения СССР |
||
Преемник: | Должность упразднена; Николай Андреевич Пугин как Министр автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения СССР |
||
|
|||
10 октября 1980 — 20 июля 1987 | |||
Предшественник: | Иван Флегонтович Синицын | ||
Преемник: | Должность упразднена; он же как Министр сельскохозяйственного и тракторного машиностроения СССР |
||
|
|||
5 июля 1978 — 10 октября 1980 | |||
Предшественник: | Должность учреждена | ||
Преемник: | Леонид Иванович Хитрун | ||
|
|||
26 декабря 1962 — 5 июля 1978 | |||
Предшественник: | Павел Сергеевич Кучумов | ||
Преемник: | Должность упразднена, он же как Председатель Госкомитета по производственно-техническому обеспечению сельского хозяйства | ||
Рождение: | 21 октября (3 ноября) 1915 Тулун, Иркутская губерния, Российская империя |
||
Смерть: | 15 января 2017 (101 год) Москва, Россия |
||
Место погребения: | Новодевичье кладбище | ||
Партия: | ВКП(б) (с 1945) | ||
Награды: |
Алекса́ндр Алекса́ндрович Еже́вский (21 октября [3 ноября] 1915, Тулун, Иркутская губерния, Российская империя — 15 января 2017) — советский государственный деятель, министр тракторного и сельскохозяйственного машиностроения (сельскохозяйственного и тракторного машиностроения) СССР (1980—1988).
Родился в семье рабочего.
Александр Витковский приводит рассказ А. А. Ежевского[1]:
«Ещё в позапрошлом веке волею судьбы в Сибири оказался мой дед. Его сослали за участие в польском восстании 1863—64 годов. В Усть-Илимске появился на свет мой отец — Александр Викторович Ежевский, а вот мать, Луиза Христиановна, родом из Эстонии. В Прибайкалье она приехала до революции на заработки и устроилась гувернанткой. Ну а я родился в Тулуне — „кожаном мешке“ — именно так переводится с бурятского „Тулам“ название города, расположенного в изгибе реки, охватывающей его, как мешок. Когда мне было два года, наша семья переехала в Хайту, затем в Иркутск.»
После окончания семилетки в 1930 году, А. А. Ежевский «был принят учеником токаря в бригаду отца на крупнейший в Иркутске машиностроительный завод имени В. В. Куйбышева».
А. Витковский в том же рассказе А. А. Ежевского:
«Я быстро освоил специальность токаря по металлу, получил 6-й разряд и вскоре стал мастером механического цеха, — рассказывает Александр Александрович. — Параллельно с работой получил среднее образование — окончил вечерний рабфак при Иркутском государственном университете. Завод имени В. В. Куйбышева в то время выпускал драги — мощные машины для добычи россыпного золота. Поскольку к их производству я имел непосредственное отношение, то решил продолжить образование именно в этой области и поступил в Иркутский горно-металлургический институт. Когда окончил 1-й курс, в Иркутском сельскохозяйственном институте открылся факультет механизации, где готовили инженеров-механиков. Многие студенты, в том числе и я, решили перевестись на 2-й курс в этот вуз».
В 1939 году А. А. Ежевский стал одним из первых выпускников по специальности инженер-механик и на «отлично» защитил дипломный проект:
«Свой диплом я готовил на Челябинском тракторном заводе (ЧТЗ), продолжает А. А. Ежевский. — У меня была очень интересная тема — „Форсирование дизель-мотора“ для трактора „Сталинец-65“ (С-65). Любопытно, что ещё в 1937 году этот мощный советский дизельный трактор получил Гран-при на Всемирной выставке в Париже, а в годы моей учёбы велось его серийное производство».
Ещё во время учёбы в Иркутском сельскохозяйственном институте А. А. Ежевского заметили на кафедре тракторов и автомобилей, где он работал сначала лаборантом, потом ассистентом. Способного специалиста оставили на преподавательской работе.
После начала ВОВ по словам О. Нестеровой, обозревателя «Труда», Ежевский «рвался на фронт — отказали. Как высококлассному специалисту (инженер-механик с красным дипломом) выдали бронь — ковать победу в тылу»[2]:
«С июля по декабрь 1941-го в Сибирь и на Урал было эвакуировано 2,9 тысячи предприятий, — рассказывает Александр Александрович. — Некоторые начинали работать в считанные дни. Например, Челябинский тракторный завод за 56 дней поставил на производство танк Т-34. Сейчас на это нужны годы. Война мобилизовала людей».
На Иркутском авторемонтном заводе, где собирали для фронта автомобили, Ежевского ставят главным инженером. В беседе с О. Нестеровой он вспоминает:
«Например, американские студебекеры — трёхосные грузовики — поступали к нам по ленд-лизу в деталях. Сборка тягачей велась на конвейере. Потом мы делали к ним свою платформу, на которую устанавливали катюши, и отправляли на фронт. На заводе работали женщины и подростки 14—15 лет, процентов на 70. Бывало, сутками не уходили из цеха. Питание скудное. А мужики воевали. Как известно, сибирская дивизия генерала Белобородова помогла отстоять Москву. Фрицы зимой мёрзли, а сибирякам 30-градусный мороз нипочём».
Член ВКП(б) с 1945 года. Член ЦК КПСС в 1971—1989 годах (кандидат в 1966—1971 годах). Депутат Совета Союза Верховного Совета СССР 7—11 созывов от Павлодарской области.
С октября 1988 года — персональный пенсионер союзного значения.
С 2004 года — главный научный сотрудник Всероссийского научно-исследовательского технологического института ремонта и эксплуатации машинно-тракторного парка (ГОСНИТИ)[3].
Ежевский, Александр Александрович. Сайт «Герои страны».
Ежевский Александр Александрович.