Light-industry-up.ru

Экосистема промышленности

Езидизм

21-05-2023

Перейти к: навигация, поиск

Езиди́зм, ези́дство, шарфадини́зм (от самоназвания шарфады́н) — синкретическая религия езидов, содержит элементы язычества, древних индоиранских верований, иудаизма, христианства (несторианского толка) и ислама.[1] Езиды веруют в единого бога и его эманацию — верховного ангела Таус-Мелека (Ангела-Павлина). Основатель религии шейх Ади (около 1074−1164), которого езиды считают своим пророком.

Общие сведения

Из-за гонений, закрытого характера религии, а также в связи с устным, в основном, характером передачи знаний и тому подобных причин религия езидов довольно плохо изучена исследователями.

Основателем и основоположником езидизма в XII в. является шейх Ади ибн Мусафир (Шейх Ади) (ум. 1160 или 1162). Вероучение окончательно сложилось к XIV−XV вв., вобрав элементы зороастризма, иудаизма, христианства, ислама и манихейства.

Религия езидов близка вероучению других синкретических курдских религий — алевитов (не путать с алавитами) и али-илахов, вместе с которыми объединяется под общим названием язданизм. Опирается, в основном, на устную традицию. Имеются также две священные книги с изложением догматики, канонов, космогонии и обрядов: Кетебе Джилве («Книга откровения») и Масхафе раш («Чёрная Книга»).

Мусульманские и христианские критики езидизма часто ассоциируют почитаемого езидами верховного ангела/божества Мелек-Тавуси (Малак Тавус) (Ангела-Павлина) с Иблисом или с падшим ангелом, в связи с этим езидов ошибочно считали «поклонниками злого» духа. Езиды признают существование единого бога-творца, Малак Тавуса и Шейха Ади. Часто эти личности смешиваются или даже обожествляются, то есть, каждый из них выступает как главенствующий бог.[2][неавторитетный источник? 111 дней]

Главной святыней езидов служит храм при мавзолее шейха Ади в Лалеше в 40 км к северу от Мосула (Ирак).

Основные культовые предметы — 7 бронзовых литых статуэток птицы на высокой подставке (санджак), хранящиеся в Лалеше, символизирующие 7 основных ангелов (архангелов). Периодически их с процессиями носят по езидским селениям представители специального сословия — «кавалы» (сборщики пожертвований), собирая при этом пожертвования.

Основы вероучения

Малак Тавус (Пири Малаки-Таус, Мелек-Тавуз — «Ангел-Павлин») — глава ангелов в религии езидов, которого изображают в виде павлина.

Малак Тавус
(Ангел-Павлин)

Бог поручил весь мир семи ангелам во главе с Малак Тавусом. Тавуси Малак является главой пантеона архангелов в религии Езидов. По вероучению езидов, Малак Тавус — эманация единого Бога[3]. Малак Тавусу приносят молитвы 5 раз в день.[4]

Архангелы и их сотворение

  1. в первый день, в воскресенье, Бог создал Ангела Азраила, он же — Тавуси Малак, Пири Тавуси Малак, глава всего, верховный первозданный ангел.
  2. в понедельник Бог создал ангела Дардаила (ангел понедельника), он же Шейх Хасан;
  3. во вторник был сотворён ангел Исраил (Рафаил?) (ангел вторника), он же Шейх Шамс-ад-Дин;
  4. в среду был создан ангел Михаил (ангел среды), он же Шейх Абу-Бекр;
  5. в четверг Бог сотворил ангела Анзазила (Гавриила?) (ангел четверга), он же Саджад-ад-Дин;
  6. в пятницу Он создал ангела Шемнаила (ангел пятницы), он же Насир-ад-Дин;
  7. в субботу был сотворён ангел Нураил (Тураил?) (ангел субботы), он же Фахр-ад-Дин.
  8. Малак Тауса (Бог) назначил старшим над всеми.
  9. Затем (Бог) сотворил образы Семи Небес и Земли, и Солнца, и Луны.

Отождествление с сатаной

Мусульманские и христианские критики езидизма часто ассоциируют почитаемого езидами верховного архангела/божества Малак Тавуса с Иблисом или с падшим ангелом. Другое его имя — Шайтан по-арабски означает «дьявол», что служит поводом для ошибочного обвинения езидов в дьяволопоклонничестве[4]. Именно из-за этого езидов причисляли к поклонникам «злого духа» («падшего духа»[5]), и потому относились с непониманием, в особенности, со стороны исламского мира, в окружении которого жили езиды. По-русски езидов даже называли «чертопоклониками». В свою очередь Н. И. Веселовский отмечает, что «Новейшие исследователи секты самым решительным образом отвергают обоготворение ею дьявола.»[5]

Типы и виды Кавказа и Малой Азии. Курды-Иезиды (Чертопоклонники). Кабардинец. Чеченец. Курд-магометанин из окрестностей Вана. Художник М. О. Микешин. Фото-электро-рельеф А. Н. Ковако. — 1876.

С Тавуси-Малаком связано множество преданий, дошедших до нас в устной форме.

В одном из них говорится, что Тавуси Малак отошёл от Бога из гордости, не желая подчиняться созданному человеку. По основной версии неповиновение Малаки Тауса объясняется его особой преданностью Богу как своему Создателю. Согласно езидским представлениям, он отказался поклониться Адаму поскольку его Творцом является Господь, и он поклоняется только ему и никому больше. За это Бог наказал Тавуси Малака, изгнав его из рая, и назначил его править адом. В аду Тавуси Малак томился 7 тысяч лет и, видя страдания грешников, плакал всё это время и затопил ад своими слезами. За это Бог простил Тавуси Малака и возвысил его на небо, сделав главным из ангелов, а ад перестал существовать. Вознесенный на небо Малак-Тавус воспринимается езидами как око солнца, которым оно смотрит на мир и дарит тепло и жизнь.[6]

По другой легенде, как и в первой, Тавуси Малак также отказался подчинится человеку, но Бог не отослал его в ад, а за преданность сразу назначил его главным над остальными архангелами и возвысил его на небо в виде солнца.

Тавуси Малак в езидизме отождествляется со словом Шамс (Солнце).

Езидское общество (Эздихан)

Езиды традиционно делятся на две основные эндогамные касты, представляющие духовное и светское сословие.[5]

В свою очередь, духовная каста (сословие) делится на три главные группы, также не имеющие права родниться между собой[5]:

  • шейхи (старцы — высшая духовная каста в езидстве[7]; в езидской теологии термин «шейх» приобрел широкий смысл: дух, мастер, покровитель; в обычном понимании: священнослужитель, особое духовное сословие);
  • пиры[6];
  • факиры.

Без участия шейхов и пиров невозможно провести ни одного ритуала по случаю рождения ребенка, свадьбы, похорон и т.п.[6][8]

Также к духовному сословию относятся и следующие низшие степени духовных[5]:

  • навалы — посланцы шейха, ездящие за поборами и пожертвованиями,
  • ауханы
  • прислужники при храме.

Светскую (мирскую) касту составляют мюриды (мриды).[6]

Мюрид — ученик, послушник, мирянин; в свою очередь, каждый шейх и пир тоже является мюридом по отношению к своим шейху и пиру.

Высшая духовная власть принадлежит «шейху» («шейхану») — потомку шейха Ади, воля которого признавалась священной для каждого езида, в том числе, и для «эмира» («мира») — высшего представителя светской власти, утверждавшегося во времена Османской империи турецким правительством.[Комм 1][5] В настоящее время обе эти должности совмещены в одном лице «мир-шейхана», которым с 1944[источник не указан 182 дня] является Тахсин-бег[8][Комм 2].

В числе наиболее страшных грехов езидов числятся так называемые «се харф» три смертных греха[8]:

  • Первый: истинному езиду нельзя вступать в брак или во внебрачную связь с представителями других каст.
  • Второй: езид не имеет право вступать в брак с иноверцем и, таким образом, переходить в иную веру.
  • Третий: ни один езид не вправе поднять руки на представителя духовной касты.

Считалось также, что обращение в езидизм невозможно, однако, в последнее время, в связи с геноцидом езидов со стороны террористической организации Исламское государство курдские активисты символически принимают езидизм с целью привлечения внимания к истреблению езидов и призывают к этому другие народы Курдистана.[6]

Праздники

Основные публичные религиозные праздники — начинающиеся с Рожие Эзид (трехдневного поста) Великий пост в честь Эзида[уточнить] в декабре и память пророка Хидир-Наби (Хидир-Ильяса) в феврале, Новый год в весеннее равноденствие, день поминовения усопших в середине июня.

Из семейных церемоний важнейшая — первая стрижка мальчиков шейхом (биск).

В 2011 году езиды праздновали 6756 год.[9][неавторитетный источник? 111 дней].

Новый год (Сарсал) отмечается в первую среду нисана (март-апрель), который также получил название Чаршама Сор («красная среда»). К этому празднику пекут куличи (клоч) и красят яйца, которые затем относят на кладбища как дары мертвым родственникам, также посыпают разноцветной скорлупой от яиц поля, чтобы в этот год земля дала богатый урожай. После встречи нового года в течение месяца в езидских селениях с большим ликованием ежедневно празднуют дни святых, так называемые, таваф (tewaf). Езиды образуют громадные хороводы, во время которых пляшут под музыку зурны и барабана.[10][неавторитетный источник? 111 дней]

Праздник Езидов (Аиде Эзиде) празднуется во вторую пятницу декабря. Через неделю празднуется Праздник Солнца (Аиде Шамс), а в феврале Хыдыр Наби (Хызр)[11]

См. также

Комментарии

  1. Во времена Османской империи оба указанных лица проживали в Месопотамии.
  2. По сведениям, указанным в источнике — на 2006 год.

Примечания

  1. Езиды // Большой энциклопедический словарь, 2000.
  2. ) Проверено 1 октября 2014.
  3. Руденко, 1972
  4. ↑ Everything You Need to Know About the Yazidis // «Time»8 августа 2014.
  5. 1 2 3 4 5 6 Веселовский, 1890—1907
  6. ↑ От павлина до Сатаны Древняя религия езидов снова стала причиной гонений на ее приверженцев // Лента.ру, 3 сентября 2014.
  7. Потомки вавилонян на Владимирской земле // Сайт «Зебра-ТВ» (zebra-tv.ru), 17.02.2014.
  8. 1 2 3 Основные сведения о Езидизме
  9. Corrigan Edward C. Езиды празднуют Новый 6,756 год // Сайт «Ezdixane.ru» (www.ezdixane.ru) 12 июля 2011.(недоступная ссылка — ) Проверено 16 декабря 2014.
  10. Пирбари Д. 16 апреля священный для всех езидов праздник Чаршема Сор // Сайт «Yezidi.ru» 15 апреля 2014.
  11. Езиды, которые родом из Индии // Общественно-политическая газеты «Новое время»— Ереван, 29.03.2012.  (Проверено 2 октября 2014)

Литература

Ссылки

  • Спартак. Основные сведения о Езидизме (со ссылкой на труды Ханны Омархали «Йезидизм из глубины тысячелетий» и Михаила Фарои «Езиды (Эзиды)») // Сайт «Библиотекарь.Ру»(www.bibliotekar.ru) (Проверено 7 октября 2014)., см. также [1].

Езидизм.

© 2014–2023 light-industry-up.ru, Россия, Краснодар, ул. Листопадная 53, +7 (861) 501-67-06