21-05-2023
Езиди́зм, ези́дство, шарфадини́зм (от самоназвания шарфады́н) — синкретическая религия езидов, содержит элементы язычества, древних индоиранских верований, иудаизма, христианства (несторианского толка) и ислама.[1] Езиды веруют в единого бога и его эманацию — верховного ангела Таус-Мелека (Ангела-Павлина). Основатель религии шейх Ади (около 1074−1164), которого езиды считают своим пророком.
Из-за гонений, закрытого характера религии, а также в связи с устным, в основном, характером передачи знаний и тому подобных причин религия езидов довольно плохо изучена исследователями.
Основателем и основоположником езидизма в XII в. является шейх Ади ибн Мусафир (Шейх Ади) (ум. 1160 или 1162). Вероучение окончательно сложилось к XIV−XV вв., вобрав элементы зороастризма, иудаизма, христианства, ислама и манихейства.
Религия езидов близка вероучению других синкретических курдских религий — алевитов (не путать с алавитами) и али-илахов, вместе с которыми объединяется под общим названием язданизм. Опирается, в основном, на устную традицию. Имеются также две священные книги с изложением догматики, канонов, космогонии и обрядов: Кетебе Джилве («Книга откровения») и Масхафе раш («Чёрная Книга»).
Мусульманские и христианские критики езидизма часто ассоциируют почитаемого езидами верховного ангела/божества Мелек-Тавуси (Малак Тавус) (Ангела-Павлина) с Иблисом или с падшим ангелом, в связи с этим езидов ошибочно считали «поклонниками злого» духа. Езиды признают существование единого бога-творца, Малак Тавуса и Шейха Ади. Часто эти личности смешиваются или даже обожествляются, то есть, каждый из них выступает как главенствующий бог.[2][неавторитетный источник? 111 дней]
Главной святыней езидов служит храм при мавзолее шейха Ади в Лалеше в 40 км к северу от Мосула (Ирак).
Основные культовые предметы — 7 бронзовых литых статуэток птицы на высокой подставке (санджак), хранящиеся в Лалеше, символизирующие 7 основных ангелов (архангелов). Периодически их с процессиями носят по езидским селениям представители специального сословия — «кавалы» (сборщики пожертвований), собирая при этом пожертвования.
Малак Тавус (Пири Малаки-Таус, Мелек-Тавуз — «Ангел-Павлин») — глава ангелов в религии езидов, которого изображают в виде павлина.
Бог поручил весь мир семи ангелам во главе с Малак Тавусом. Тавуси Малак является главой пантеона архангелов в религии Езидов. По вероучению езидов, Малак Тавус — эманация единого Бога[3]. Малак Тавусу приносят молитвы 5 раз в день.[4]
Мусульманские и христианские критики езидизма часто ассоциируют почитаемого езидами верховного архангела/божества Малак Тавуса с Иблисом или с падшим ангелом. Другое его имя — Шайтан по-арабски означает «дьявол», что служит поводом для ошибочного обвинения езидов в дьяволопоклонничестве[4]. Именно из-за этого езидов причисляли к поклонникам «злого духа» («падшего духа»[5]), и потому относились с непониманием, в особенности, со стороны исламского мира, в окружении которого жили езиды. По-русски езидов даже называли «чертопоклониками». В свою очередь Н. И. Веселовский отмечает, что «Новейшие исследователи секты самым решительным образом отвергают обоготворение ею дьявола.»[5]
С Тавуси-Малаком связано множество преданий, дошедших до нас в устной форме.
В одном из них говорится, что Тавуси Малак отошёл от Бога из гордости, не желая подчиняться созданному человеку. По основной версии неповиновение Малаки Тауса объясняется его особой преданностью Богу как своему Создателю. Согласно езидским представлениям, он отказался поклониться Адаму поскольку его Творцом является Господь, и он поклоняется только ему и никому больше. За это Бог наказал Тавуси Малака, изгнав его из рая, и назначил его править адом. В аду Тавуси Малак томился 7 тысяч лет и, видя страдания грешников, плакал всё это время и затопил ад своими слезами. За это Бог простил Тавуси Малака и возвысил его на небо, сделав главным из ангелов, а ад перестал существовать. Вознесенный на небо Малак-Тавус воспринимается езидами как око солнца, которым оно смотрит на мир и дарит тепло и жизнь.[6]
По другой легенде, как и в первой, Тавуси Малак также отказался подчинится человеку, но Бог не отослал его в ад, а за преданность сразу назначил его главным над остальными архангелами и возвысил его на небо в виде солнца.
Тавуси Малак в езидизме отождествляется со словом Шамс (Солнце).
Езиды традиционно делятся на две основные эндогамные касты, представляющие духовное и светское сословие.[5]
В свою очередь, духовная каста (сословие) делится на три главные группы, также не имеющие права родниться между собой[5]:
Без участия шейхов и пиров невозможно провести ни одного ритуала по случаю рождения ребенка, свадьбы, похорон и т.п.[6][8]
Также к духовному сословию относятся и следующие низшие степени духовных[5]:
Светскую (мирскую) касту составляют мюриды (мриды).[6]
Мюрид — ученик, послушник, мирянин; в свою очередь, каждый шейх и пир тоже является мюридом по отношению к своим шейху и пиру.
Высшая духовная власть принадлежит «шейху» («шейхану») — потомку шейха Ади, воля которого признавалась священной для каждого езида, в том числе, и для «эмира» («мира») — высшего представителя светской власти, утверждавшегося во времена Османской империи турецким правительством.[Комм 1][5] В настоящее время обе эти должности совмещены в одном лице «мир-шейхана», которым с 1944[источник не указан 182 дня] является Тахсин-бег[8][Комм 2].
В числе наиболее страшных грехов езидов числятся так называемые «се харф» три смертных греха[8]:
Считалось также, что обращение в езидизм невозможно, однако, в последнее время, в связи с геноцидом езидов со стороны террористической организации Исламское государство курдские активисты символически принимают езидизм с целью привлечения внимания к истреблению езидов и призывают к этому другие народы Курдистана.[6]
Основные публичные религиозные праздники — начинающиеся с Рожие Эзид (трехдневного поста) Великий пост в честь Эзида[уточнить] в декабре и память пророка Хидир-Наби (Хидир-Ильяса) в феврале, Новый год в весеннее равноденствие, день поминовения усопших в середине июня.
Из семейных церемоний важнейшая — первая стрижка мальчиков шейхом (биск).
В 2011 году езиды праздновали 6756 год.[9][неавторитетный источник? 111 дней].
Новый год (Сарсал) отмечается в первую среду нисана (март-апрель), который также получил название Чаршама Сор («красная среда»). К этому празднику пекут куличи (клоч) и красят яйца, которые затем относят на кладбища как дары мертвым родственникам, также посыпают разноцветной скорлупой от яиц поля, чтобы в этот год земля дала богатый урожай. После встречи нового года в течение месяца в езидских селениях с большим ликованием ежедневно празднуют дни святых, так называемые, таваф (tewaf). Езиды образуют громадные хороводы, во время которых пляшут под музыку зурны и барабана.[10][неавторитетный источник? 111 дней]
Праздник Езидов (Аиде Эзиде) празднуется во вторую пятницу декабря. Через неделю празднуется Праздник Солнца (Аиде Шамс), а в феврале Хыдыр Наби (Хызр)[11]
Езидизм.