15-05-2023
Победино - Первомайское | |
Обзор | |
---|---|
Страна |
Россия |
Расположение | |
Состояние |
действующая |
Конечные станции | |
Кол-во станций |
Победино, Лесная, Первомайское, Известковый |
Обслуживание | |
Год открытия |
1943 (750 мм), 1991 (1067 мм) |
Подчинение | |
Технические данные | |
Ширина колеи |
1067 мм |
Тип электрификации |
нет |
Железнодорожная линия Победино - Первомайское (до 1991 года Муйская узкоколейная железная дорога) — единственная (по состоянию на 2006 год) ведомственная железнодорожная линия колеи 1067 мм в Сахалинской области. Начальным пунктом является станция Победино Сахалинского региона Дальневосточной железной дороги.
Содержание |
Узкоколейная железная дорога Котон (Победино) - Гомон (Известковый) с шириной колеи 600 мм открылась в 1943 году и изначально предназначалась для вывоза известняка из карьеров в Гомоне. В 1944 году получила связь с основной сетью железных дорог Сахалина после открытия перегона Кэтон - Котон.
После освобождения Южного Сахалина советскими войсками узкоколейная железная дорога была перешита на колею 750 мм. В 1947 году к северу от Известкового был основан посёлок Муйка (с 1961 года Первомайское), к нему была проведена узкоколейная ветвь. Одновременно был основан Муйский леспромхоз, ставший одним из основных грузоотправителей дороги.
В 1960-х - 1970-х годах произведена замена подвижного состава с паровозов на тепловозы.
В 1980 году параллельно узкоколейной железной дороге началось строительство железнодорожной линии колеи 1067 мм. Первые участки насыпи были отсыпаны в 1981 году, вскоре они значительно пострадали от наводнения.
Почти везде новая железная дорога прокладывалась в непосредственной близости от Муйской узкоколейной железной дороги, удаляясь от неё не более, чем на 50 метров. Имелся один «трёхниточный» участок (колея 750 мм/1067 мм), он был расположен на мосту через реку Поронай и вблизи него. В годы совместного функционирования железных дорог разной колеи у моста находился стрелочный пост, работал дежурный, обеспечивавший безопасность движения.
В 1991 году ширококолейная линия была открыта, ветвь на Известковый была перешита к 1993 году. В 1993 году остатки старой узкоколейной трассы были разобраны. Большая часть подвижного состава колеи 750 мм была порезана, часть переставлена на тележки колеи 1067 мм.
В 1992 году в Первомайском был открыт нефтеналивной терминал, а перевозка леса и известняка была прекращена. Ответвление Лесная - Известковый было законсервировано.
В 2000 году пассажирское сообщение на линии было прекращено.
По состоянию на июнь 2006 года эксплуатантом линии является ООО "Восточный путь". По линии ежедневно курсируют грузовые поезда с цистернами для перевозки нефти.
Победино - Первомайское | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Это заготовка статьи о железнодорожном транспорте. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Железная дорога Победино - Первомайское.