04-07-2023
Же́ртва — неэквивалентный размен, отдача какого-либо материала (пешки, фигуры, нескольких фигур) для получения решающего или позиционного преимущества, для объявления мата или сведения игры вничью. Жертва может также иметь целью захват или перехват инициативы, получение компенсации в виде контроля над центром или ключевыми полями и т. п.
Содержание |
По корректности:
По форме:
По величине:
Если при полных жертвах, количество фигур всегда уменьшается, то при частичных жертвах — возможно также их увеличение. Особенный тип жертвы по величине — жертва качества.
По цели:
Леонид Шамкович разделял реальные жертвы на:
Также в шахматной литературе встречаются такие типы жертв как: гамбитная и интуитивная (творческая). Первую жертву, как было написано выше, Шпильман относил к развивающим, вторую Шамкович — к динамическим.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5. Kg5 — пассивная жертва. 5... h6 6. K:f7 — активная жертва. |
В гамбите Альгайера встречаются два типа жертв:
Пассивная жертва за белых. У чёрных есть возможность как принять её, сыграв 5... h6 с выигрышем коня, так и отклонить 5... Kf6.
Активная жертва белых. Чёрные обязаны её принимать, так как не имеют иной альтернативы.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Белым выгодно временно пожертвовать коня 4. K:e5, так как после 4... K:e5 5. d4 они отыгрывают фигуру и улучшают свою позицию. |
После ходов
белые жертвуют коня:
Вилка. Вместе с отыгрышем фигуры они улучшают свою позицию.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Белые проводят комбинацию с жертвой слона и выигрышем пешки 8. С:f7+ Kp:f7 9. K:e5+ и 10. Ф:d4. |
Примером результативной жертвы служит следующий вариант испанской партии:
Вместо естественного 7... d6 чёрные играют
После чего следует жертва:
На любое отступление чёрного короля, белый ферзь берёт беззащитного чёрного коня:
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7. K:e5! Если чёрные побьют ферзя, то последует мат 7... С:d1 8. C:f7+ Kpe7 9. Kd5# В ином случае они несут существенные материальные потери. |
Чёрные связывают белого коня f3, однако забывают о схожести сложившийся позиции с матом Легаля.
Если чёрные побьют ферзя, то последует мат:
В ином случае они несут существенные материальные потери.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
12... f5 13. ef Ф:f6 14. C:e4 de 15. Ф:e4 Сb3! Ценой пешки чёрные выгодно разменивают коня на сильного слона и активизируют свои фигуры. |
В партии Шпильман — Шорис[2] белые угрожает разменять слона на коня е4 с последующим выигрышем пешки. Простейшим ответом было б 12... Cf5. Однако напрашивается жертва пешки.
За пешку чёрные получили позиционное преимущество: у белых разменян их сильный слон, обнажён белый ферзь, у чёрных появилось преимущество двух слонов, для чёрных ладей открылись линии «е» и «f».
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. e6 После 4... fe 5. d4 чёрные получают стеснённую позицию. |
Разыгрывая в защите Алёхина,
у белых появляется возможность жертвой пешки затормозить развитие чёрных фигур:
Последствиями отданной королевской пешки также стали вскрытие линии «е» с возможным давлением по ней со стороны белых ладей и потенциальное занятие конём форпоста на е5.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
10. Са3!?. Черные не могут рокироваться. А после 10... dc 11. Лe1 возникает неприятная связка. |
В третей партии матча за звание чемпиона мира по шахматам 1896 года Стейниц — Ласкер[3] белые пошли на риск, пожертвовав фигуру, чтобы оставить чёрного короля в центре.
Последовало
Возникает неприятная связка. Чтобы спасти коня чёрные должны играть 11... f5. Тогда возможно продолжение 12. Kd2 Kpf7 13. K:e4 fe 14. Л:e4 с грозной атакой за белых. Ласкер решил не рисковать:
Это привело к тому, что белые отыграли пожертвованный материал, а чёрные сумели провести вместо короткой длинную рокировку.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6. h4 Пассивная линейная жертва пешки. Если чёрные соглашаются на неё 6... С:g5 7. hg Ф:g5 белые получают давление по линии «h» |
у белых появляется возможность спровоцировать чёрных на жертву пешки для того, чтобы открыть линию «h»
Это пассивная жертва и её чёрные могут как принять 6... С:g5 7. hg Ф:g5 и белые получают давление по линии «h», так и отклонить (например 6... 0-0), но тогда белый слон g5 по-прежнему связывает ферзя, а пешка h в дальнейшем может способствовать атаки белых на королевском фланге.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
11... е3 освобождая поле для коня 12. С:e3 C:e3 13. fe Ke4 с сильной атакой. |
В одном из вариантов защиты двух коней возникла позиция, что на диаграмме. Чтобы вскрыть позицию, пока белый король в центре чёрные жертвуют пешку:
На освободившееся от пожертвованной пешки поле ходит конь, сковывая позицию белых. Помимо этого, открывается для вторжения чёрного ферзя диагональ е1-h4. Теперь цена рокировки для белых — потеря качества: 14. 0-0 Kg3 и 14... К:f1.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Чтобы отвлечь чёрного ферзя от королевского фланга белые жертвуют пешку 17. d4 Ф:с3 Теперь они могут начать грозную атаку 18. Kg5 с последующем 19. Фh5. |
В партии Шпильман — Форгач 1910 года[4] белые хотят провести манёвр 17. Kg5 и 18. Фh5 с сильной атакой, однако немедленный ход конём ничего бы не дал из-за 17...f6. После же
чёрные не могут ходить 18...f6, так как последует 19. Фh5 и бить коня нельзя из-за 19. Фf7+ Kph8 20. Фf8+ Л:f8 21. Л:f8# Чёрный ферзь, защищавший поле f8, отвлечён от «театра военных действий» и атаку белых непросто отразить.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
К чему приведёт жертва 11. C:h7+ рассчитать невозможно. Однако сокрушительную атаку, которую она даёт, достаточна, чтобы рискнуть. |
В партии Шпильман — Деккер 1934 года[5] после хода
возникла позиция на диаграмме, в которой напрашивается типичная жертва слона на h7. Однако, если обычно она проходит в виде мнимой жертвы, то есть просчитывается до конца, то в данном случае такой расчёт не возможен. Тем не менее Шпильман решается на неё, так как во многом она продиктована беззащитности королевского фланга чёрных.
Белый ферзь проникает на поле h7 с d3 или с h3, если чёрные попробуют перекрыть диагональ b1-h7.
В то время, как белые продолжают атаковать, они уже получили достаточную компенсацию за слона в виде двух пешек и вскоре их количество увеличится до 3-х за счёт пешки f7.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3... C:f2+ 4. Kp:f2 Фh4+ 5. Kpe3 Фf4+ 6. Kpd3 d5 с устрашающей атакой. |
Всего после трёх первых ходов
Чёрные могут вывести белого короля в центр доски путём жертвы слона:
На 5. g3 ферзь делает вилку коню и ладье 5... Ф:е4
В то время как в самом начале игры белым приходится решать сложную задачу по нахождению безопасного места для своего короля, у чёрных множество различных продолжений преследования короля.
Жертва (шахматы) в Викицитатнике? |
Шахматная тактика | ||
---|---|---|
Термины | Жертва • Зевок • Комбинационное зрение • Комбинация • Ловушка • Мотив • Нападение • Темп • Угроза | |
Тактические приёмы | Бешеная фигура • Блокировка • Вилка • Вскрытый шах • Двойной шах • Завлечение • Засада • Извлечение короля • Капкан • Контрудар • Линейный удар • Мельница • Освобождение линии • Освобождение поля • Отвлечение • Пат • Перегрузка • Перекрытие • Подрыв пешечной цепи • Промежуточный ход • Рентген • Связка • Уничтожение защиты • Цугцванг |
Жертва (шахматы).