21-10-2023
Жилой дом | |
Жилой дом сотрудников завода «Синтетический каучук» | |
---|---|
арм. Բնակելի տուն Սինթետիկ կաուչուկի գործարանի | |
| |
Страна | Армения |
Город | Ереван, Улица Анрапетутян, дом 62 |
Архитектурный стиль | постконструктивизм |
Автор проекта | Тиран Ерканян |
Строительство | 1933—1934 годы |
Жилой дом сотрудников завода «Синтетический каучук» — комплекс образующих единый объём жилых домов в Ереване, построенный в 1934 году по проекту архитектора Тирана Ерканяна для технических специалистов, занимавшихся созданием Ереванского комбината синтетического каучука имени С. М. Кирова. Памятник постконструктивизма[1].
В 1933 году Советом народных комиссаров СССР было издано постановление № 4-931, поручившее Наркомтяжпрому приступить к строительству в Ереване крупнотоннажного завода хлоропренового каучука из карбида кальция[2]. Тогда же началось строительство в центре Еревана жилого дома для сотрудников будущего завода. Архитектором здания стал Тиран Ерканян — признанный мастер, переехавший из Москвы в Ереван в 1930 году после того, как Агаси Ханджян, первый секретарь Компартии Армянской ССР, призвал творческую интеллигенцию армянского происхождения помочь в возрождении республики. Ерканян активно строил по всей Армении — в Дилижане, Гюмри, Алаверди, Джермуке; дом для сотрудников завода синтетического каучука стал его важнейшим проектом в Ереване наряду с кинотеатром «Москва»[3].
Здание было окончено в 1934 году, за два года до того, как начал работу завод (производство карбида кальция на заводе началось лишь в 1936 году). Фактически оно представляло собой единый дом, занимающий целый квартал по улицам Анрапетутян (в 1930-е — Ленина), Вардананц (в 1930-е — Кнунянца) и 2-м переулком улицы Вардананц. Тем не менее, разные части здания сегодня числятся по разным адресам.
С противоположной стороны квартала (по улице Тпагричнери) здание выполнено в более классическом стиле конструктивизма и примыкает к Дому сотрудников Наркомтяжпрома.
Здание представляет собой яркий образец постконструктивизма. Классический конструктивизм был значительно более геометричным, основываясь на чётких формах, в то время как Ерканян отказался от строгого рационализма и целесообразности, обыграв хитросплетение разнообразных объёмов и мелких деталей, в частности - разную высоту этажей в полукруглом объёме на углу улицы Вардананц и 2-го переулка Вардананц. Помимо того, в архитектуру домов вплетено сочетание эркеров, остеклённых острых углов с выносом лестничных клеток и другие яркие элементы[4].
Впоследствии эта и некоторые другие работы Ерканяна критиковались именно за попытки «надеть на конструктивизм декорацию» вместо того, чтобы окончательно уйти от конструктивизма к новой официально одобренной стилистике сталинской архитектуры. Еженедельная ереванская газета «Хорурдаин арвест» писала, что здание представляет собой «последний бой конструктивизма». [1].
Как и в прочих конструктивистских коммунах, в домах завода «Синтетический каучук» решались задачи комплексной организации быта. Внутри квартала были построены детские площадки, ясли, детский сад, магазин.
Жилой дом сотрудников завода «Синтетический каучук».