16-06-2023
Забытая мелодия для флейты | |
Жанр | |
---|---|
Режиссёр | |
Автор сценария |
|
В главных ролях |
Леонид Филатов |
Оператор | |
Композитор | |
Кинокомпания | |
Длительность |
134 мин. |
Страна | |
Год | |
IMDb |
ID 0096492 |
Просмотр онлайн
|
|
Забытая мелодия для флейты — художественный фильм Эльдара Рязанова по сценарию Эмиля Брагинского. Фильм показывает различие между жизнью советских чиновников и простых людей на закате советской власти, и рассказывает о том, что бывает, когда между представителями этих классов возникает любовь.
Фильм был снят после объявления гласности, поэтому в нем весьма рельефно раскрываются ещё недавно запретные темы: бюрократизм чиновников, секс, скудный быт простых советских граждан.
Содержание |
Рязанов давно планировал снять фильм по пьесе «Аморальная история», которую он написал в соавторстве с Брагинским ещё в 1976 году. Им были даже написаны слова к песне «Мы не пашем, не сеем, не строим», которую впоследствии исполнят в фильме Татьяна и Сергей Никитины. Первый вариант сценария не был принят на киностудии, так как его посчитали слишком острым, но когда в 1986 году был написан второй вариант, начавшаяся перестройка сделала свое дело и сценарий был принят. Но когда Эльдар Рязанов уже был готов начинать картину, Леонид Филатов, которого он изначально видел в главной роли, оказался занят в съёмках другого фильма.
Рязанов не стал ждать, пока освободится Филатов, и начал натурные съёмки в Крыму и Казахстане. В ходе съёмок Рязанов перенёс микроинсульт, в результате чего у него перестало слышать одно ухо. К моменту, когда Филатов освободился, Рязанов был серьёзно болен, и ему пришлось начинать снимать картину и при этом одновременно лечиться в стационаре.
В январе 1987 года состоялся известный Пленум ЦК КПСС, положивший начало эпохе гласности, и последние преграды для создания фильма исчезли. Теперь злободневную тему фильма можно было раскрывать во всей полноте, без необходимости сглаживания «острых углов». На экраны картина вышла в ноябре того же года.
Леонид Семёнович Филимонов, высокопоставленный чиновник из «Главного управления свободного времени», постоянно борется со своим «я». Он старается запретить или избавиться от любого народного творчества, которое можно толковать двояко. Но на совещаниях, когда есть свободная минутка, он представляет себе, как он поднимается и говорит всю правду-матку о своём начальнике с устаревшими взглядами прямо ему в лицо. Но не делает этого, потому что боится потерять работу, а делать-то он больше ничего не умеет.
Однажды у него внезапно прихватило сердце, и он знакомится с медсестрой Лидой из своего управления, в которую влюбляется. Так получилось, что она оказалась единственная, с кем он может быть абсолютно открыт. Жена его, узнав, что он завёл себе любовницу, выгоняет его из дома, и он селится у медсестры.
Вскоре жена, поняв, что осталась одна, просит его вернуться к ней, она согласна всё простить. И чтобы быть более убедительной, она слегка угрожает, что расскажет об их расставании своему отцу, который многие годы помогал Леониду расти по служебной лестнице. В довершение всего его коллеги тоже давят на него и уговаривают расстаться с Лидой, ибо это может повредить карьере — Филимонова прочат на место старого начальника, уходящего на пенсию. В конце концов, карьерные убеждения берут верх над чувствами и он идёт на их уговоры, при этом трусливо сбежав от Лиды, даже не объяснившись с ней.
Оскорбленная Лида в тот же день уволилась из управления. В первое свое выступление уже на посту начальника Филимонов на минуту впал в грезы: чувствуя угрызения совести и стыд перед Лидой за свою трусость, он представил, как он высказал подчиненным все, что думает об этом бессмысленном управлении, явился к Лиде и сказал со слезами раскаяния, что он добровольно отказался от начальственного поста, так как она ему дороже всего. Потом, когда продолжил выступление, у него опять прихватило сердце, а медсестра Лида уволилась и некого было вызвать. Вызвали скорую. Лида, увидев, что машина скорой помощи мчится в сторону управления, догадалась, что у Филимонова опять плохо с сердцем, вернулась, вбежала в кабинет и стала умолять его не умирать, хотя врачи уже собрались констатировать смерть. Филимонов задышал и зашевелился, врачи кинулись продолжать реанимацию, а успокоенная Лида опять ушла из управления, теперь уж навсегда.
Фильмы Эльдара Рязанова | |
---|---|
1950-е | Весенние голоса • Карнавальная ночь • Девушка без адреса |
1960-е | Как создавался Робинзон • Человек ниоткуда • Гусарская баллада • Дайте жалобную книгу • Берегись автомобиля • Зигзаг удачи |
1970-е | Старики-разбойники • Невероятные приключения итальянцев в России • Ирония судьбы, или С лёгким паром! • Служебный роман • Гараж |
1980-е | О бедном гусаре замолвите слово • Вокзал для двоих • Жестокий романс • Забытая мелодия для флейты • Четыре встречи с Владимиром Высоцким • Дорогая Елена Сергеевна |
1990-е | Небеса обетованные • Предсказание • Привет, дуралеи! |
2000-е | Старые клячи • Тихие омуты • Ключ от спальни • Андерсен. Жизнь без любви • Карнавальная ночь 2, или Пятьдесят лет спустя • Музыка жизни |
Забытая мелодия для флейты.