28-06-2023
Законодательное Собрание Вологодской области |
|||||
|
|||||
Парламентская система | Однопалатный | ||||
---|---|---|---|---|---|
Председатель | Г. Е. Шевцов | ||||
--- из партии | «Единая Россия» | ||||
--- избран | 2011 | ||||
Депутатов | 34 | ||||
Политические группы (фракции) | «Единая Россия», «Справедливая Россия», КПРФ, ЛДПР | ||||
Год основания | 1994 | ||||
Последние выборы | 4 декабря 2011 | ||||
Адрес зала заседаний | 160000 г.Вологда, ул. Пушкинская,25 | ||||
Веб-сайт | http://www.vologdazso.ru |
Законодательное Собрание Вологодской области (ЗСВО, ЗСО, ЗакСобрание) — высший законодательный и представительный орган государственной власти Вологодской области с марта 1994 года. Однопалатное, насчитывает 34 депутата. Формируется по смешанной избирательной системе: половина депутатов избирается по общеобластным партийным спискам, половина — по одномандатным округам. Здание Законодательного Собрания Вологодской области находится на площади А. С. Дрыгина в Вологде.
Содержание |
История образования Законодательного Собрания Вологодской области восходит к деятельности Вологодского областного Совета народных депутатов. 29 марта 1990 года, на первой сессии 21-го созыва областного Совета был принят курс на проведение реформы системы государственной власти. Сам областной Совет на тот момент состоял из 200 депутатов, из которых лишь двое (председатель и его заместитель) работали на постоянной основе. Кроме того, Совет сочетал в себе как законодательные, так и исполнительные функции: при нём имелся исполнительный комитет с необходимыми управлениями и отделами, а председателя исполнительного комитета и руководителей ведущих структурных подразделений назначали депутаты[1].
16 января 1992 года в составе областного Совета был образован Малый совет из 23 депутатов (периодами увеличивался до 27), который фактически стал прообразом Законодательного собрания. В состав Малого Совета входили председатель областного Совета, его заместитель, председатели 14 постоянных комитетов и комиссий, а также 7 депутатов от депутатских групп, объединенных по территориальному принципу. Исходя из соображений, что оптимальная численность областного Совета должна составлять 30 депутатов, Малый совет начал подготовку к его реформированию[1].
Однако в 1993 году обострилось противостояние областного Совета и главы администрации области Н. М. Подгорнова: областной Совет отказывался поддержать поэтапную конституционную реформу Б. Н. Ельцина, в то время как глава областной администрации был её ярым сторонником. Противостояние закончилось после расстрела здания Верховного совета в Москве. 11 октября 1993 года администрация области издала постановление «О приостановлении деятельности Вологодского областного Совета народных депутатов». Одновременно предполагалось провести выборы в областное Собрание депутатов. На следующий день 12 октября двери кабинетов областного Совета были опечатаны. С этого момента и до марта 1994 года законодательной власти в Вологодской области фактически не существовало[2].
Первые выборы в Законодательное Собрание Вологодской области состоялись 20 марта 1994 года. Область была поделена на 15 одномандатных округов, каждый из которых выбирал одного депутата. В голосовании приняло участие около 34,9 % имевших право голоса. В трёх избирательных округах Череповца выборы и вовсе не состоялись из-за низкой явки избирателей (менее 25 %). Поэтому фактически были избраны лишь 12 депутатов.
31 марта — 1 апреля 1994 года состоялась первая сессия Законодательного Собрания Вологодской области, тем самым было положено начало существования самостоятельной законодательной власти на территории области. До 2003 года выборы в Законодательное Собрание проходили по мажоритарной системе, а в 1996-2003 годах его работа осуществлялась ещё и по принципу ротации.
8 июня 1994 года в трёх череповецких избирательных округах, где выборы были признаны несостоявшимися, прошло повторное голосование, явка на котором превысила 25 %. Тем самым, численность депутатов увеличилась с 12 до 15 человек.
Первые годы деятельности Законодательного Собрания, помимо малочисленности депутатского корпуса, проходили в условиях отсутствия служебных помещений, технической базы, а также утраты некоторых архивов[3]. Кроме того, депутатам даже не предоставлялась информация о пообъектном распределении областного бюджета[4]. Основное внимание депутаты первых созывов уделяли разработке базовых нормативных актов области, законов о местном самоуправлении и социальных законопроектов.
23 июня 1994 года Законодательное Собрание области приняло первый областной закон «О статусе депутата Законодательного Собрания Вологодской области», а 5 августа 1994 года был принят областной закон «О местном самоуправлении в Вологодской области». Последний закон на целый год опередил аналогичный федеральный и вызвал конфликт главы администрации с Законодательным Собранием. Н. М. Подгорнов обвинил депутатов в некомпетентности, превышении полномочий, нарушении Конституции и обратился в Конституционный суд. Однако, получив заключение суда об отсутствии нарушений законодательства, глава областной администрации отозвал своё заявление[5].
14 сентября 1995 года Законодательное Собрание приняло Устав Вологодской области, который закрепил нормы об увеличении состава депутатов до 30 человек, о сроке полномочий депутатов (4 года) и о введении принципа ротации при формировании депутатского корпуса (проведение выборов 15 депутатов через каждые 2 года)[6]. Главным смыслом принципа ротации являлось стремление избежать резких изменений в составе депутатского корпуса, и тем самым обеспечивать стабильность и преемственность в работе.
На основании новых положений Устава 25 февраля 1996 года были проведены дополнительные выборы в Законодательное Собрание, на которых были избраны ещё 15 депутатов, а в октябре 1996 года — выборы губернатора, на которых убедительную победу одержал мэр Череповца В. Е. Позгалёв. В 1998 году количество депутатов Законодательного Собрания было увеличено до 32 человек, а в 1999 году — до 34 человек. Эта численность является действующей и на сегодняшний момент.
18 октября 2001 года депутаты приняли новый Устав Вологодской области[7]. В 2002 году был изменён срок полномочий депутатов с 4 до 5 лет, а в 2003 году Законодательное Собрание решило отменить принцип ротации и избирать половину депутатов по общеобластным партийным спискам.
С декабря 2003 года представительство в Законодательном Собрании осуществляется по смешанной системе: 17 депутатов выбираются по партийным спискам (пропорциональная система), 17 депутатов — по одномандатным округам (мажоритарная система). Для этого 7 декабря 2003 года состоялись выборы 17 депутатов от политических партий и избирательных блоков на срок полномочий 3 года и 3 месяца, то есть до того периода, когда должен был истечь срок полномочий 17 депутатов, выбранных по одномандатным округам. Для прохождения партии в Законодательный Собрание был установлен 8%-ный барьер, учитывая, что для прохождения в Государственную Думу на тот момент действовал 5%-ный барьер.
По итогам выборов в Законодательное Собрание прошли 8 депутатов от «Единой России», 4 — от Аграрной партии, 3 — от КПРФ и 2 — от ЛДПР[8]. На основе этих партий В ЗакСобрании образовались фракции («Единая Россия», «Аграрная партия России», КПРФ и ЛДПР). Абсолютным и даже квалифицированным большинством (более 2/3 депутатов) завладела фракция «Единая Россия».
11 марта 2007 года прошли первые смешанные выборы депутатов Законодательного Собрания области: был образован один областной округ для выборов по партийным спискам и сохранились 17 одномандатных округов, где выборы прошли по мажоритарной системе. Проходной барьер был снижен до 7 %. Итоги этих выборов не внесли существенных изменений в расстановку сил в Законодательном Собрании: по партийным спискам прошло 7 депутатов от «Единой России», 4 — от «Справедливой России», 2 — от КПРФ, 2 — от ЛДПР и 2 — от Аграрной партии[9]; в то время как из 17 депутатов, прошедших по одномандатным округам, только двое не представляли «Единую Россию»[10].
Практически сразу же, в том же 2007 году независимый депутат Е. С. Минакова и депутат-аграрий В. В. Буланов вступили в «Единую Россию». Фракция Аграрной партии прекратила своё существование[11]. В свою очередь, депутаты от «Справедливой России» создали собственную фракцию. Таким образом в Законодательном Собрании сложился следующий расклад сил: 24 депутата — «Единая Россия», 4 — «Справедливая Россия», 2 — КПРФ, 2 — ЛДПР, 2 — независимые депутаты. Тем самым, «Единая Россия» сохранила квалифицированное большинство в Законодательном Собрании.
Следующие выборы депутатов Законодательного Собрания прошли 4 декабря 2011 года. Все 4 участвовавшие партии прошли в областной парламент, где на этот раз сложилось следующее соотношение сил: "Единая Россия" — 21 депутат, "Справедливая Россия" — 7 депутатов, КПРФ — 3 депутата, ЛДПР — 3 депутата. Таким образом, "Единая Россия" сохранила простое, но утратила квалифицированное большинство. Сам результат партии по общеобластному партийному списку (34%) был расценён её руководством как неудачный, а глава регионального отделения Н.В. Тихомиров подал в отставку не только с поста Секретаря Политсовета "Единой России", но и с должности Председателя Законодательного Собрания. 14 декабря новым председателем областного парламента стал Г.Е. Шевцов.
Законодательное Собрание Вологодской области является постоянным, высшим и единственным органом областным законодательной (представительной) власти и осуществляет следующие полномочия:
Законодательное Собрание издаёт 3 вида нормативных актов:
Принятие этих нормативных актов проходит на заседаниях сессии Законодательного Собрания. Законодательное Собрание собирается на сессии, как правило, один раз в месяц (обычно, во вторник и (или) в среду третьей недели месяца). По инициативе 1/3 депутатов, председателя Законодательного Собрания области или Губернатора области могут созываться внеочередные сессии[14].
Законодательное собрание Вологодской области формируется по смешанному принципу: половина депутатов избирается по единому областному избирательному округу, половина — по 17 одномандатным округам. Выборы по единому областному избирательному округу проходят по партийным спискам и пропорциональной системе. Проходной барьер — 7 %[15]. Число мандатов от той или иной партии определяется по следующей формуле:
Где x — количество мандатов, округлённое до целого числа; а — общее количество голосов, поданных за избирательные объединения, прошедшие в Законодательное Собрание; b — общее количество действительных голосов[16].
Партийный список, который может включать не более 60 кандидатов, состоит из 2 частей — общеобластной части и региональных групп. В общеобластной части списка может быть представлено до 5 кандидатов (на усмотрение партии), которые, имеют преимущественное право прохождения в Законодательное Собрание. Если партия в общеобластную часть не включает ни одного кандидата или набирает процент голосов, позволяющий ей провести кандидатов сверх общеобластной части, — голоса начинают распределяются между региональными группами. Каждое избирательное объединение, участвующее в выборах, должно иметь 17 региональных групп, которые территориально соответствуют одномандатным округам. Если очередь доходит до региональных групп, то они располагаются в порядке убывания процентов голосов, поданных за партию в рамках своих одномандатных округах, и получают поочерёдно по одному мандату[17].
На последних выборах в Законодательное Собрание 4 декабря 2011 года приняло участие 4 региональных отделения политических партий — «Единая Россия», «Справедливая Россия», «КПРФ» и «ЛДПР». Все партии преодолели проходной барьер в 7 %[18] и получили следующее представительство в Законодательном собрании[19]:
Избирательное объединение | Депутаты | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Вологодское региональное отделение Всероссийской политической партии «Единая Россия» |
|
||||||
Региональное отделение Всероссийской политической партии «Справедливая Россия: Родина/Пенсионеры/Жизнь» в Вологодской области |
|
||||||
Вологодское областное отделение Политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» |
|
||||||
Вологодское региональное отделение Политической партии «Либерально-демократическая партия России» |
|
Депутаты от одномандатных округов избираются по мажоритарной системе. Округа сформированы исходя из численности населения, поэтому некоторые из них составляют всего лишь часть крупного города, а некоторые — несколько муниципальных районов. По итогам последних выборов 11 марта 2007 года одномандатные округа получили следующее представительство в Законодательном Собрании[19]:
Округ | № округа | Территория округа[20] | Избранный депутат |
---|---|---|---|
Центральный | 1 |
Центральный округ (Вологда)
|
Денисова, Марина Васильевна |
Заречный | 2 |
Заречный округ (Вологда)
|
Доможиров, Евгений Валерьевич |
Восточный | 3 |
Восточный округ (Вологда)
|
Воропанов, Сергей Александрович |
Западный | 4 |
Западный округ (Вологда)
|
Сивков, Андрей Николаевич |
Юго-Западный | 5 |
Юго-Западный округ (Череповец)
|
Малышев, Геннадий Александрович |
Индустриальный | 6 |
Индустриальный округ (Череповец)
|
Шевцов, Георгий Егорович |
Северо-Восточный | 7 |
Северо-Восточный округ (Череповец)
|
Коротков, Евгений Николаевич |
Первомайский | 8 |
Первомайский округ (Череповец)
|
Канаев, Алексей Валерианович |
Великоустюгский | 9 | Великоустюгский район | Егоров, Николай Александрович |
Сокольский | 10 | Сокольский район, Сямженский район |
Ячеистова, Людмила Георгиевна |
Бабаевский | 11 | Бабаевский район, Вытегорский район, Чагодощенский район |
Пахарев, Сергей Михайлович |
Вологодский | 12 | Вологодский район, Кирилловский район, Усть-Кубинский район |
Буланов, Владимир Викторович |
Грязовецкий | 13 | Грязовецкий район, Междуреченский район, Тотемский район |
Симаков, Константин Павлович |
Кадуйский | 14 | Белозерский район, Вашкинский район, Кадуйский район, Устюженский район |
Ставровский, Михаил Сергеевич |
Никольский | 15 | Бабушкинский район, Кичменгско-Городецкий район, Никольский район, Нюксенский район |
Попова, Нина Степановна |
Харовский | 16 | Вожегодский район, Верховажский район, Тарногский район, Харовский район |
Леухин, Виктор Львович |
Череповецкий | 17 | Череповецкий район, Шекснинский район |
Березин, Станислав Станиславович |
Депутат | Партия | Созывы | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1994- 1996 |
1996- 1998 |
1998- 1999 |
1999- 2002 |
2002- 2003 |
2003- 2007 |
2007- 2011 |
2011- 2016 |
||
Ануфриев, Виктор Михайлович |
|
|
|
||||||
Архипов, Николай Александрович |
|
|
|
|
|
||||
Баданина, Александра Петровна |
|
|
|||||||
Башкирцев, Дмитрий Сергеевич |
|
|
|||||||
Белозёров, Валентин Николаевич |
|
|
|
||||||
Белозёров, Валерий Анатольевич |
|
|
|||||||
Березин, Станислав Станиславович |
|
|
|
|
|
|
|||
Болотов, Александр Леонидович |
|
|
|||||||
Буланов, Владимир Викторович |
«Единая Россия» (с 2007) |
|
|
|
|
|
|
|
|
Бурцева, Нина Евгеньевна |
|
|
|
||||||
Бухонин, Владимир Дмитриевич |
|
|
|||||||
Вавилов, Виктор Владимирович |
|
|
|||||||
Варзин, Валентин Федорович |
|
|
|||||||
Волков, Альберт Александрович |
|
|
|
||||||
Воропанов, Сергей Александрович |
|
|
|||||||
Голубев, Сергей Александрович |
|
|
|
|
|||||
Голубин, Николай Николаевич |
|
|
|||||||
Голубин, Сергей Николаевич |
|
|
|||||||
Горбунов, Геннадий Александрович |
|
|
|
|
|||||
Гримов, Антон Юрьевич |
|
|
|||||||
Громов, Сергей Михайлович |
|
|
|
||||||
Гуляев, Анатолий Михайлович |
|
|
|
||||||
Денисова, Марина Васильевна |
|
|
|
||||||
Детков, Михаил Вениаминович |
|
|
|
||||||
Долженко, Денис Евгеньевич |
|
|
|||||||
Доможиров, Евгений Валерьевич |
|
|
|||||||
Дьяков, Николай Николаевич |
|
|
|
||||||
Егоров, Николай Александрович |
|
|
|||||||
Ермаков, Андрей Станиславович |
|
|
|||||||
Ерохов, Николай Александрович |
|
|
|
|
|
|
|||
Жаравин, Николай Алексеевич |
|
|
|
|
|||||
Жданов, Борис Владимирович |
|
|
|
|
|
||||
Жильцов, Василий Иванович |
|
|
|
|
|||||
Журавлёв, Игорь Павлович |
|
|
|
||||||
Заварин, Роман Юрьевич |
|
|
|||||||
Заец, Анатолий Федорович |
|
|
|
|
|
||||
Зинин, Владимир Леонидович |
|
|
|||||||
Иванов, Александр Иванович |
|
|
|
||||||
Иванов, Евгений Григорьевич |
|
|
|||||||
Калябин, Александр Васильевич |
|
|
|||||||
Канаев, Алексей Валерианович |
|
|
|
|
|
||||
Каргинов, Сергей Генрихович |
|
|
|
||||||
Киселёв, Александр Львович |
|
|
|
||||||
Козлова, Наталия Георгиевна |
|
|
|
|
|||||
Коточигов, Виктор Михайлович |
|
|
|
||||||
Коротков, Евгений Николаевич |
|
|
|
|
|
|
|||
Кузнецов, Александр Леонидович |
|
|
|
|
|||||
Куницин, Геннадий Николаевич |
|
|
|||||||
Леухин, Виктор Львович |
|
|
|||||||
Лешуков, Александр Павлович |
|
|
|
||||||
Лукичев, Александр Николаевич |
|
|
|||||||
Майорова, Александра Павловна |
|
|
|
||||||
Малков, Юрий Евгеньевич |
|
|
|||||||
Малышев, Геннадий Александрович |
|
|
|
|
|
||||
Марков, Евгений Алфеевич |
|
|
|
||||||
Мельников, Николай Константинович |
|
|
|
||||||
Мигальников, Владимир Николаевич |
|
|
|||||||
Минакова, Елена Сергеевна |
|
|
|||||||
Мишуринский, Александр Николаевич |
|
|
|||||||
Морозов, Александр Николаевич |
|
|
|||||||
Никитина, Татьяна Ивановна |
|
|
|
|
|||||
Никитченко, Андрей Николаевич |
|
|
|||||||
Новожилов, Владимир Валентинович |
|
|
|||||||
Оболочков, Александр Николаевич |
|
|
|||||||
Оглуздина, Мария Григорьевна |
|
|
|
|
|
|
|||
Орголайнен, Александр Арович |
|
|
|
||||||
Ордин, Юрий Вячеславович |
|
|
|||||||
Пахарев, Сергей Михайлович |
|
|
|
||||||
Петров, Владимир Николаевич |
|
|
|
|
|
|
|
||
Попова, Нина Степановна |
|
|
|
|
|
|
|||
Потапов, Сергей Николаевич |
|
|
|||||||
Проничев, Лев Андрианович |
|
|
|
|
|
||||
Росляков, Вячеслав Павлович |
|
|
|
||||||
Рябова, Наталия Леонидовна |
|
|
|
|
|
|
|||
Савоськина, Маргарита Ираклиевна |
|
|
|||||||
Санько, Валентин Михайлович |
|
|
|
|
|
||||
Сахаров, Юрий Феодосьевич |
|
|
|
|
|
||||
Сверчков, Владимир Александрович |
|
|
|||||||
Сивков, Андрей Николаевич |
|
|
|||||||
Сикорский, Валерий Владимирович |
|
|
|
||||||
Симаков, Константин Павлович |
|
|
|
|
|
||||
Смирнов, Александр Витальевич |
|
|
|
|
|
||||
Ставровский, Михаил Сергеевич |
|
|
|||||||
Судаков, Гурий Васильевич |
|
|
|
||||||
Суров, Игорь Николаевич |
|
|
|||||||
Суров, Михаил Васильевич |
|
|
|
|
|
|
|||
Тельтевской, Александр Дмитриевич |
|
|
|||||||
Тихомиров, Николай Васильевич |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Фомичёв, Олег Константинович |
|
|
|
|
|
||||
Хапов, Анатолий Максимович |
|
|
|
|
|
|
|
||
Хрипель, Геннадий Тимофеевич |
(с 2007) |
|
|
|
|
|
|||
Цымбалов, Александр Александрович |
|
|
|||||||
Чавкин, Николай Филиппович |
|
|
|
|
|
||||
Чуркин, Александр Николаевич |
|
|
|
|
|
||||
Чуркин, Анатолий Серафимович |
|
|
|
||||||
Шевцов, Георгий Егорович |
|
|
|
|
|
|
|||
Шелыгин, Николай Александрович |
|
|
|||||||
Шохин, Николай Николаевич |
|
|
|
|
|
||||
Шулепов, Евгений Борисович |
|
|
|
||||||
Эльперин, Александр Исаакович |
|
|
|
|
|
||||
Якуничев, Алексей Сергеевич |
|
|
|
||||||
Ячеистова, Людмила Георгиевна |
|
|
|
Депутатом может быть избран любой гражданин Российской Федерации достигший 21 года, за исключением:
Срок полномочий депутатов Законодательного Собрания области одного созыва — 5 лет[26].
Депутат может осуществлять свою деятельность в двух формах:
Депутат имеет удостоверение и нагрудный знак. Удостоверение является документом, подтверждающим личность и полномочия депутата[28].
Депутат Законодательного Собрания Вологодской области не может быть депутатом Государственной Думы, членом Совета Федерации, судьёй, а также замещать иные государственные и муниципальные должности[29].
Депутат Законодательного Собрания Вологодской области имеет право:
Вместе с тем, депутат обязан:
Досрочное прекращение депутатом своим полномочий может наступить только в случаях:
Законодательное собрание Вологодской области является однопалатным. В его структуру входят председатель, его заместители, коллегия, постоянные комитеты и комиссии, а также аппарат.
Председатель Законодательного Собрания избирается из числа его депутатов тайным голосованием и, согласно Регламенту Законодательного Собрания, обладает следующими полномочиями:
Председатель Законодательного Собрания обязан:
Законодательное Собрание вправе отменить любое распоряжение и поручение Председателя Законодательного Собрания, а также в любой момент отозвать его или его заместителей с занимаемой должности.
Председатели Законодательного Собрания Вологодской области | |||||||||
|
С момента начала деятельности Законодательного Собрания пост его Председателя занимали:
Заместители Председателя Законодательного Собрания выбираются из числа его депутатов. Они должны замещать председателя в его отсутствие, в том силе, по его поручению, вести заседания сессий и Коллегии Собрания. Заместители Председателя также могут координировать деятельность постоянных комитетов и комиссии Законодательного Собрания и в пределах своих должностных обязанностей давать поручения руководителям структурных подразделений аппарата Законодательного Собрания.[34]. Кроме того, они фактически оказывают содействие Председателю в исполнении его обязанностей и распределяют эти обязанности с ним. По состоянию на август 2010 года у Председателя Законодательного Собрания двое заместителей. Действующими заместителями Председателя являются депутаты А.В. Канаев, А.Н. Сивков (оба «Единая Россия») и В.В. Вавилов («Справедливая Россия»).
Коллегия Законодательного Собрания создаётся для подготовки и рассмотрения организационных вопросов деятельности Собрания, в частности:
В состав коллегии Законодательного Собрания с правом решающего голоса входят:
В работе Коллегии без права решающего голоса могут участвовать:
Комитеты и комиссии Законодательного Собрания разрабатывают вопросы областного законодательства в определённых сферах правоотношений и государственной политики. Состоят комитеты и комиссии из депутатов Законодательного Собрания, причём, согласно его Регламенту, каждый депутат (за исключением председателя) обязан состоять в одном из комитетов или комиссии. Комитеты и комиссии:
Численность комитета/комиссии может составлять от 3 до 6 депутатов[37]. Всего в составе Законодательного Собрания на сегодняшний день выделяются 8 постоянных комитетов и 1 постоянная комиссия:
Комитет/Комиссия | Компетенция[38] |
---|---|
Комитет по государственно-правовой деятельности, законности и правам человека[39] |
|
Комитет по социальной политике[40] |
|
Комитет по образованию, культуре и здравоохранению[41] |
|
Комитет по вопросам местного самоуправления[42] |
|
Комитет по бюджету и налогам [43] |
|
Комитет по экологии и природопользованию[44] |
|
Комитет по экономической политике и собственности[45] |
|
Комитет по аграрному комплексу и продовольствию[46] |
|
Постоянная комиссия по регламенту и депутатской деятельности[47] |
|
Кроме постоянных комитетов/комиссий депутаты также могут создавать временные комиссии, деятельность которых ограничивается либо определённым сроком, либо решением конкретных задач[48].
На основе региональных отделений политических партий, прошедших в Законодательное Собрание, образуются фракции. Депутат Законодательного Собрания, по своему заявлению может стать членом любой фракции, независимо от политических взглядов и принадлежности. Численность фракции может составлять от двух и более человек. Причём при численном составе фракции не более 4 депутатов — ей выделяется один работник аппарата; при численном составе более 4 депутатов — один работник аппарата на каждых 4-х членов фракции[49]. По состоянию на конец декабря 2011 года в Законодательном Собрании выделяются четыре фракции:
Согласно областному законодательству, депутат может быть членом только той политической партии, во фракцию которой он входит; а депутаты, избранные от политических партий, не могут покинуть свою фракцию[50].
Аппарат Законодательного Собрания осуществляет обеспечение деятельности Законодательного Собрания (правовое, организационное, документационное, аналитическое, информационное, финансовое, материально-техническое, социально-бытовое). Депутаты не входят в состав аппарата, а его работники осуществляют свою деятельность независимо от начала или прекращения полномочий депутатов очередного созыва. Общее руководство аппаратом, контроль за его деятельностью осуществляет председатель Законодательного Собрания. Непосредственное руководство деятельностью аппарата осуществляет руководитель аппарата, который назначается на должность и освобождается от должности распоряжением председателя[51]. Сам аппарат состоит из различных управлений, отделов и секторов[52].
Принятие законопроекта начинается с внесения его в Законодательное Собрание субъектом законодательной инициативы. Субъектами законодательной инициативы для областных законов или постановлений Законодательного Собрания могут быть:
Внося законопроект, субъект законодательной инициативы обязан представить:
Далее законопроект регистрируется в канцелярии Законодательного Собрания, после чего он считается официально внесённым на рассмотрение[54].
После регистрации законопроект и материалы к нему направляются в постоянный в ответственный за его рассмотрение комитет (комиссию), который в течение 10 дней определяет соответствие законопроекта необходимым требованиям. Если внесённый законопроект не соответствует этим требованиям, постоянный комитет (комиссия) принимает решение о возвращении законопроекта инициатору для выполнения указанных требований. В случае же решения о соответствии требованиям, в течение 30 дней комитет (комиссия) рассматривает заключения, поправки, предложения и замечания по законопроекту и представляет его на рассмотрение Коллегии Законодательного Собрания[55]. Указанные сроки рассмотрения комитетом и коллегией могут сокращаться только в трёх случаях:
В этих случаях решение о включении в повестку заседания сессии принимается непосредственно на сессии[56] Параллельно экспертно-правовое управление Законодательного Собрания, по поручению председателя или заместителя председателя, в 10-дневный срок осуществляет правовую экспертизу законопроекта на соответствие Конституции РФ, федеральному и областному законодательству. Кроме того, управление проводит лингвистическую и антикоррупционную экспертизу законопроекта, а также проверяет его внутреннюю логику и перечень актов областного законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием данного закона[57].
После включения Коллегией в повестку очередной сессии законопроект выносится на I чтение. I чтение проходит на заседании сессии Законодательного Собрания. На нём обсуждается концепция и даётся оценка соответствия основных положений законопроекта действующему законодательству, его актуальности и практической значимости[58]. После прохождения I чтения на сессии Законодательного Собрания выносится одно из следующих решений:
Законы области и Постановления Законодательного Собрания принимаются большинством голосов, законы о поправках к Уставу области — 2/3 голосов депутатов[64].
Законы Вологодской области, после принятия Законодательным Собранием, направляются Губернатору области для подписания и обнародования (официального опубликования), которое осуществляется в течение 14 дней с момента поступления Губернатору. Если Губернатор области, возвратит закон без подписания, то Законодательное Собрание повторно рассматривает данный закон области.
Отклонённый Губернатором закон направляется в ответственный комитет, который в течение 10 дней рассматривает мотивы решения Губернатора области об отклонении закона либо предложения о внесении в него изменений и дополнений. В целях преодоления разногласий по вопросам повторного рассмотрения закона может создаваться согласительная комиссия из представителей Собрания и Губернатора области. По итогам рассмотрения ответственный комитет рекомендует Законодательному Собранию один из следующих вариантов решения:
Если закон принимается, он считается окончательно считается принятым, а Губернатор обязан подписать и обнародовать его в 14-дневный срок[65].
Все законы Вологодской области и постановления Законодательного Собрания в обязательном порядке публикуются в Вологодской областной газете «Красный Север». Газета публикует эти нормативные акты в течение 3 дней после получения. Закон вступает в силу на следующий день после опубликования.
Законодательное Собрание Вологодской области является участником Парламентской Ассоциации Северо-Запада России (ПАСЗР). Ассоциация была создана по инициативе вологодских депутатов для выработки согласованных подходов к осуществлению законотворческой деятельности, и на сегодняшний день в её состав входят все региональные парламенты Северо-Западного федерального округа[66].
Кроме того, Законодательное Собрание Вологодской области подписало соглашения о сотрудничестве с Советом Федерации, Московской городской Думой, Государственным Советом Республики Коми и Законодательным Собранием Ульяновской области[67]. Депутаты Законодательного Собрания Вологодской области регулярно принимают участие в мероприятиях Государственной Думы и Совета Федерации[68].
Законодательное Собрание Вологодской области.