18-04-2023
О противодействии противникам Америки посредством санкций | |
---|---|
англ. Countering America’s Adversaries Through Sanctions Act | |
Вид | Федеральный закон |
Государство | США |
Номер | Pub.L. 115–44 |
Принятие | Сто пятнадцатым Конгрессом США |
Голосование нижней палаты |
За 419, Против 3[1] |
Одобрение |
Палатой представителей США 25 июля 2017 года Сенатом США 27 июля 2017 года |
Голосование верхней палаты | За 98, Против 2[2] |
Подписание | Президентом США Дональдом Трампом 2 августа 2017 года |
Вступление в силу | 2 августа 2017 года |
Первая публикация | 2 августа 2017 |
Электронная версия |
«О противодействии противникам Америки посредством санкций» (CAATSA, Countering America’s Adversaries Through Sanctions Act) — федеральный закон США, налагающий дополнительные санкции на Иран, Северную Корею и Россию. Закон был одобрен 115-м Конгрессом США, 98 голосами против 2 в Сенате США[3], и подписан 2 августа 2017 года президентом США Дональдом Трампом[4][5][6][7][8].
Законопроект был внесен в январе 2017 года группой сенаторов из обеих партий по поводу продолжающегося участия России в войнах на Украине и в Сирии и предполагаемого российского вмешательства в выборы США 2016 года. В отношении России закон расширял ряд санкций, ранее наложенных исполнительными указами президента, и превращал их в закон.
15 июня 2017 года Сенат США проголосовал за принятие закона 98 голосами против 2[9][10]. В закон были добавлены требования Countering Russian Influence in Europe and Eurasia Act, который сенатор Бен Кардин внёс в мае 2017 года[11][12].
Идентичный проект был внесен демократами в Палату представителей США 12 июля 2017 года. Несмотря на отсутствие изменений текста по сравнению с одобренным сенатом 15 июля, он был обозначен как «House legislation»[13]. После внесения нескольких исправлений, вызванными замечаниями администрации Дональда Трампа, 25 июля проект был принят в Палате 419 голосами против 3[14][15][16]. 27 июля данный проект был принят в Сенате[17].
Принятие закона ограничивает возможность президента США по единоличной отмене ранее введенных санкций. Отказ от санкций потребует специальной процедуры запроса разрешения у Конгресса и обоснования отмены интересами национальной безопасности США[18].
26 октября 2017 года [22].
15 марта 2018 года Минфин США опубликовал список лиц, подвергнутых санкциям согласно закону[23].
В соответствии с законом действуют санкции против Ирана и санкции против КНДР.
Вводятся санкции против организаций и физических лиц, причастных к кибератакам против США: запрет въезда, заморозка имущества и активов[18].
В ноябре 2017 года Госдепартамент США передал в Конгресс два доклада: о российских СМИ, «контролируемых или финансируемых» властями РФ, и финансировании влияния на политические процессы и избирательные кампании в разных странах[18][24]. Тексты докладов не были опубликованы[25], новые доклады будут подаваться ежегодно[24].
Закон требует, чтобы глава министерства финансов США, руководитель Службы национальной разведки и госсекретарь ежегодно предоставляли Конгрессу доклад о связанных с Кремлем крупнейших предпринимателях («олигархах»), об их доходах и активах; а также об инвестициях российских государственных и «полугосударственных» структур и организаций в ценные бумаги, недвижимость и активы США[18]. Первый «кремлёвский доклад» был представлен, как и ожидалось, 29 января 2018 года[25][26][27].
В 2018—2019 годах предусматривалось выделение США 250 млн долларов для специального «Фонда противодействия российскому влиянию» в информационном и политическом пространстве и защиты от кибератак в ряде стран[18][28].
Moody’s отмечает, что новый санкционный закон США хотя и не блокирует строительство газопровода «Северный поток — 2», но создаёт риски его проектному финансированию, что может вылиться в задержку строительства[29].
С этим не в полной мере согласны эксперты Standard & Poor’s которые отмечают, что даже реально введённые американские санкции только в части финансирования проекта неспособны его остановить, так как Газпром и государственные российские банки располагают необходимыми средствами чтобы закончить проект самостоятельно[30].
Дэниел Фрид, бывший координатор разработки санкций против России в Госдепартаменте США в администрации Барака Обамы, считает, что сами санкции против газопровода не являются обязательными для Президента США, поэтому сами по себе санкционные инициативы США не способны остановить проект и, если он и будет отменён, то по инициативе самих Германии и Франции[31].
Эксперты Goldman Sachs считают, что влияние новых санкционных инициатив Конгресса США будет минимально, из-за низкой потребности России во внешнем кредитовании благодаря низкому госдолгу. Также эксперты считают маловероятным введение каких-либо санкций Д. Трампом против газопровода без согласия Евросоюза, который, очевидно, не желает их[32].
Трамп назвал закон «дефектным» и считает, что Конгресс покушается на конституционные полномочия Президента США в части его исключительной компетенции в области внешней политики[33][34].
Дэниел Фрид, бывший координатор разработки санкций против России в Госдепартаменте США в администрации Барака Обамы, отмечает, что Конгресс США нарушил дипломатическую договорённость с Евросоюзом «не трогать газовый сектор» в санкционной политике[31].
МИДы Германии и Франции назвали этот закон вмешательством во внутренние дела ЕС. Эта законодательная инициатива Конгресса США резко изменила электоральное восприятие санкций против России в ФРГ — 83 % немцев стали выступать против санкционной политики в отношении Кремля, а число поддерживащих их сократилось до 6 %, основной причиной электоральных изменений является восприятие политики США, как наносящей экономический ущерб Германии[35].
Закон о противодействии противникам Америки посредством санкций.