19-10-2023
Исаак Моисеевич Зальцман | |||||||||||
|
|||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
14 июля 1942 года — 28 июня 1943 года | |||||||||||
Глава правительства: | Сталин, Иосиф Виссарионович | ||||||||||
Предшественник: | Малышев, Вячеслав Александрович | ||||||||||
Преемник: | Малышев, Вячеслав Александрович | ||||||||||
Партия: | КПСС с 1928 по 1949 годы и с 1955 года | ||||||||||
Образование: | Одесский индустриальный институт | ||||||||||
Профессия: | инженер-машиностроитель | ||||||||||
Рождение: | 26 ноября (9 декабря) 1905 поселок Томашполь Ямпольского уезда Подольской губернии[1], Российская империя. |
||||||||||
Смерть: | 17 июля 1988 (82 года) Ленинград |
||||||||||
Похоронен: | на Богословском кладбище | ||||||||||
Дети: | Сын Леонид и дочь Татьяна | ||||||||||
Военная служба | |||||||||||
Принадлежность: | СССР | ||||||||||
Звание: | |||||||||||
Награды: |
|
Исаак Моисеевич Зальцман (26 ноября (9 декабря) 1905 года — 17 июля 1988 года) — советский государственный деятель, генерал-майор инженерно-танковой службы (1945).
Член ВКП(б) с 1928 года (исключался в 1949 году[2], восстановлен в 1955 году), депутат Верховного Совета СССР 2-го созыва.
Содержание |
Исаак Моисеевич Зальцман родился 26 ноября (9 декабря) 1905 года в поселок Томашполь Ямпольского уезда Подольской губернии[1] в семье портного-еврея.
С 1919 года Зальцман работал на сахарном заводе, в 1924 года на Украине вступил в комсомол. В 1928 году вступил в ВКП(б).
В 1933 году закончил Одесский индустриальный институт. По окончании института работал сменным мастером на заводе «Красный путиловец» в Ленинграде (с 1934 года — Кировский завод). После ареста прежнего руководства завода в 1938 году был назначен директором.
Являясь директором крупнейшего завода СССР по производству танков, неуклонно добивался увеличения их производства, в 1939 году запустил в массовое производство тяжелые танки «КВ» и ряд других. За первые три месяца Великой Отечественной войны Кировский завод выпустил танков «КВ-1» больше, чем за период с января по июнь 1941 года.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 сентября 1941 года за выдающиеся заслуги в обеспечении Красной армии танковой техникой в трудных условиях военного времени ему присвоено было звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и медали «Серп и молот».
Руководил Кировским заводом при прорыве вражеских войск к окраинам Ленинграда и в начале блокады и одновременно, с 1941 года, работал заместителем Народного комиссара танковой промышленности СССР. Провел эвакуацию Кировского завода в Челябинск и в кратчайшие сроки развернул производство танков на неприспособленных для этого площадях, при дефиците работников, специалистов, оборудования и сырья.
В феврале 1942 года назначен на должность директора танкового завода имени Коминтерна в Нижнем Тагиле (Свердловская область). Не снижая темпов выпуска танков «КВ», организовал производство танков Т-34 и за 33 дня перестроил завод на выпуск новой модели танков. В мирное время такая задача решалась не менее чем за год.
С 14 июля 1942 по 28 июня 1943 года занимал должность Народного комиссара танковой промышленности СССР. Затем был освобождён от занимаемой должности и вновь назначен на пост директора Кировского завода в Челябинске, которым руководил вплоть до 1949 года. Вероятной причиной снятия с должности называется тот факт, что он стал виновником гибели выдающегося танкового конструктора С.А. Гинзбурга (С. А. Гинзбург за неудачные испытания первых самоходных установок СУ-76 по приказу Зальцмана был снят с должности и отправлен на фронт, где и погиб).
В том же 1943 году на заводе начали выпускать новые танки ИС-2. За время войны Кировский завод выпустил 18 тысяч танков и САУ, 45 000 танковых двигателей, освоил производство 13 типов танков и САУ и шесть типов танковых двигателей.
В 1945 году было присвоено звание «Генерал-майор инженерно-танковой службы». С 1946 по 1950 годы был членом Верховного Совета СССР.
В сентябре 1949 года был исключён из ВКП(б) за связи с арестованными по Ленинградскому делу и делу ЕАК и уволен с работы. По его утверждениям, причиной стал его отказ дать показания по «Ленинградскому делу» против некоторых арестованных высокопоставленных партийных и государственных руководителей, сам же он не был арестован по личному указанию Сталина, который помнил его военные заслуги. В документах в вину Зальцману были поставлены «затягивание технического перевооружения завода», срыв плана выпуска тракторов более чем на 3000 штук, многочисленные факты «барства», а также «грубое и унижительное отношение к работникам».
После освобождения от должности с трудом устроился инженером на машиностроительный завод в Муроме, затем был переведён в Орёл. В 1955 году был восстановлен в партии. С 1957 года работал в тресте «Ленгослес». В 1959 году был назначен на должность директора механического завода Ленгорисполкома.
В 1986 году ушёл на пенсию. Жил в Ленинграде, где и умер 17 июля 1988 года. Похоронен на Богословском кладбище.
В 1995 году на здании заводоуправления Челябинского Тракторного Завода была открыта мемориальная доска в память Исаака Моисеевича Зальцмана.
В 2007 году в Челябинске в Тракторозаводском районе в честь Зальцмана названа улица.
Сын Леонид и дочь Татьяна.
Предшественник: Вячеслав Александрович Малышев |
Нарком танковой промышленности СССР 1942—1943 |
Преемник: Вячеслав Александрович Малышев |
Зальцман, Исаак Моисеевич.