Light-industry-up.ru

Экосистема промышленности

Западносемитская мифология

19-07-2023

Западно-семитская мифология, мифология западно-семитских народов хананейско-аморейской (угаритяне и финикийцы, иудеи и израильтяне до становления монотеистического культа Яхве, моавитяне, аммонитяне, эдомитяне) и арамейской групп, населющих с IV-III-го тыс. до н. э. Сирию, Палестину.

Содержание

Источники

Археологами была найдена храмовая библиотека в Угарите, от которой сохранились религиозные стихотворные тексты, эпические культовые песни, списки богов, записи мифов.

В Ветхом Завете прослеживаются мифологические представления народов, населяющих территорию Ближнего Востока. Здесь мы встречаем упоминание богов, которым поклонялись ханаанеско-аморейские народы (Дагон, Астарта), рассказывается о многочисленных случаях перехода древних евреев к поклонению языческим богам (Третья книга Царств, XI, 5-7). Вполне возможно, что некоторые эпизоды и действующие лица Ветхого Завета являются отголосками древних мифов (Иосиф и его братья, Фамарь, Самсон).

фрагменты из Филона Библского, излагающие сочинения Санхонйатона.

Мифологические представления

Множественность богов

У западных семитов не существовало единой мифологической системы, каждая местность, каждый город имел своего бога-покровителя, частенько перенимая его у своих соседей.

Боги Угарита

Борьба богов

Ямму, бог моря, уже заполучивший себе дворец (символ власти в западносемитской мифологии), построенный Котар-ва-Хасисом, восстал на богов, и потребовал поклонения и дани себе, а также того, чтобы Балу стал его рабом. С помощью воинственной сестры Анат и мудрого Котар-ва-Хасиса, создавшего ему оружие, Балу победил Ямму. Мечом Гонителем он проткнул сердце морского бога, мечом Удалителем- голову. В других мифах, Балу побеждает главного приспешника Ямму- ужасного семиглавого змея Левиафана, о котором в Библии сказано, что "когда он поднимается, силачи (боги) в страхе, совсем теряются от ужаса" (кн. Иова).

Но с гибелью Ямму у Балу появляется новый враг- царь преисподни (Шеола), Муту, его брат (их родила одна мать), которому служат даже богиня зари Шапаш и божественный кузнец Котар-ва-Хасис. Он столь силен, что Балу без битвы покоряется ему, являясь в Шеол и там принимая смерть от его руки. Лишь с помощью возлюбленной Балу Анат ему удается восстать из мертвых, но битва с Муту закончилась ничьей- было сказано, что "Балу могуч, но и Муту могуч". В итоге Балу остается царем земли, а Муту- Шеола; Шапаш и Котар-ва-Хасис продолжают служить ему.

Иначе говоря, Балу удалось уничтожить царя морского царства (впрочем, далеко не факт- в ряде городов Ханаана Ямму почитали), но царь подземного царства остался при своей доле. Также, Балу приходилось несколько раз бросать вызов даже верховным небесным богам- Элу и Ашере- так, упоминается, что он убивал детей Ашеры.

Также, небесный бог Эл медлил с постройкой для Балу дворца. Тогда Анат, угрожая ему смертью, заставила его построить-таки дворец для своего брата и возлюбленного.

Родственные отношения

Отцом всех богов были Эл и Ашера, остальное известно плохо. По одним версиям Балу был внуком Эла, по другим- племянником, тем не менее, раз он получил в удел всю землю, очевидно, он должен был быть родней верховного небесного бога. Также Балу сын Дагану, которой по одной версии брат, а по другой- сын Эла. Брат Балу- и бог смерти Муту.

Примечания

  1. Циркин Ю.Б. Мифы Финикии и Угарита. — М.: АСТ, 2003. — ISBN 5170022808


Западносемитская мифология.

© 2014–2023 light-industry-up.ru, Россия, Краснодар, ул. Листопадная 53, +7 (861) 501-67-06