22-10-2023
«Заря» | ||
---|---|---|
|
||
Основная информация | ||
Тип | Немагнитная парусно-моторная шхуна | |
Государство | СССР | |
Порт приписки | Ленинград | |
Оператор | Институт земного магнетизма, ионосферы и распространения радиоволн Академии наук СССР | |
Владелец | АН СССР | |
Верфь | «Лайватеоллисуус», Турку, Финляндия | |
Спущено на воду | 1952 | |
Введено в эксплуатацию | 1956 | |
Выведено из состава флота | 1992 | |
Современный статус | Сдана на слом | |
Параметры | ||
Длина | 52,25 м. | |
Ширина | 8,95 м. | |
Высота | 3,9 м. | |
Средняя осадка | 3,2 м. | |
Водоизмещение | 580 тонн | |
Технические данные | ||
Силовая установка | Р6Д136 | |
Винты | 1 | |
Мощность | Дизель 220 кВт, паруса 730 м² | |
Скорость | 8 узлов | |
Автономность плавания | 30 суток | |
Экипаж | 27 человек, 9 научных сотрудников |
Немагнитная шхуна «Заря» — советское научно-исследовательское судно для изучения магнитного поля Земли; трёхмачтовая парусно-моторная шхуна с гафельным (с 1976 года — бермудским) парусным вооружением. В период эксплуатации было единственным в мире немагнитным научным судном[1].
Построена в Финляндии на верфи «Лайватеоллисуус» (фин. Oy Laivateollisuus Ab) в городе Турку в 1952 году по заказу АН СССР на основе деревянной рыболовной шхуны. Всего верфь «Лайватеоллисуус» построила 45 судов. «Заря» была самой дорогой в производстве и получила у финнов прозвище — «Золотая шхуна» (фин. Kultakuunari). Это было последнее из 91 парусных судов, построенных для СССР в качестве военной контрибуции.
Судно обслуживала команда из двадцати семи человек, без учета девяти научных работников: геофизиков-магнитологов, специалистов по радиоэлектронике.
Содержание |
Построена «Заря» из немагнитных материалов: деревянный корпус обшит латунными листами до ватерлинии. Крепления, такелаж, якорные и прочие устройства выполнены из цветных металлов.
В качестве балласта использован чистый свинец[2].
Элементы судна, влияющие на регистрацию магнитного поля, такие как электромоторы, электрогенераторы, дизельные установки, радиоэлектронное оборудование и прочее расположены в кормовой части, подальше от измерительных приборов.
Шхуна оборудована аппаратурой для регистрации и записи магнитного поля Земли.
В 1976 году «Заря» прошла капитальный ремонт. На ней были установлены новые мачты из немагнитных сплавов, гафельное парусное вооружение заменено бермудским.
Деятельность шхуны началась в 1956 году, и уже к 1964 году «Заря» прошла более 300 тысяч километров. Маршруты ее проходили в основном в южном полушарии Тихого океана. Основная задача судна регистрировать магнитное склонение деклинографом.
В список других задач входят: вертикальное зондирование ионосферы специальной ионосферной станцией, регистрирование нейтронов в потоке космических лучей нейтронным монитором.
В результате деятельности судна были выявлены ранее неизвестные магнитные аномалии.
Обобщеные данные магнитометрии, полученные из исследований на воде, на суше и на больших высотах в воздухе, позволили проверить и уточнить представления о структуре магнитного поля Земли в целом, а также о его распределении и происхождении.
Это заготовка статьи о морском транспорте. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Заря (немагнитная шхуна).