17-08-2023
Застольные беседы |
«Засто́льные бесе́ды» (греч. Συμποσιακά ) — сборник произведений Плутарха, традиционно включаемый в его «Моралии».
Застольные беседы представляют собой собрание речей, произнесённых в разное время участниками застолья при дружеских встречах в Риме и Греции. Как следует из вступления, инициатива составления такого сборника принадлежала другу Плутарха и участнику многих из этих встреч Квинту Сосию Сенециону[1]. Всего увидели свет девять книг, внутри которых материал был сгруппирован в произвольном порядке, без соблюдения хронологической последовательности. Так, последняя, девятая, книга состоит исключительно из материалов, относящихся к молодости автора.
В девяноста пяти беседах обсуждаются самые разные вопросы. При этом сам Плутарх делит все темы на «симпотические» («застольственные», то есть касающиеся непосредственно организации застолья), и «симпосийные» (собственно «застольные»), но не считает нужным группировать беседы по этому признаку[2].
«Застольные беседы» не могут считаться документальным воспроизведением имевших место в действительности диалогов. Это очевидно в силу большого объёма отдельных «бесед» и обилия в них разнообразных цитат. Доказано, что в работе над этими текстами Плутарх активно использовал литературные источники[3]. Но при этом сам автор указывает на связь «Застольных бесед» с воспоминаниями, дорогими для него и для других людей, которые упоминаются как участники диалогов и которые должны были оказаться в числе первых читателей[4]. Таким образом, автор «должен был, давая своему материалу литературное оформление, руководствоваться тем, чтобы [выводимые Плутархом участники бесед – его современники и друзья,] – читая «Застольные беседы», находили там если и не дословное соответствие тому, что было в действительности сказано,то по крайней мере сохранение общего смысла сказанного»[5].
«Застольные беседы» стали особой формой философского диалога, в которой диалогическая форма является отражением живой действительности, а не художественной фикцией. Это единственная в своём роде и убедительная с художественной точки зрения характеристика интеллектуальных интересов просвещённого слоя в Римской империи I – II веков н.э.[6].
Застольные беседы (Плутарх).