Light-industry-up.ru

Экосистема промышленности

Захаров, Зиновий Данилович

18-10-2023

Перейти к навигации Перейти к поиску
Зиновий Данилович Захаров
Религия: христианство
Течение: молокане-захаровцы
Титул: лидер
Дата рождения: 1840(1840)
Страна: Российская империя

Зино́вий Дани́лович Заха́ров (1840 — 19??) — депутат Государственной думы Российской империи III созыва, основатель и лидер религиозного движения «новомолокан» (евангельских христиан-захаровцев), меценат.

Биография

Зиновий родился в семье крестьян-молокан в селе Астраханке Таврической губернии. Село было основано в первой четверти 19 века молоканами — переселенцами из Астраханской губернии (отсюда и название села)[1]. Получил домашнее образование[2].

Был женат. Занимаясь скотоводством (в частности, овцеводством, коневодством, птицеводством) и земледелием, Захаров разбогател[3]. Он имел 1,8 тыс. десятин земли, а его отара овец в 1898 году насчитывала 15 тыс. голов[3]. Хозяйство Захарова получало награды (в том числе за селекционную работу) на сельскохозяйственных выставках различного уровня[3].

Зиновий Захаров занимал высокое положение в обществе. Так, до избрания в Государственную Думу Захаров около тридцати лет состоял гласным уездного Мелитопольского и губернского Таврического земств, членом совета по народному образованию при Мелитопольской земской управе, членом землеустроительной комиссии по выбору земства, попечителем земского училища[2].

В Государственной думе Захаров входил во фракцию «октябристов» (от праволиберальной партии «Союза 17 октября»), участвовал в комиссиях по вероисповедным вопросам, земельной, об изменении законодательства о крестьянах, по переселенческому делу.

Судьба Зиновия Захарова после 1915 года неизвестна.

Религиозная деятельность

Зиновий Данилович Захаров
Семинария в Астраханке

Зиновий Захаров серьезно занимался вопросами христианской веры. В разное время Астраханку посетили близкие к баптизму проповедники, в том числе Яков Деляков (в 1865—1866 годах) и лидер движения пашковцев отставной полковник Василий Пашков (1882 году). По-видимому общение с ними повлияло на взгляды Захарова. Он стал проповедовать необходимость принятия водного крещения, обычно отвергаемого молоканами[3], и с 1867 года он стал первым руководителем возникшей общины новомолокан — евангельских христиан-«захаровцев», называемой так по его имени[4].

При попечении Захарова было построено несколько молитвенных домов, где могли собираться молокане донского толка, к которым ранее принадлежал Захаров. Сформировавшееся вокруг Захарова движение «новомолокан» было близко к евангелическо-баптистскому, но не сливалось с ними. Захаров и его последователи именовали себя «христианами евангелического исповедания».

Тем не менее Захаров поддерживал тесное общение и с евангельскими христианами, и с баптистами, и с меннонитами, присутствовал на их съездах и коференциях (в том числе и на проходившем в 1884 году в соседнем с Астраханкой селе Нововасильевке съезде, учредившем Союз русских баптистов). Вместе с немецким реформатским пастором Вальтером Жаком Захаров открыл в Астраханке духовную семинарию для проповедников из молокан и евангелических протестантов.

Захаров был сторонником сближения христианских конфессий. В 1909 году он был избран в Совет Русского евангельского союза (экуменической христианской организации). В 1912 году с его участием была учреждена «Община евангелических христиан села Астраханки».

Оценки движения

Молоканский исследователь Игорь Гузиков считает, что движение Захарова представляло собой попытку реформирования молоканства[3].

В баптистской историографии (в частности, книге «История ЕХБ в СССР») движение захаровцев расценивается как «подготовительная ступень» в переходе молокан в баптизм[5]. Отмечается, что движение не имело серьезных догматических различий с баптизмом, за исключением практики крещения детей (неприемлемой для баптистов, но имевшей место у захаровцев). Еще одним различием (не в догматике, но в литургической практике) была традиция омовения ног, заимствованная захаровцами у «братских меннонитов»[6].

Православный миссионер и религиовед епископ Алексий (Дородницын) писал: «Разубежденные во время бесед молокане в огромном количестве перешли в баптизм, перенеся из него в свое вероучение некоторые догматические положения. Таковы были захаровцы, которых вместо молокан второго донского толка правильнее было бы назвать молоканами баптистического толка»[7].

Примечания

  1. «Откуда это название?» (на украинском языке) — Днепропетровск, «Промінь», 1969.
  2. 1 2 Третий-созыв, 1910, с. 26.
  3. 1 2 3 4 5 Гузиков, 2015.
  4. С. Н. Савинский. «История русско-украинского баптизма», изд. «Богомыслие», Одесской Богословской семинарии, 1995
  5. История, 1989, с. 52.
  6. История, 1989, с. 71.
  7. История, 1989, с. 72.

Литература

  • Павлов В. Г. Юбилейные торжества в сел. Астраханке, Таврич. губ // Баптист. — 1911. — № 23—24.
  • История ЕХБ в СССР. — М.: издательство ВСЕХБ, 1989. — С. 624.
  • Материалы для истории религиозно-рационалистического движения на юге России во второй половине XIX столетия. — Казань: Центральная типография, 1908. — 712 с.
  • 3-й созыв Государственной Думы : портреты, биографии, автографы. — СПб.: Издание Н.Н. Ольшанского, 1910. — 66 (+ 57 листов илл. с.
  • Члены Государственной думы : (портреты и биографии) : Третий созыв, 1907-1912 г.. — М.: Тип. Т-ва И.Д. Сытина, 1913. — 456 с.
  • Гузиков И. В. Зиновий Данилович Захаров // Духовные христиане Молокане : сайт. — М, 2015. — 30 июня. Архивировано 2015.05.25.

Захаров, Зиновий Данилович.

© 2014–2023 light-industry-up.ru, Россия, Краснодар, ул. Листопадная 53, +7 (861) 501-67-06