18-10-2023
Перейти к навигации Перейти к поискуЗиновий Данилович Захаров | |
Религия: | христианство |
---|---|
Течение: | молокане-захаровцы |
Титул: | лидер |
Дата рождения: | 1840 |
Страна: | Российская империя |
Зино́вий Дани́лович Заха́ров (1840 — 19??) — депутат Государственной думы Российской империи III созыва, основатель и лидер религиозного движения «новомолокан» (евангельских христиан-захаровцев), меценат.
Зиновий родился в семье крестьян-молокан в селе Астраханке Таврической губернии. Село было основано в первой четверти 19 века молоканами — переселенцами из Астраханской губернии (отсюда и название села)[1]. Получил домашнее образование[2].
Был женат. Занимаясь скотоводством (в частности, овцеводством, коневодством, птицеводством) и земледелием, Захаров разбогател[3]. Он имел 1,8 тыс. десятин земли, а его отара овец в 1898 году насчитывала 15 тыс. голов[3]. Хозяйство Захарова получало награды (в том числе за селекционную работу) на сельскохозяйственных выставках различного уровня[3].
Зиновий Захаров занимал высокое положение в обществе. Так, до избрания в Государственную Думу Захаров около тридцати лет состоял гласным уездного Мелитопольского и губернского Таврического земств, членом совета по народному образованию при Мелитопольской земской управе, членом землеустроительной комиссии по выбору земства, попечителем земского училища[2].
В Государственной думе Захаров входил во фракцию «октябристов» (от праволиберальной партии «Союза 17 октября»), участвовал в комиссиях по вероисповедным вопросам, земельной, об изменении законодательства о крестьянах, по переселенческому делу.
Судьба Зиновия Захарова после 1915 года неизвестна.
Зиновий Захаров серьезно занимался вопросами христианской веры. В разное время Астраханку посетили близкие к баптизму проповедники, в том числе Яков Деляков (в 1865—1866 годах) и лидер движения пашковцев отставной полковник Василий Пашков (1882 году). По-видимому общение с ними повлияло на взгляды Захарова. Он стал проповедовать необходимость принятия водного крещения, обычно отвергаемого молоканами[3], и с 1867 года он стал первым руководителем возникшей общины новомолокан — евангельских христиан-«захаровцев», называемой так по его имени[4].
При попечении Захарова было построено несколько молитвенных домов, где могли собираться молокане донского толка, к которым ранее принадлежал Захаров. Сформировавшееся вокруг Захарова движение «новомолокан» было близко к евангелическо-баптистскому, но не сливалось с ними. Захаров и его последователи именовали себя «христианами евангелического исповедания».
Тем не менее Захаров поддерживал тесное общение и с евангельскими христианами, и с баптистами, и с меннонитами, присутствовал на их съездах и коференциях (в том числе и на проходившем в 1884 году в соседнем с Астраханкой селе Нововасильевке съезде, учредившем Союз русских баптистов). Вместе с немецким реформатским пастором Вальтером Жаком Захаров открыл в Астраханке духовную семинарию для проповедников из молокан и евангелических протестантов.
Захаров был сторонником сближения христианских конфессий. В 1909 году он был избран в Совет Русского евангельского союза (экуменической христианской организации). В 1912 году с его участием была учреждена «Община евангелических христиан села Астраханки».
Молоканский исследователь Игорь Гузиков считает, что движение Захарова представляло собой попытку реформирования молоканства[3].
В баптистской историографии (в частности, книге «История ЕХБ в СССР») движение захаровцев расценивается как «подготовительная ступень» в переходе молокан в баптизм[5]. Отмечается, что движение не имело серьезных догматических различий с баптизмом, за исключением практики крещения детей (неприемлемой для баптистов, но имевшей место у захаровцев). Еще одним различием (не в догматике, но в литургической практике) была традиция омовения ног, заимствованная захаровцами у «братских меннонитов»[6].
Православный миссионер и религиовед епископ Алексий (Дородницын) писал: «Разубежденные во время бесед молокане в огромном количестве перешли в баптизм, перенеся из него в свое вероучение некоторые догматические положения. Таковы были захаровцы, которых вместо молокан второго донского толка правильнее было бы назвать молоканами баптистического толка»[7].
Захаров, Зиновий Данилович.