15-04-2023
Земля обетованная (польск. Ziemia obiecana) — фильм польского режиссёра Анджея Вайды по роману Владислава Реймонта.
Земля обетованная | |
Ziemia obiecana | |
Жанр | |
---|---|
Режиссёр | |
Автор сценария |
|
В главных ролях |
|
Оператор |
Витольд Собочинский |
Композитор | |
Длительность |
180 мин |
Бюджет |
31,3 млн злотых |
Страна | |
Год | |
IMDb |
ID 0072446 |
Содержание |
Фильм существует в трёх версиях: прокатная — 179 минут, телевизионная — четыре серии общей продолжительностью около 204 минут, перемонтированная и сокращённая авторская версия 2000 года — 138 минут. (В советском прокате шёл сделанный на основе первоначальной прокатной версии дублированный вариант длительностью около 140 минут).
Время действия романа Владислава Реймонта, впервые опубликованного в 1897—1898 годах (русский перевод вышел в 1911 году) — 80-е годы XIX века. Место действия — промышленный город Лодзь, где в те времена жили представители разных национальностей — поляки, немцы, евреи, русские и чехи. Название книги имеет горько-ироничный смысл.
В фильме некоторые сюжетные линии двухтомного романа опущены. Три приятеля — выходец из шляхты Кароль Боровецкий (Даниэль Ольбрыхский), сын немца-фабриканта Макс Баум (Анджей Северин) и еврей Мориц Вельт — задумали построить собственную фабрику. Как водится, накопление капитала сопровождается ощутимыми нравственными потерями. Морицу приходится идти на рискованную авантюру, Каролю — жертвовать собственной любовью, использовать любовницу (супругу еврейского магната) как средство достижения личного успеха, лжесвидетельствовать на Библии… В конце фильма разбогатевшие, но внешне и внутренне деградировавшие герои отдают приказ о расстреле рабочей демонстрации. Кадр со взметнувшимся над толпой красным знаменем сменяют финальные титры. В версии 2000 года в результате перемонтажа эпизоды некоторых неприглядных поступков героев картины оказались сдвинутыми почти в самое начало, в результате чего мотив их нравственной деградации значительно нивелирован.
«Земля обетованная» сочетает жёсткий социальный реализм и временами даже натурализм в изображении «города жёлтого дьявола» (ассоциации с творчеством Максима Горького здесь возникают неизбежно) с символикой в духе Эйзенштейна. В этом отношении наиболее выразителен ёмкий образ жуткого колеса, равнодушно перемалывающего и «эксплуататора», и «эксплуатируемого» (в советском прокате кадр с вылетающими из-под колеса ошмётками человеческого мяса был вырезан). Кроме того, многие эпизоды отсняты при помощи широкоугольной оптики, несколько деформирующей изображение, — так рождается особый экспрессионистический эффект. Блестящий актёрский состав вкупе с виртуозной работой операторов и мастерством мизансцен делают эту картину одним из самых совершенных в формальном отношении произведений Вайды.
В фильме есть эротические эпизоды, включая весьма выразительную сцену оргии. Вот что по поводу этого заявил в одном из недавних (2004) интервью режиссёр:
Я недавно сделал новую версию своей старой картины «Земля обетованная», из которой вырезал две эротические сцены — я стыдился этих сцен 20 лет. Почему же я их тогда снял? Да потому, что цензура нам запрещала снимать эротику, и мы сражались за свободу любыми способами. Там, где было можно, мы пытались противостоять ей. Может быть, вам сегодня это покажется ребячеством, но в то время это воспринималось иначе [1].
Земля обетованная (фильм).