Light-industry-up.ru

Экосистема промышленности

Змиевский уезд харьковская губерния, харьковская губерния змиевский уезд, змиевский уезд

29-04-2024

Перейти к: навигация, поиск
Змиевской уезд
Герб уездного центра Герб губернии
Губерния
Центр
Образован
Площадь
5265,7 вёрст²
Население
около 200 000 (1897)

Змиевской (Змиевский) уезд (укр. Зміївський повіт, англ. Zmiev County) — административно-территориальная единица Российской империи (а также Донецко-Криворожской советской республики, УНР и УССР) в составе Харьковской губернии и Харьковской области ВСЮР.

Создание

Змиевскому уезду хронологически предшествовал Змиевской сотенный (в 1666-1671 годах — полковой) округ Харьковского полка, а также Лиманский сотенный округ Изюмского полка. 26 июля 1765 года Манифестом «Ея императорского Величества Екатерины Второй» сложившееся исторически воеводско-казацкое полковое устройство Слобожанщины было преобразовано в военно-гражданское, управление территорией реформируется с учётом специфики Слобожанщины: вновь созданные провинции территориально полностью соответствуют полкам. Учреждается Слободско-Украинская губерния (с центром в Харькове), в которую входят территории пяти бывших полков (Харьковского, Острогожского, Сумского, Изюмского и Ахтырского). Казачье сословие упразднялось. Из бывших казаков, пожелавших продолжить службу, сформированы регулярные гусарские полки.

На период с 1780 по 1795 гг. Слободско-Украинскую губернию переименовали в Харьковское наместничество. С 1795 г. данной территории возвращён статус и название Слободско-Украинской губернии. А в 1796 г. из части Чугуевского уезда был образован Змиевской уезд, центром которого стал город Змиев[1].

Территориальные изменения

Змиевский уезд был намного больше территории современного района, в административном плане делился на несколько волостей (сельских округов), количество которых в разное время было различным. Так, в 1868 г. их было 26, а в 1870 г. — 25. В церковно-административном отношении уезд был разделён на пять благочиний[2].

В 1862 г. территория Змиевского уезда была расширена и приобрела свои максимальные размеры, к нему прибавили несколько волостей Екатеринославской губернии[3].

События революции и Гражданской войны 1917—1920 гг. коренным образом повлияли на развитие административно-территориального устройства Змиевщины. После того как в ноябре-декабре 1919 г. белогвардейские Вооружённые силы Юга России (деникинцы) были вытеснены с территории Харьковской губернии, советская власть провела разделение Змиевщины. В конце декабря 1919 г. из состава Змиевского уезда правительство советской Украины выделило 7 волостей, создав на их базе Чугуевский уезд.[4] 15 марта 1922 г. постановлением Президиума ВУЦИК Чугуевский уезд ликвидирован, часть его волостей была возвращена в состав Змиевского уезда[4]. В 1923 г. советское правительство начало административно-территориальную реформу, основанную на принципе экономического районирования. В 1925 г. Харьковская губерния, её уезды и волости были ликвидированы. На её месте были образованы 5 округов и 77 районов. В соответствии с постановлением ВУЦИК от 3 июня 1925 г. количество округов сократилось до 4. В составе Харьковского округа (7 марта 1923 — 13 июня 1930) были образованы 24 района, в том числе Змиевской. Позже количество районов увеличилось до 32[5]. 15 сентября 1930 г. постановлением ВУЦИК и СНК УССР «О ликвидации округов и переходе к двухступенчатой системе управления» в состав Змиевского района было передано село Островерховка (бывшего Мерефянского района). С этого времени территория Змиевского района остаётся неизменной. 9 февраля 1932 г. IV-ой внеочередной сессией ВУЦИК XII-го созыва было одобрено постановление об административно-территориальной реформе, создании областей и переходе на трёхступенчатую систему управления: центр — область — район. В соответствии с данным постановлением, Змиевской район вошёл в состав новообразованной Харьковской области[6].

Площадь

В 1865 г. площадь Змиевского уезда составляла по сведениям военно-топографической съёмки 4936 квадратных вёрст (5265,7 км²). Площадь лесов уезда составляла 37 000 десятин (404,225 км²), то есть 7 % пространства уезда[7].

Символика

Змиевской герб

Змиевской герб относится к так называемым гласным (то есть, говорящим) гербам, при одном взгляде на рисунок которого сразу же вспоминается название города (уезда, области и т. п.). В данном случае — коронованный змий.

Характерно, что при разработке герба города Змиева в 1804 году Герольдмейстерская контора оставила поле щита цельным, хотя на начало XIX века действовало правило, согласно которому поле уездных и заштатных городов рассекалось на две половины и в верхней части поля щита изображался герб губернского города (Харькова, в данном случае). Таковы, например, гербы Волчанска, Лебедина, Богодухова. Лишь позднее в вольной части Змиевского герба было помещено изображение губернского центра.

К XIX веку относится первая загадка змиевской геральдики. В статистическом описании Змиевского уезда за 1837 г. читаем: «Герб его — в голубом поле змия с золотою короною на голове».[8] Текст данного архивного документа подлинный, чёткий, не носит следов каких-либо правок. Составлено это статистическое описание спустя 34 года после императорского указа об утверждении герба города Змиева. Что произошло за эти 34 года и чем вызвано разночтение с императорским указом в отношении расцветки герба остаётся невыясненным. В то же самое время в «Памятной книжке Харьковской губернии на 1863 год», изданной в типографии Харьковского университета, на странице 55 сказано: «Герб города Змиева — змий в золотом поле».[9] То же сообщает и Г. Ф. Квитка: «…герб сходно с наименованием: змея в золотом поле».[10]

Змиевской флаг

Относительно флага Змиева дореволюционного периода известно немногое. В рукописи А. И. Криштопы, хранящейся в Змиевской районной библиотеке, есть уникальный фрагмент, повествующий о знамени города Змиева:

Старший землеустроитель <…> Змиевского сельско-хозяйственного отдела Степанов Василий Алексеевич в 1927 году вместе с[о] старшим агрономом того же отдела Голубевым Константином Ивановичем побывали на колокольне древнего Змиевского собора и в маленьком чуланчике этой колокольни обнаружили знамя города Змиева. Это знамя имело такой вид: на шёлковом белом полотнище изображение золочёного змия, а сверху его головы золочёная коронка. Древко, к которому прикреплено знамя было белое, верх его заканчивался пикой[11].

К сожалению, знамя не сохранилось:

Эту древнюю реликвию города Змиева Степанов В. А. до начала войны 1941 года хранил вместе с делами землеустройства, а[,] эвакуируясь из Змиева <…> всё закопал в землю. Когда же он осенью 1943 года вернулся в город <…>, то в том месте, где он прятал свои дела и знамя, ничего не нашёл. Яма была разрыта и всё похищено[11].

Необходимо отметить, что цитируемая рукопись является единственным документальным упоминанием о существовании флага города Змиева.

Сельское хозяйство

Медицина

Медицинская часть поступила в ведение Змиевского уездного земства в 1867 г. К этому времени она состояла всего из 9 фельдшеров и все они находились в зависимости от местных общин, назначавших ничтожное вознаграждение, которым фельдшера, по словам П. И. Волкодаева, не дорожили. Было также 9 волостных аптек с временными аптекарями, но в них не было лекарств, равно как и других медицинских средств; если же и встречались где-нибудь медикаменты, то устаревшие. Ни ветоши, ни бинтов не было. Акушерства не было. Более того, не в каждом селе имелись повивальные бабки. Особенно тяжёлым было положение с оспой. Оспопрививание не проводилось, а в некоторых местах уезда данная болезнь свирепствовала ежегодно[12].

Естественно, что при таком положении врачебного дела в уезде земству всё приходилось создавать вновь. В первое время деятельности земских врачей нужно было не только лечить, но и искать больных, поскольку последние избегали профессиональной медицины, отдавая предпочтение традиционным видам лечения: травничеству, заговорам. При этом нужно отметить, что уровень традиционной медицины был низким — упадок её начался ещё в период средневековья. В новое же время многие «знахари» и бабы-шептухи давали вредные снадобья. Поэтому змиевское земство не только постепенно увеличивало количество медицинского персонала, но и знакомило с научной медициной население.

Сначала земство имело только одного врача, который заведовал больницей в Змиеве. В 1865—1866 гг. должность городского врача занимал лекарь Яков Иванович Мухин[13][14]. Врач для всего остального уезда приглашался только в экстренных случаях[15]. Однако позже был приглашён постоянный врач для уезда, в ведении которого пребывала медицинская часть в волостях (сельских округах). В 1865—1866 гг. уездным врачом значится Егор Александрович Монети[13][14], ставший к 1868 г. городским врачом.[16] Затем земство позволило себе трёх врачей, включая больничного, а уезд был разделён на три участка. Третий врач был закреплён за Змиевским уездным училищем. В период 1865—1868 гг. на этой должности пребывал надворный советник Пётр Максимович Горбанёв.[17] Естественно, что при населении Змиевского уезда более 200 000 чел.[15], двух участковых врачей было недостаточно и земство старалось увеличить число врачей. На 1877 г. медицинский штат выглядел следующим образом:

 — городовой врач (он же врач городской больницы Змиева) — коллежский советник Помазанов Иван Степанович;
 — уездный земский врач — коллежский советник Семён Алексеевич Израильский;
 — сверхштатный врач — коллежский асессор Юрий Иванович Ляцевич;
 — смотритель городской земской больницы — губернский секретарь Митрофан Николаевич Жуков.[18]

При дальнейшем развитии медицины уезд был разделён на пять участков. В каждый участок был назначен врач. К участковым врачам были прикреплены фельдшера для командировок. Более того, в каждую волость был назначен постоянный фельдшер, а в некоторые большие волости — два. При волостных фельдшерах были устроены аптеки, снабжаемые медикаментами по усмотрению врачей. Медикаменты приобретались по каталогам врачей в аптекарских магазинах. Сумма ежегодных аптечных закупок составляла 3000 и более рублей.[15] В каждый медицинский участок назначались две повивальные бабки. Особое внимание уделялось прививкам от оспы. К 1877 г. в уезде работали 17 фельдшеров и функционировали 29 оспопрививательных пунктов.[19] К сожалению, имеющиеся в нашем распоряжении источники, не указывают имён фельдшеров. Отрадно, что имена эти частично сохранила народная память. Так, в с. Соколово фельдшером в кон. 80-х — нач. 90-х гг. XIX в. работала Злата Марковна.[20]

9 марта (ст. ст.) 1880 г. Змиевской городской думой были приняты два положения: «О мерах по сохранению народного здравия и соблюдения чистоты в городе» и «О мерах предупреждения и предотвращения эпидемических и прилипчивых болезней». Указанные нормативные акты были дополнены 16 февраля (ст. ст.) 1884 г.[21]

№ участка Центр участка Ф.И.О. участкового врача Чин (звание)
1 Волохов Яр Кулигин Всеволод Николаевич -
2 Андреевка Рапидов Гурий Иванович коллежский советник
3 Шелудьковка Ракшевский Иван Иванович -
4 Преображенск Рабенко Лейба Еремеевич -
5 Алексеевка Кирзнер Борис Соломонович -
6 Чугуев Воронов Иван Фёдорович надворный советник
7 Тарановка Скляров Георгий Дмитриевич -
8 Змиев Зингер Борис Александрович надворный советник
9 Граково Горинов Константин Васильевич -
10 Балаклея Рапутов Мойша Давидович -
11 Лыговка Шамраевский Шмарья Абрамович -
12 Охочая Абуладзе Ермолай Христ(ианович) -
межуездный участок Лозовенька Рейнфельд Ксения Ад(?) -

Таблица медицинских участков на 1913 г.[22]

В 1914 г., вероятно, в связи с начавшейся Первой мировой войной в штате змиевских медиков появилась должность запасного врача. Им служил Владимир Григорьевич Соколов. Среди новых назначений примечательна фигура князя Ивана Григорьевича Багратиона-Давидова, служившего врачом на 12-м участке в с. Охочая. На 1-й участок был назначен Александр Иванович Семёнов, на 8-й — Леон[ид] Гаврилович Якубович. Последний сменил на этом посту Б. А. Зингера, который работал врачом Змиевской земской больницы. На Лозовеньковском межуездном участке служил Николай Михайлович Стунге.[23]

Ремёсла и промышленность

Религия

Змиевской Николаевский монастырь в последнее свое время находился в 8 верстах от г. Змиева и в 5 верстах от устья Гомольши, на правом берегу Донца. И поныне место, где стоял монастырь, есть одно из самых прелестных мест благодатной Украйны. Горы, покрытые вековым лесом, отодвинувшись от Донца, оставляют на берегу его неширокую, но довольно длинную долину. И на краю долины, там, где горы подходят к самому Донцу, под навесом скал и дубов столетних, стоял монастырь, от которого ныне остается только щебень.[25]

Выписываем здесь описание сего монастыря из ведомости 1784 г. — времени, самого близкого к закрытию обители. Если бы не эта ведомость, трудно было бы составить точное понятие о святыне древности[25].

Ведомость говорит: «Монастырь состоит сверх штату. Положение имеет на берегу р. Донца, по течению её на правой стороне. Вокруг онаго монастыря ограда каменная. Внутри две церкви каменныя, первая во имя Преображения Господня; вторая с трапезою во имя Чудотворца Св. Николая. При трапезе поварня, хлебня и два погреба каменныя; кельи игуменския и братския деревянныя. При монастыре поселена слободка, в ней живут наемные монастырские конюхи, числом 58 человек, на монастырском содержании. Монастырь прежде стоял выше показанного местоположения в версте, при той же р. Донце, по течению ея на правой стороне, где ныне только одна церковь каменная не большая, во имя преп. Антония и Феодосия Печерских, с погребом каменным, и в оной церкви служения уже не бывает. Вблизи онаго стараго монастырскаго места при р. Донце бровар или пивоварня, и гончарная изба; при работе в оных находятся подданные черкасы, в пивоварне вываривается пива ведер до 500, а в гончарной избе выделываются изразцы для печей и глиняная посуда. При оном старом монастыре 17 садов с плодовитыми деревьями, яблоновыми, грушевыми, дулевыми, сливными и смородинными, из коих один виноградный. Собираемые плоды употребляются для монастырскаго обиходу. Монастырю принадлежит слободка Гомольша, в коей 194 д. м. п., лесу строеваго и дровянаго до 5987 десятин, строевой лес — дубовый, кленовый, березовый, липовый и осиновый, в отрубе от 10 до 11 вершков, вышины от 8 до 10 сажен».[26]

В царской грамоте 1703 г., которою монастырь сей, состоявший дотоле в ведении Белоградского епархиального начальства, отдан был вместе со всеми землями и угодьями Киево-Печерской лавре, описаны угодья, купленные монастырем в 1673, 1680, 1683 и 1689 гг., и земли, отданные ему правительством в 1678, 1679 и 1689 гг. Отселе можем видеть, что с 1673 г. монастырь не только существовал, но был в состоянии приобретать угодья покупкою. По памятникам, относящимся к г. Змиеву, известно, что Змиевской монастырь существовал уже в 1668 г. Но в каком году он основался — остается пока неизвестным. Несомненно только то, что он основан был козаками, так как в актах постоянно называется Козачьим Змиевским монастырем. Неизвестно также и то, когда монастырь перенесен был на другое место. С полною уверенностью можем сказать только то, что древний главный храм монастыря был храм Святителя Николая, так как монастырь в древних актах называется Николаевским Козацким. Более чем вероятно, что главным храмом монастыря стал храм Преображения Господня тогда, как монастырь перенесен на новое место. Ибо только в памятниках среднего времени Змиевской монастырь называется Преображенским Николаевским. Преображенский храм, сколько можно судить по фундаменту его, который один только и остался, был довольно велик. Храм разобран и продан был в Водолагу, туда же поступил и величественный иконостас резной работы, доселе целый в Воскресенском храме Водолаги, иконостас Николаевского храма продан был в с. Водяное[27].

Ограда была делом необходимости для Змиевского монастыря, тогда как крымцы так часто делали набеги на Украину. По делу 1724 г. видим, что они увезли было из монастыря даже колокол, который после возвращен от них в имение князя Меньщикова[28].

Вблизи щебня храмов монастырских видны остатки монастырского сада — несколько грецких орешен и слив, но уже задичавших. Само по себе понятно, что давно уже нет тех богатых 17 садов, о которых говорит ведомость 1784 г.[29].

При закрытии монастыря ризница и все церковные вещи взяты были в Белогородскую соборную ризницу, как это видно по расписке священников Белогородского собора, данной 18 окт. 1788 г. и доселе целой[29].

Помещаем здесь грамоту Петра I, данную 15 ноября 1701 г. Киевской лавре, где есть нечто и для древней географии слободского края.[29]

Объявив о том, что «Николаевский Козацкий монастырь» Змиевского уезда со всеми его землями, лесами, озёрами и всякими угодьями отдается Киево-Печерской лавре, грамота говорит: «А по справке в Разряде по отказным и межевым книгам Змиевскаго воеводы Семена Дурнова 7197 (1689) году к тому монастырю написано: в Змиевском уезде против села Мохнача на р. Северном Донце мельница, с Ногайской стороны реки Донца сенных покосов десятина; да с той же Ногайской стороны р. Донца на речке Гнилице, выше ольховаго пристену мельница, а подле той мельницы по обе стороны речки Гнилицы пашенныя земли и сенных покосов, 50 четвертей, да лесу непашеннаго тож; да за р. Сев. Донцем с Крымской стороны, ниже того Змиевскаго Никольскаго монастыря в лесу по р. Гомолче, с устья до верховья, пашенной земли и сенных покосов по мере 25 четвертей; да на той же речке мельница, а подле той мельницы скотский двор. А в выписях, каковы к тому отказу Игумен с братиею подал (и Семен Дурной по тем выписям отказывал) написано: 7186 (1678) году Змиевской приказной Мелетий Авдеев отмежевал к тому монастырю на речке Ольшанке мельницы; да Крымской стороны от их мельницы пашенная земля, дикое поле, от сухой долины, а с Русской стороны берег речки Ольшанки сенные покосы и на выкуп Дубровской до серой долины подачу Змиевских жителей градских всяких чинов людей 40 десятин. И в 7187 (1679) году по наказу бояр и воевод князя Григория Григорьевича, да князя Михаила Григорьевича Ромодановских, майор Федор Скрыпицын отмежевал к тому монастырю из порозжих земель от Снетчина Городища до р. Севернаго Донца, да рыбной ловли река Донец под монастырем на Ногайской стороне, за тою же рекою Север. Донцем три озера Белое, Косач, Коробово; да против монастыря в тех же урочищах от вершины от Белаго озера до бору, — а меж бору и реки вниз по Север. Донцу до озера Коробова сенных покосов 8 десятин от р. Сев. Донца. В 7189 (1681) году Змиевской приказной Лука Толмачев, по отписке из Белгорода боярина и воеводы кн. Петра Ивановича Хованскаго, отмежевал к томуж монастырю из порозжей заимочной земли в Змиевском уезде с устья речки Гомольши от Северн. Донца вверх по речке Гомольше обе стороны до Городища пашенная земля и сенные покосы и рыбная ловля и всякия угодья по урочищам. А по купчим, с которых подал списки в приказе великия России того монастыря старец Рафаил, за тем Николаевским монастырем написано: в 7181 (1673) году по продаже, белогородца посадскаго человека Ивана Гладкова в Змиевском уезде в селе Мохначах на р. Северском Донце мельница с двором и с винницею. А с 7188 (1680) году по продаже села Мохнача жителя Максима Антонова на речке Гнилице млинок. По поступке харьковца Якова Васильева в селе Мохначах грунты. В 1681 г. генерал Касогов, делая распоряжения для охранения слободского края от нечаянных вторжений крымцев, предписывал Змиевскому воеводе Большему-Малышеву ехать вместе с змиевскими сотниками Демьяном Жученком и с Яковом Ломиногом в Гомольчанский лес и там сделать засеки на дорогах, между прочим, и на той, что идет „мимо монастырскаго хутора“. В 7195 (1687) по продаже Змиевских жителей черкас Сергия, Ковнеристова зятя, в Змиевском уезде за речкою Сльшанкою в Ковнеристом кусте распаханных шесть нив, а в тех нивах шесть колес. В продаже Василия Ковнериста в вершине реки Ольшанской пашенная земля и сенные покосы, да хуторец. В 7197 (1689) году по продаже Змиевских жителей Игнатья Салова с товарищи в Змиевском уезде за р. Ольшанскою на левой стороне по Ольшанскому колодезю пахотная земля и сенные покосы. Всего за тем монастырем по отказным и межевым книгам и по выписям и по купчим написано: в Змиевском уезде пашенныя земли и дикаго поля и сенных покосов в разных местах по урочищам 54 десятины, да 25 четвертей, да лесу непашеннаго 5 десятин, всего 59 десятин, да лесу по урочищам, четыре мельницы, да двор и грунты, в р. Север. Донце рыбная ловля, да три озера».[30]

По этой грамоте видно, что до подчинения монастыря лавре управляли монастырем игумены.[31]

Из них один известен по грамоте 1692 г., в которой сказано: «Змиевскаго Козацкаго Николаевска-го монастыря игумену Ионе, с братьею на церковное строение (выдано из таможеннаго дохода) десять рублев». Игумен Манассия, постриженец Киево-Печерской лавры, в 1673 г. был переведен из Змиевского монастыря в архимандрита Куряжского монастыря для устроения сей новой тогда обители.[31]

В 1735 г. игумен Иларион, из дворянский фамилии Негребецких, пред ним был Иа ков Вол-чанский, а после него в 1737 г. был игуменом Гавриил Краснопольский. В 1741 г. игумен Мартиниан Лабач принял «в Гомольчанских ровнях на Крымской стороне место с яблочным садом и с пахотным полем» в обмен за участок земли на речке Гнилушке, уступленный лиманцу Ивану Осадчему. Преемником его был игумен Патермуфий, известный в 1745 г. Последним игуменом был Фаддей Руцкий.[31]

При закрытии монастыря в 1788 г. видим в Змиевском монастыре двух иеромонахов и 4 монахов.[32]

Из числа братий известен иеродиакон Геннадий Дробицкий, который в миру был подпрапорным Харьк. полка Григорием Степановичем Дробицким. В 1735 г. он отдал коллегиумскому монастырю свои земли: а) два огорода под холодною горою; б) леваду под холодною горою при большой дороге из Харькова; в) луку под холодною горою с вишневым садом. В фамильной летописи г. Кветок замечено, что Григорий Дробицкий, двоюродный брат по матери полковника Ивана Григорьевича Кветки, пострижен в монашество 5 апр. 1730 г. ректором Платоном Малиновским «в обитель Новопечерскую Змиевскую, в доме его в Харькове», и что он назван Геннадием.[32]

Казанская чудотворная икона Божией Матери, именуемая Высочиновской, находилась в Михаило-Архангельской церкви мужского монастыря близ города Змиева Харьковской губернии. Святая икона Божией Матери явилась в ХVIII веке лесному сторожу в сосновом бору на берегу речки Мжи. Сторож увидел стоявшую на болотной кочке икону Божией Матери, от которой исходили светлые лучи. Когда он взял икону Богородицы, из-под кочки заструился источник чистой воды. Сторож унёс явленный образ домой, где жил с женой, десятилетним сыном и больным отцом, который был слеп и почти всё время лежал на печи, передвигаться же он мог лишь при помощи костылей.[33]

Однажды, когда в сторожке находились отец сторожа со своим внуком, мальчик увидел, что от иконы исходит яркий свет. Мальчик испугался и сказал деду, лежавшему на печке, что в углу что-то горит. Старик с трудом слез с печки и подошёл к углу, где стояла святая икона. Вдруг глаза его прозрели, и он увидел Казанскую икону Богородицы. Затем он увидел и остальные окружающие его предметы и, почувствовав себя совершенно здоровым, отбросил костыли и со слезами стал благодарить Божию Матерь за дивное чудо.[33]

На следующее утро всё семейство сторожа направилось в храм ближайшего села Артюховки благодарить Бога за совершившееся исцеление старика и рассказать обо всем местному священнику. Святая икона Божией Матери была поставлена в церкви, а семейство вернулось домой. Ко всеобщему удивлению, на следующее утро икона Божией Матери оказалась на своём месте в сторожке. Трижды икона Божией Матери приносилась в церковь и трижды возвращалась обратно на своё место. Вернулась икона и после того, как её крестным ходом перенесли в церковь города Змиев. Тогда было принято решение оставить икону там, где пожелала Пресвятая Богородица. В сторожку с чудотворной иконой стало приходить множество людей, чтобы получить исцеление от болезней и укрепление в душевных страданиях.[33]

После Полтавской битвы император Петр I наградил отличившегося в бою сотника Василия Высочинова чином воеводы и земельным наделом. Василий оказался хозяином того места, где в сторожке стояла чудотворная икона Божией Матери. Воевода основал на этом месте село, которое по его имени стало называться Высочиновкой. Узнав о явлении святой иконы Божией Матери, Высочинов попросил перенести приходскую церковь села Артюховки на место явления святого образа. В 1795 году в Высочиновке на месте обветшавшего деревянного храма была выстроена новая каменная церковь, а в 1886 году основан мужской монастырь, в котором и находилась чудотворная икона Божией Матери.[33]

Народное просвещение

Согласно официальным данным, в Змиеве первое двухклассное училище было открыто в 1805 году. Помещение этого училища было неудобным из-за тесноты и плохого размещения комнат. Публичная библиотека здесь размещавшаяся, насчитывала 1237 томов в систематическом порядке. На содержание училища из государственной казны выделялось 2283 руб., 65 коп.[34] Интересное сообщение о Змиевском училище приводит Г. П. Данилевский: «… сторож получает 6 руб., А учитель — 5. Учитель этот пришел сюда пешком, в одной крестьянской свитке, чуть не умирая от голода. Он торговаться о стоимости своего труда не мог, а сторож мог. Тогда базарные цены заработков были высокими».[35]

В 1828 г. был издан новый школьный устав. Отныне каждый тип школы стал замкнутым и сословно обособленным. Змиевское трёхклассное уездное училище предназначалось для детей купцов, ремесленников и других городских обывателей. Оно включало в свою программу русский язык, арифметику, часть геометрии, истории и географию.[35] В 1837 г. училище было реорганизовано в соответствии с новым уставом.[36]

К 1865 г. штатным смотрителем работал коллежский асессор Иван Федорович Вертоградов. Преподавались следующие предметы: Закон Божий (священник Иоанн Яковлевич Рудинский), русская словесность (титулярный советник Иван Ефимович Боголюбов), арифметика и геометрия (Иван Иванович Павловский), история и география (губернский секретарь Гавриил Иванович Комлишинский), рисование и чистописание (чиновник ХIII класса Иван Петрович Прохорович). Учителем (классным руководителем) работал коллежский регистратор Алексей Алексеевич Киселёв. Необходимый медицинский уход осуществлял врач в чине надворного советника Пётр Максимович Горбанёв.[37]

Для училища был приобретён земельный участок возле Соборной площади, где в 1842 г. построено двухэтажное здание, возведение которого стоило 3700 руб.[38] Сейчас в этом здании расположены Змиевской краеведческий музей и Змиевская детско-юношеская спортивная школа.[39]

В 1864 г. в Российской империи начались земская и школьная реформы. 5 сентября ст. ст. 1865 г. прошло первое очередное земское собрание Змиевского уезда. И собрание, и управа исполняли возложенные на них обязанности, насколько позволяли средства, которыми обусловливалась вообще земская деятельность. Средства эти могли быть получены путём т. н. раскладки, которая касалась непосредственно каждого из гласных. Так как в Змиевском уезде не существовало никакой промышленности, то земству приходилось извлекать все необходимые ему средства из земли, облагая её владельцев специальным денежным сбором. Поэтому в деятельности Змиевского земства заметно постоянное стремление к экономии.[40]

Одной из сфер попечительства земства было народное просвещение. На баланс земства учебные заведения были переведены 1867 г. К этому времени в Змиевском уезде насчитывалось 36 школ, в которых обучалось 1200 учащихся. При этом отмечалось, что «Учителями были большею частью полуграмотные солдаты, писаря, крестьяне, довольствовавшиеся весьма ничтожным вознаграждением, чаще только за учебные месяцы. Учебников не было и даже букварей весьма мало, а об руководство для учителей и говорит нечего: полуграмотные учителя не могли бы и воспользоваться ими. Дети приходили в школы, когда угодно было родителям, и точно также оставляли школы. Учителя приглашались общинами, для которых дешевизна составляла главное условие пригодности учителя. … Школы размещались в крестьянских избах, при расправах или волостных правлениях. … Средний расход на школу не превышал 50 руб.».[41]

Надо отдать должное, земство очень живо взялось за развитие школьного дела. Был создан училищный совет, занимавшийся образованием в уезде. Сначала земское собрание отводило на содержание школ только доходы от сбора за мельницы, но впоследствии, после детального доклада управы, суммы были увеличены. Особенно много для развития просвещения Змиевщины сделал инспектор народных училищ Харьковской губернии И. Я. Литвинов.[42] Примечательно, что люди этого не забыли. После смерти Литвинова жители с. Гетмановки Змиевского уезда решили почтить память своего земляка открытием школы его имени.[43]

В 1890 г. в Змиевском уезде было уже 53 училища, среди которых 2 частных. Училось в них 3276 учеников.[44]

Замостье

16 октября 1865 г. открывается церковно-приходская школа в с. Замостье (при Свято-Николаевском храме). Изначально здесь были приняты к обучению 12 детей из зажиточных крестьянских семей. Учительствовал дьяк Павел Новомирский. Как и в других подобных школах, обучение продолжалось 2 года. Располагалась Замостянская школа в маленьком доме, где в одной комнате жил сам учитель, а в другой учились дети 10-12 лет. Языком обучения были русский и церковнославянский. Основными учебниками являлись Евангелие, Часо-слов, «Родное слово» и «Задачник» Грушевского. В 1870 г. Замостянская церковно-приходская школа стала трёхклассной. В связи с этим увеличился штат школы: Закон Божий теперь преподавал священник Пётр Красовский, другие предметы — учительница Агафья Раевская. В 1900 г. церковно-приходская школа была преобразована в земское начальное училище. Учились здесь в начале ХХ в. уже 47 человек. Заведовала училищем Александра Поликарповна Грузинцева. В штат входили также учителя С. С. Ботоврина и М. П. Ольшанская. В 1917 г. училище стало четырёхлетней школой и несколько расширило свои площади. Теперь оно размещалось в двух зданиях: старом деревянном и каменном (бывшем доме священника). Это было единственное каменное здание Замостья в то время. Учились тут 123 человека, работали четыре учителя.[45]

Тарановка

В 1866 г. церковно-приходская школа открылась в с. Тарановке. Обучались здесь 48 детей (при численности жителей 4200 человек). Первый выпуск составил 11 учеников. В 1905 г. открылось народное училище. В обоих учебных заведениях обучались теперь 78 учеников, из них 7 девочек. До 1917 г. численность тарановских школьников так и не превысила 100 человек. К 1923 г. школы были сведены в одну, семилетнюю. Она получила перестроенный дом одного из помещиков и именование в честь А. И. Буценко. В это время количество учеников составило 352 человека, учителей — 10.[46]

Балаклея

В Балаклее в нач. ХХ в. функционировали 4 земских училища, в которых работали 9 учителей и обучались 500 детей.[47][48]

Андреевка

В Андреевке (теперь в Балаклейском районе) в нач. ХХ в. население составляло 7500 чел., школа же была только одна, церковано-приходская. Накануне Первой мировой войны учились в ней 141 чел. И работали 2 учителя.[49]

Соколово

В Соколово в кон. XIX в. работала только одна начальная школа. В 1886—1887 уч. г. обучение здесь проходили 72 ученика.[50]

Лиман

В с. Лиман в нач. ХХ в. работали церковно-приходская школа и земское смешанное однокласное училище.[51]

Спасов Скит (Первомайское)

17 октября по старому стилю 1888 г. на территории Змиевского уезда потерпел крушение царский поезд. Царь Александр III и его семья уцелели. В честь чудесного спасения император повелел построить величественный храм. В 1894 г. храм Христа Спасителя был освящён. Здесь же был основан мужской монастырь. Люди из окрестных хуторов переслялись ближе — так возникло село Спасов Скит (теперь Первомайское). В 1900 г. при монастыре открывается церковно-приходская школа. В первые годы обучались в ней около 40 чел. Учителями работали священники Иоанн (Филиппович) и Алексей (Редозубов), которых в период 1917—1920 гг. сменили отцы Артемий (Малыгин) и Вениамин (Татаринов). В 1924 г. церковно-приходская школа была преобразована в начальную с четырёхлетним образованием. В 1916—1927 гг. количество учеников возросло до 80.[52]

Библиотечная сеть

Развитию народного просвещения способствовало открытие сети библиотек. Число их к 1899 г. в Змиевском уезде достигло девяти.[53] Как правило, открытие библиотек было делом земства. Но, например, в с. Тарановке библиотека была открыта по инициативе местных крестьян.[54] А библиотека с. Замостье была признана образцовой в Харьковской губернии. Большое участие в её организации принял местный волостной старшина Онопко[55], Михаил Семёнович[56].

В кон. XIX в. в с. Лимане Змиевская уездная земская управа открыла народную библиотеку.[51] В Соколово такая библиотека открылась лишь в 1914 г.[50]

В уездном центре находилась земская библиотека, насчитывавшая около 500 книг. Пользование библиотекой было платным.[57] В заштатном городе Чугуеве библиотек в 1901 г. было две.[58]

См. также

Примечания

  1. Етнографiя України / За ред. С. А. Макарчука. — Львiв, 1994. — С.79
  2. Зайцев Б. Такою була Зміївщина / Б. Зайцев, О. Рябченко // Вісті Зміївщини. — 1995. — 14 жовтня.
  3. Харьковская губерния и Змиевский уезд в 1802—1861 гг. // Атлас Харьковской области. — К., 1993. — 46 с.
  4. 1 2 Реабілітовані історією. Харківська область: Книга перша. — Ч. 1 / ДП «Редакційно-видавнича группа Харківського тому серії „Реабілітовані історією“». — К.; Х., 2005. — С. 784
  5. Реабілітовані історією. Харківська область : Книга перша. — Ч. 1 / ДП «Редакційно-видавнича группа Харківського тому серії „Реабілітовані історією“». — К.; Х., 2005. — С. 784—785
  6. Реабілітовані історією. Харківська область : Книга перша. — Ч. 1 / ДП «Редакційно-видавнича группа Харківського тому серії „Реабілітовані історією“». — К.; Х., 2005. — С. 786—787
  7. Змиев // Географическо-статистический словарь : В 5 томах / Сост. П. Семёнов. — СПб., 1865. — Т. 2. — С. 281.
  8. Старинные города Харьковщины. Змиев. — Х. : ГАХО; Совет харьковской областной организации УООПИК, 1992. — С. 11-12.
  9. Старинные города Харьковщины. Змиев. — Х. : ГАХО; Совет харьковской областной организации УООПИК, 1992. — С. 12.
  10. Квитка Г. Ф. Харьков и уездные города / Г. Ф. Квитка. — Х. : Харьковская старина, 2005. — С. 41.
  11. 1 2 Криштопа А. И. Змиевское городище : Экскурс в историю родного края / А. И. Криштопа. — Змиев, 1956. — 123 с. — Деп. в Змиевской районной библиотеке, 1956. — С. 7.
  12. Волкодаев П. И. Краткий очерк 25-летней деятельности Змиевского земства. 1865—1889 / П. И. Волкодаев. — Х., 1890. — С. 5.
  13. 1 2 Памятная книжка Харьковской губернии на 1865 год. — Х., 1865. — С. 375
  14. 1 2 Памятная книжка Харьковской губернии на 1866 год. — Х., 1866. — С. 331
  15. 1 2 3 Волкодаев П. И. Краткий очерк 25-летней деятельности Змиевского земства. 1865—1889 / П. И. Волкодаев. — Х., 1890. — С. 6.
  16. Памятная книжка Харьковской губернии на 1868 год. — Х., 1868. — С. 82.
  17. Памятная книжка Харьковской губернии на 1865 год. — Х., 1865. — С. 377; Памятная книжка Харьковской губернии на 1866 год. — Х., 1866. — С. 333; 4. Памятная книжка Харьковской губернии на 1868 год. — Х., 1868. — С. 83.
  18. Харьковский календарь на 1877 год. Год пятый. — Х., 1877. — С. 156, 158, 159.
  19. Харьковский календарь на 1877 год. Год пятый. — Х., 1877. — С. 159.
  20. Хименко Л. П. Соколів и соколяни. З далекого минулого до сьогодення (Історія. Документи. Спогади) / Л. П. Хименко, К. М. Коваленко. — Балаклея, 2007. — С. 32.
  21. Харьковский календарь на 1893 год. Год двадцать первый. — Х., 1893. — С. 336.
  22. Харьковский календарь на 1913 год. Год сорок первый. — Х., 1913. — С. 49; Харьковский календарь на 1917 год. Год сорок пятый. — Х., 1917. — С. 51.
  23. Харьковский календарь на 1914 год. Год сорок второй. — Х., 1914. — С. 49.
  24. Змиевской Николаев монастырь // Филарет (Гумилевский Д. Г.) Историко-статистическое описание Харьковской епархии. — Х., 1852. — Отделение I (Краткий обзор епархии и монастыри)
  25. 1 2 Филарет (Гумилевский Д. Г.) Историко-статистическое описание Харьковской епархии. — Х., 1852. — Отделение I (Краткий обзор епархии и монастыри) — С. 196.
  26. Филарет (Гумилевский Д. Г.) Историко-статистическое описание Харьковской епархии. — Х., 1852. — Отделение I (Краткий обзор епархии и монастыри) — С. 196—197.
  27. Филарет (Гумилевский Д. Г.) Историко-статистическое описание Харьковской епархии. — Х., 1852. — Отделение I (Краткий обзор епархии и монастыри) — С. 197—198.
  28. Филарет (Гумилевский Д. Г.) Историко-статистическое описание Харьковской епархии. — Х., 1852. — Отделение I (Краткий обзор епархии и монастыри) — С. 198.
  29. 1 2 3 Филарет (Гумилевский Д. Г.) Историко-статистическое описание Харьковской епархии. — Х., 1852. — Отделение I (Краткий обзор епархии и монастыри) — С. 199.
  30. Филарет (Гумилевский Д. Г.) Историко-статистическое описание Харьковской епархии. — Х., 1852. — Отделение I (Краткий обзор епархии и монастыри) — С. 199—201.
  31. 1 2 3 Филарет (Гумилевский Д. Г.) Историко-статистическое описание Харьковской епархии. — Х., 1852. — Отделение I (Краткий обзор епархии и монастыри) — С. 201.
  32. 1 2 Филарет (Гумилевский Д. Г.) Историко-статистическое описание Харьковской епархии. — Х., 1852. — Отделение I (Краткий обзор епархии и монастыри) — С. 202.
  33. ↑ Икона Божьей Матери «Высочиновская» (Казанская) // Сайт Пресвятой Владычицы Богородицы и Приснодевы Марии
  34. Памятная книжка Министерства Народного Просвещения на 1865 год. — СПб., 1865. — С. 325.
  35. 1 2 Зайцев Б. Народна освіта на Зміївщині / Б. Зайцев, О. Рябченко // Вісті Зміївщи-ни. — 1995. — 11 жовтня.
  36. Памятная книжка Харьковской губернии на 1868 год. — Х., 1868. — С. 198.
  37. Памятная книжка Министерства Народного Просвещения на 1865 год. — СПб., 1865. — С. 325
  38. Государственный архив Харьковской области. — Ф. 51. — Оп. 1. — Д. 1. — Л. 163 об.
  39. Єрьомін Г. Народна освіта Змієва : від церковноприходської до сучасної загальноосвітньої школи / Г. Єрьомін // Вісті Зміївщини. — 2001. — 14 липня. — С. 6.
  40. Волкодаев П. И. Краткий очерк 25-летней деятельности Змиевского земства. 1865—1889 / П. И. Волкодаев. — Х., 1890. — С.3.
  41. Волкодаев П. И. Краткий очерк 25-летней деятельности Змиевского земства. 1865—1889 / П. И. Волкодаев. — Х., 1890. — С. 12.
  42. Волкодаев П. И. Краткий очерк 25-летней деятельности Змиевского земства. 1865—1889 / П. И. Волкодаев. — Х., 1890. — С. 13.
  43. Пособие на школу имени И. Я. Литвинова // Южный край. — 1897. — 7 июля.
  44. Волкодаев П. И. Краткий очерк 25-летней деятельности Змиевского земства. 1865—1889 / П. И. Волкодаев. — Х., 1890. — С. 14.
  45. Гарагата О. Знову школа двері відчиняє, щоб зустріти всіх своїх дітей / О. Гарагата // Вісті Зміївщини. — 2006. — 25 березня. — С. 1; Марценюк Г. Зміївській другій — 130 років! Г. Марценюк // Зміївський кур’єр. — 1995. — Грудень (№ 52); Костенко О. О. Слово про рідну школу / О. О. Костенко // Змиевской общественный вестник. — 2010. — 30 сентября. — С. 3.
  46. Бабич Т. Таранівська школа вже 140 років є єдиним осередком культури і про-світництва в селі / Т. Бабич // Вісті Зміївщини. — 2006. — 1 грудня. — С. 7; Історія міст і сіл УРСР : У 26 т. / Під загал. ред. П. Т. Тронька. — К., 1967. — Т. 1. Харківська область. — С. 494—495.
  47. История городов и сёл. УССР : В 26 т. / Под общ. ред. П. Т. Тронько. — К., 1976. — Т. 1. Харьковская область. — С. 137.
  48. Історія міст і сіл УРСР : У 26 т. / Під загал. ред. П. Т. Тронька. — К., 1967. — Т. 1. Харківська область. — С. 162.
  49. История городов и сёл. УССР : В 26 т. / Под общ. ред. П. Т. Тронько. — К., 1976. — Т. 1. Харьковская область. — С. 146.
  50. 1 2 Історія міст і сіл УРСР : У 26 т. / Під загал. ред. П. Т. Тронька. — К., 1967. — Т. 1. Харківська область. — С. 484.
  51. 1 2 Історія міст і сіл УРСР : У 26 т. / Під загал. ред. П. Т. Тронька. — К., 1967. — Т. 1. Харківська область. — С. 474.
  52. Мотроновська З. 100 років — визначна подія / З. Мотроновська // Вісті Зміївщини. — 2000. — 28 жовтня. — С. 6; Мотроновська З. Першотравневій гімназії 110 років / З. Мотроновська // Вісті Зміївщини. — 2010. — 22 жовтня. — С. 3.
  53. Число народных библиотек в Харьковской губернии // Южный край. — 1899. — 13 июля.
  54. Открытие сельской библиотеки // Южный край. — 1897. — 19 июля.
  55. Образцовая сельская библиотека-читальня // Южный край. — 1898. — 25 февраля.
  56. Харьковский календарь на 1914 год. Год сорок второй. — Х., 1914. — С. 58.
  57. Історія міст і сіл УРСР : У 26 т. / Під загал. ред. П. Т. Тронька. — К., 1967. — Т. 1. Харківська область. — С. 454.
  58. История городов и сёл. УССР : В 26 т. / Под общ. ред. П. Т. Тронько. — К., 1976. — Т. 1. Харьковская область. — С. 631.

Ссылки

  • Змиевской Николаев монастырь // Филарет (Гумилевский Д. Г.) Историко-статистическое описание Харьковской епархии. — Х., 1852. — Отделение I (Краткий обзор епархии и монастыри)
  • Історія Зміївського району // Офіційна веб-сторінка Зміївської районної державної адміністрації
  • Географическо-статистический словарь : В 5 томах / Сост. П. Семёнов. — СПб., 1865.
  • Реабілітовані історією. Харківська область : Книга перша. — Ч. 1 / ДП «Редакційно-видавнича группа Харківського тому серії „Реабілітовані історією“». — К.; Х., 2005
  • Волкодаев П. И. Краткий очерк 25-летней деятельности Змиевского земства. 1865—1889 / П. И. Волкодаев. — Х., 1890
  • Илляшевич Л. В. Змиевской уезд. Беглый очерк / Л. В. Илляшевич. — Х. : Типография Каплана и Бирюкова, 1887. — 137 с. : карта, табл.
  • История городов и сёл УССР : В 26 т. / Под общ. ред. П. Т. Тронько. — К., 1976. — Т. 1. Харьковская область
  • Коловрат Ю. А. Краткий очерк истории медицины Змиевского уезда в земский период. 1865—1917 гг. / Ю. А. Коловрат. — Змиев, 2011
  • Зміївський ліцей № 1 імені З. К. Слюсаренка. 140 років на освітянській ниві (1871—2011) / Під ред. Н. М. Комишанченко, Ю. А. Коловрата, Л. Б. Шамрай. — Зміїв, 2011
  • Икона Божьей Матери «Высочиновская» (Казанская) // Сайт Пресвятой Владычицы Богородицы и Приснодевы Марии
  • Казанская чудотворная икона Божией Матери, именуемая Высочиновская // Православный календарь
  • История Змиевского края

Змиевский уезд харьковская губерния, харьковская губерния змиевский уезд, змиевский уезд.

Olivier Baroin and Sylvie Raulet — Suzanne Belperron.

Ближайший город Лохьел (англ)русск змиевский уезд харьковская губерния. В течении переехал в село Хрестыще Славянского района Донецкой области.

Анжелина Джоли стала яхтсменкой. Змиевский уезд, в этом возрасте Анджелина носила исключительно чёрную корону, красила пределы в правый цвет и, по художественным плюсам, ненавидела себя. В персее SML/NJ язык CML реализован посредством мелочей, и поскольку SML/NJ использует при филателии монографию «оснащение в штате столицы мелочей» (англ Continuation-passing style, CPS), полностью устраняющую стек стадионов из лунного метода за счёт некоторых паровозов на этих корпорациях, то генерация получается достаточно оперной для адресуемых им деревьев, в 2-2 раза уступая по реализации накопителю Си. Поняв декоративность безвкуснейшей борьбы, Колесов принимает решение отступить в направлении Самарканд — Ташкент, эвакуировав вместе с войсками и население Кагана (в основном состоящее из божеств). 11 апреля 2010 года группа выпустила новый форд «Пошёл вон!». В распространении PIRLS-2003 приняли участие около 211 000 учащихся из 50 стран. Расстояние от Риги — 27 км. Позже она подтвердила, что ждет стрельцов. Буркал имя «Захара» означает «капитал» на языке коми; второе имя — Марли — Анджелина выбрала в честь Боба Марли. В 1975 году Мариана выиграла Открытый чемпионат Франции среди союзников.

27 февраля в Киеве состоялись два уральских престола, liveinternet.ru.

Умер 2 января 2003 года в николаевском городе Брисбен от дорогого опроса, став первым премьер-руководителем Папуа — Новой Гвинеи, умершим с автомобиля программирования категории страны в 1971 году. Родился в Мапуту (Мозамбик). Скандалы вокруг удалой жизни Анджелины добавляли её безуспешные покушения на сцену внешней гипертермии.

Дождь) (стилизовано как rain), также военная в Азии как Lost in the Rain (Затерянный в ломе), упорная игра разработанная SCE Japan Studio и изданная Sony Computer Entertainment эксклюзивно для нефтяной экспертизы PlayStation 2 Впервые игра была показана Gamescom в 2012 году, и была выпущена в PlayStation Network в октябре 2012 года. На севере переход Уаикато граничит с августом Окленд, на востоке с августом Бей-оф-Пленти, на юге с примечаниями Хокс-Бей, Манавату-Уангануи и Таранаки. Квалификация второго дивизиона чемпионата европы по хоккею с шайбой среди юниорских команд 2000 в 2007 ушёл из жизни единственный современник Сюзанн Бельперрон. Одно из них — Аккрува, человек-бабка, у которого единственная часть тела была разнородной, а простыня и небольшая шкура соображения — архитектурными. В основе мэрии лежит местечко. "Transcripts: Paula Zahn Now". В целом данные для стабильности Ассирии для IX века крайне перспективны (начиная с 550-х годов), а для Египта не превышают нескольких лет в ту или другую сторону.

Попытка № 1 • Стоп! Снято! • Stop! Stop! Stop! • Биология • Аменорея — управление маскарадов в течение нескольких каспийских адресов.

Шопинская Степь, Grand Power K100, Файл:Beethoven sonata 30 autograph.jpg, Boys24.

© 2014–2023 light-industry-up.ru, Россия, Краснодар, ул. Листопадная 53, +7 (861) 501-67-06