Light-industry-up.ru

Экосистема промышленности

Ибрахим ан-Наззам

16-09-2023

Перейти к: навигация, поиск
Ибрахим ан-Наззам
араб. إبراهيم النظّام
Личная информация
Имя при рождении:

Ибрахим ибн Сийяр ибн Хани

Прозвище:

ан-Наззам

Род деятельности:

философ, богослов, естествоиспытатель и поэт

Дата рождения:

760, 765 или 775[1]

Место рождения:

Балх или Басра[1]

Дата смерти:

835 или 845[1]

Место смерти:

Багдад[1]

Страна:

 Аббасидский халифат

Вероисповедание:

ислам и мутазилизм

Отец:

Сийяр ибн Хани


Богословская деятельность
Направление деятельности:

философия и мутазилизм

Место работы:

Багдад

Учителя:

Абуль-Хузайл аль-Аллаф и Аль-Халиль аль-Фарахиди

Ученики:

Аль-Джахиз

Оказал влияние:

наззамиты

Редактирование Викиданных

Абу́ Исха́к Ибра́хим ибн Сийя́р ан-Назза́м (араб. إبراهيم النظّام‎‎; ок. 760/765, Балх — ок. 835/846, Багдад) — арабо-мусульманский философ, представитель мутазилитской школы калама. Основатель секты наззамийя.

Биография

Его полное имя: Абу Исхак Ибрахим ибн Сийяр ибн Хани ан-Наззам. Родился в Балхе, учился в Басре, работал и умер в Багдаде[2]. По некоторым сведениям, учился у знаменитого филолога аль-Фарахиди и мутазилитского богослова аль-Алла̄фа. Обладал широкими знаниями в области литературы, теологии, античной философии и т. д.. Обладал исключительной памятью (знал наизусть Коран, Тору, Евангелие и Псалтирь) и блестящим полемическим даром. Проводил естественнонаучные эксперименты и «предпочитал опыты над собаками и петухами молитве и чтению Корана[3]. Среди его учеников был Амр аль-Джахиз.

Сочинения ан-Наззама не сохранились, о его философских воззрениях известно главным образом по трудам тех, кто с ним полемизировал[4][5].

Богословские взгляды

В области теологии придерживался общих для мутазилитской философии установок. Критически относился к хадисам-преданиям о жизни пророка Мухаммеда (особенно к рассказам о его чудотворениях). Отрицал представление о стилистическом превосходстве Корана, его словесной неподражаемости. Объяснял «чудесность» (иджаз) Корана тем, что в период пророческого служения Мухаммада Аллах лишил людей способности создать что-либо подобное. Известно его учение о господстве в мире естественной причинности, о «природе» (таб) вещей, которую Аллах не может нарушать[3].

Для его онтологии и натурфилософии характерны следующие положения[3]:

  • актуальная делимость тел до бесконечности (антиатомизм);
  • взаимопроникновение (мудахала) тел;
  • дискретный характер движения[6];
  • сотворение всех вещей как о единовременном акте (джумлатан) и их «латентное предсуществовании» (камун)[3];
  • безначальность мира;
  • материальность души и её распространение по всему организму[4].

Исламские богословы обвиняли ан-Наззама в безрассудстве и невежестве. Так ханафитский факих Абу Бакр ар-Рази аль-аль-Джассас пишет о методах Ибрахима ан-Наззама:

Пока не появились люди, несведущие в фикхе и его основах. У них не было знания о методе предшественников, а также они не остерегались проявления невежества и пристрастия, вследствие чего вошли в противоречие со сподвижниками и теми, кто последовал за ними. Первым, кто отверг применение кияса и иджтихада относительно вновь возникающих вопросов, был Ибрахим ан-Наззам. Ввиду своего безрассудства и невежества он обвинил сподвижников в том, что они применяли кияс, и сказал о них то, что противоречит тому, какими их описал Всевышний и Его хвале в их адрес.

Позже тезисы ан-Наззама переняли некоторые теологи Багдада, воздержавшись при этом от упрека предшественников. Но во избежание обвинения в адрес сподвижников они отвергли очевидные вещи в своих высказываниях относительно иджтихада и кияса. Так, с их точки зрения, сподвижники применяли суждение относительно новых вопросов с целью посредничества и примирения, а не с целью установления предписаний. Так эти лица приукрасили свои воззрения и избегли заблуждения ан-Наззама, обвинившего предшественников[7].

— Абу Бакр ар-Рази аль-аль-Джассас, «аль-Фусуль фи аль-усуль»

Примечания

  1. 1 2 3 4 Encyclopædia Britannica
  2. Матвиевская Г. П., Розенфельд Б. А. Ибрахим ан-Наззам // Математики и астрономы мусульманского средневековья и их труды (VIII-XVII вв.) / Отв. ред. Юшкевич А. П.. — М. : Наука, 1983. — Кн. 2. Математики и астрономы, время жизни которых известно. — С. 54. — 650 с. — 2000 экз.
  3. 1 2 3 4 НФЭ, 2010
  4. ↑ Наззам // Философская Энциклопедия. В 5-х т / Под редакцией Ф. В. Константинова. — М.: Советская энциклопедия, 1960—1970.
  5. al-Naẓẓām / J. van Ess // Encyclopaedia of Islam : with indexes etc. : [англ.] : in 12 vols. / ed. by P. J. Bearman, Th. Bianquis, C. E. Bosworth, E. van Donzel, W. P. Heinrichs et al. — 2nd ed. — Leiden : E. J. Brill, 1960—2005.
  6. положение о «скачке», который совершает движущееся тело от одного места к другому, минуя промежуточное
  7. Шариат и рациональное суждение. Islam-Today. Проверено 21 марта 2015.

Литература

  • Наззам / Т. Ибрагим // Новая философская энциклопедия : в 4 т. / пред. науч.-ред. совета В. С. Степин. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Мысль, 2010. — 2816 с. — 5000 экз. — ISBN 978-5-244-01115-9.
  • Закуев А. К. Философия ан-Наззама. — Баку, 1961.
  • Абу Рида М. А. Ибрахим ибн Саййар ан-Наззам. — Каир, 1946.


Ибрахим ан-Наззам.

© 2014–2023 light-industry-up.ru, Россия, Краснодар, ул. Листопадная 53, +7 (861) 501-67-06