21-05-2023
Иван Иванович Иванов | |||
Дата рождения | |||
---|---|---|---|
Место рождения |
деревня Чижово |
||
Дата смерти | |||
Место смерти |
с. Великие Загорцы |
||
Принадлежность | |||
Род войск | |||
Годы службы | |||
Звание | |||
Сражения/войны | |||
Награды и премии |
|
Ива́н Ива́нович Ивано́в (8 октября 1909 — 22 июня 1941) — советский лётчик-истребитель. Герой Советского Союза (1941). Заместитель командира эскадрильи 46-го истребительного авиационного полка 14-й смешанной авиационной дивизии Киевского особого военного округа. Старший лейтенант. Он считается одним из летчиков, совершивший воздушный таран в первые дни Великой Отечественной войны.
Содержание |
Иван Иванович Иванов родился в деревне Чижово Богородского уезда Московской губернии (ныне в составе города Фрязино, Московская область) в многодетной семье Ивана Ивановича и Евгении Ивановны Ивановых. Отец Ивана имел собственную кузницу и был зажиточным деревенским кузнецом, мать вела домашнее хозяйство. Получив начальное образование в сельской школе в Гребнево, Иван Иванов тоже освоил профессию кузнеца. Советская власть отобрала в его семьи кузницу, и ему пришлось работать кузнецом в колхозе. В конце 1930 года Иван уехал в Москву, где работал кузнецом в мастерских Московского транспортного союза.
В сентябре 1931 года призван в ряды Рабоче-крестьянской Красной Армии. Служил в артиллерийской части, которая дислоцировалась в поселке Солнечногорский Московской области (ныне город Солнечногорск), позже направлен по комсомольской путёвке в Пермскую авиационную школу. В марте 1933 года переведён в 8-ю Одесскую военную авиационную школу пилотов. В 1934 году, после окончания авиационной школы, Иван Иванов служил в 11-м лёгкобомбардировочном полку в Киевском военном округе. В 1935 году стал командиром звена. Летал на самолетах У-2 и Р-5. В 1939 году участвовал в Польском походе РККА (1939). Участник Советско-финской войны (1939—1940). Воевал на самолете Р-Z. Совершил 7 боевых вылетов на бомбардировку войск противника, в том числе 3 ночью. В конце 1940 года окончил курсы истребителей. Назначен заместителем командира эскадрильи 46-го истребительного авиационного полка (14-я смешанная авиационная дивизия).
В первые дни нападения Германии на СССР, Иван Иванов погиб в воздушном бою.
2 августа 1941 года старшему лейтенанту Иванову Ивану Ивановичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
В биографии Иванова, приводимой различными источниками, существует ряд расхождений и противоречий.
Так, например, в своих исследованиях Алексей Исаев утверждает, что Иванов летал не на И-16, а на И-153[1][2] и таранил на нём в лобовой атаке причём бак истребителя Иванова был полон, из-за чего два самолета загорелись и рухнули на землю[2].
В других источниках говорится: «Старший лейтенант Иван Иванович Иванов … в 4 ч. 25 мин. 22 июня 1941 года тараном уничтожил фашистский бомбардировщик в районе Грановка — Белицк. Сам погиб».[3].
В архивных данных Министерства обороны СССР, в послужной карте Иванова указано: «Герой Советского Союза Иванов И. И. совершил таран на подступах к своему аэродрому в районе г. Нестеров Львовской области», а также приведена дата гибели Иванова И. И. 23 июня 1941 года.(http://obd-memorial.ru/)
В разных частях публикации "Слідами подвигу" Петра Яковчука 18,20,22.10.1977, журналиста города Дубно, одновременно говорится, что Иванов самолет посадил, но умер от потери крови на месте 22.06.1941 года и также умер в госпитале в Дубно 23.06.1941 года . Летчик похоронен в Дубно на местном кладбище, по данным музея школы №1 г. Дубно на кладбище по улице Мирогощанской, хотя в городе никто не знает где именно.
Также говорится, (Г.Ровенский "И.И.Иванов, Герой Советского Союза..."), что Иванов таранил немецкий бомбардировщик над аэродромом Млынов, на окраину которого и упал бомбардировщик, хотя истребитель Иванова упал в 20 км от Млынова в селе Загорцы, Дубенского района, Ровненской области. Ещё написано, что Иванов упал в селе Загороща Ровненского района, Ровенской области, что 50 км от Млынова. Также написано, что Иванов упал в селе Загоща, которого вообще не существует.
Георгий Ровенский в своей книге[4] приводит рассказы авиаинженера Больнова А. Г. и авиатехника. Первый утверждает, что Иванов защищал аэродром Дубно, хотя по курсу Хейнкелей был сначала аэродром Млынов, а потом Дубно. Причем на аэродроме Млынов находились 4 эскадрильи истребителей: две млыновские и две дубенские. Аэродром Дубно был почти пуст и закрыт на реконструкцию для базирования советских истребителей новых моделей, которую проводил НКВД силами заключенных. Вполне вероятно, что об этом знала немецкая разведка и понимала, что бомбить первоочередно. Авиаинженер наблюдал бой с севера от Дубно, а авиатехник с юга. {{уточнить 2|Странность показания авиатехника в том, что он утверждает, что как раз ехал из Львова в Дубно. Если учесть что война началась в 4.15 по московскому времени, то авиатехник, выехав на автомобиле из Львова (около 150 км от Дубно), никак не мог в 4:25 оказаться возле места боя. Утверждается, что наручные часы Иванова остановились от удара о землю в 4:25, но время тарана 4:25, всё-таки, спорно. Если по приказу немецкого командывания Хейнкели пересекли границу в 3:15 по берлинскому времени (4:15 по московскому), то для того чтобы им оказаться у аэродрома Млынов (120 км от границы) надо около 30—40 минут. Советских летчиков поднять по тревоге утром в воскресенье 22 июня, было проблематично, ведь многие разъехались на квартиры к семьям в Млынов, Дубно, Львов. Семья Иванова жила на квартире в Дубно, сын Иванова приезжал в Дубно в 60-х годах и нашел дом в Дубно откуда он с матерью эвакуировались в начале войны. Ещё интересно, что в 4:25 разглядеть в утренних сумерках, бой в 10—20 км от себя сложно, да и местность в районе Дубно — Загорцы — Млынов не ровная, а холмистая.
В Германии вышла книга, KG55 – «Grif» griefgeschwader Dierich W. Kampfgeshwader 51 «Edelweiss». Stuttgart: 1973. S. 157.Dierich W. Kampfgeshwader 55 «Grif». Stuttgart: 1975, S. 416., о воздушных боях в начале войны в районе Дубно — Млынов. Исследователи этой истории приписывают аварийную посадку одного Хейнкеля тарану И.Иванова, хотя в дневнике, который вели немецкие летчики, говорится о катастрофе и пожаре, а никак не о столкновении.
Из свидетельств крестьян села Загорцы (Кондратюк Александр Максимович, 1923 г.р., Соловей Галина Федоровна, 1926 г.р. и др.) известно, что в начале войны над селом немецкий самолёт сбил пулеметной очередью советский самолет Потом на место падения самолета прибыли на автомобиле военные. Упал ли у села Загорец именно Иванов И.И., а не кто- то из троих пилотов, что вылетели с аэродрома Млынов и погибли остается открытым. Так, что его подвиг тоже больше похож на легенду, чем на факт.
Наличие противоречий в истории с Ивановым возникло благодаря малому количеству документальных фактов. Есть только абзац в военной листовке лета 1941 года и заметка в газете «Правда» за 3 августа 1941 года, в которых написано о старшем лейтенанте Иванове совершившим воздушный таран. Это малое количество фактов было компенсировано статьей "Слідами подвигу", написанной в местной газете г. Дубно «Червона зірка» (ныне «Замок») 18,20,22 октября 1977 года местным журналистом Петром Яковчуком.Через год открыли памятник Иванову в виде самолёта-стрелы (о памятнике − см. ниже). Статью потом перепечатала на русском языке газета «Ленинское знамя» под названием «Он был первым». Журналистское расследование Яковчука полностью не подтвердило факт тарана, но, чтобы получить гонорар и прочие привилегии к открытию памятника свое представление о подвиге выдал за документальные факты. После его публикаций эта версия, сшитая из разных слухов и противоречивых фактов, начала путешествие по книгам и интернет-сайтам.
Длительное время И. Иванов считался автором первого тарана в истории Великой Отечественной, но высказываются и иные мнения.
К примеру, согласно информации сайта «Воздушный таран», И. Иванов совершил таран в 4.25[5] — на 10 мин. позже младшего лейтенанта Дмитрия Васильевича Кокорева (1918—1941)[6]. Того же мнения придерживаются и другие[7][8][9]. Есть и те, которые считают, что истину установить не удастся[10].
Памятник во Фрязино на проспекте Мира.
Бюст на Аллее героев во Фрязино
Памятник Иванову в Дубно, Ровненская область
И.И.Иванов
Памятник Иванову в селе Великие Загорцы, Дубенский район, Ровненская область
Фотография И.И.Иванова (скорее всего, до неузнаваемости отретушированная)[11]
Если посмотреть на фотографии Иванова, то барельеф на основании памятника в Дубно не имеет сходства с анатомическим чертами реального летчика. Однако, имеющиеся фотографии летчика Иванова также имеют весьма отдаленное портретное сходство друг с другом (см. выше).
В г. Дубно в конце 80-х был установлен памятник, — танк ИС, — в честь героического танкового сражения при освобождении Дубно в конце войны. Однако, мало, кто знает, что здесь же, под Дубно в начале войны 22—26 июня 1941 года произошло величайшее танковое сражение Второй мировой войны[1] (а, следовательно, и в истории вообще), в котором отступающая советская армия потеряла более 3000 танков, в то время, когда немцы имели их около 800, несмотря на то, что на тот момент советские танки (БТ-7, КВ, Т-34 и другие) в каждом классе бронетехники были по тактико-техническим равными или даже превосходили немецкие Panzer- 1,2,3,4.
Иванов, Иван Иванович (лётчик).