1 марта 1906 года, когда прошли выборы в первую Государственную думу Российской империи, к Глазунову пришёл цензор Петербургского цензурного комитета[4]Николай Соколов, который иногда «баловался стихами», и принёс текст гимна, посвящённого депутатам. Глазунов, вспомнил свою мелодию, которая предназначалась для «революционного гимна» и на её основе начал писать торжественный гимн для хора и оркестра, назвав его «Гимном Свободной России»[3]. Уже 10 марта 1906 года в «Русской музыкальной газете» появилось сообщение о том, что А. К. Глазунов «набросал эскиз нового гимна»[5].
Первые дни после публикации гимн широко обсуждался в обществе. Его даже в шутку называли «новым „Боже, царя храни“»[7]. Лев Толстой, которому сыграл этот гимн его сын — композитор С. Л. Толстой, крайне низко оценил произведение, сказав, что в нём «нет музыкального вдохновения»[8].
О публичных исполнениях гимна информации довольно мало. Так, например, известно, что уже 1 мая 1906 года в Кишинёве на публичном акте выпуска музыкальной школы гимн был исполнен в переложении В. Гутора для голоса и фортепиано певицей А. А. Виколовой-Клозе. Гимн был воспринят слушателями как политический протест: он был прослушан стоя и по просьбе публики повторен[9]. Также известно, что гимн исполнялся на «Исторических русских концертах» (Париж, 1907), но без особого успеха[3].
Популярным гимн не стал и через некоторое время после публикации он оказался практически забыт. Его, как правило, лишь упоминали в общих списках произведений Александра Глазунова, а если и давали ему какую-либо характеристику, то лишь вскользь, называя произведением, которое «не представляет интереса ни по тексту, ни по музыке»[10].
26 апреля 2013 года председатель Государственной Думы РФСергей Нарышкин подарил депутатам диск с записью гимна 1993 года, а также публично обратился с просьбой к певцу и депутату Иосифу Кобзону записать своё исполнение, так как это «будет символично»[12][13][14]. Вскоре гимн был записан в исполнении Кобзона и хора Ансамбля песни и пляски МВД России и 11 июня 2013 года он прозвучал на пленарном заседании Государственной думы[15][16]. Гимн депутаты слушали стоя[17]. Данная церемония была показана в прямом эфире по телеканалу «Россия-24».
Гимн «Избранникам русского народа» стал предметом обсуждения и насмешек в СМИ[18][19][20][21][22] и блогосфере[23][24]. Наиболее активно обсуждались начальные строфы гимна («Вам, избранникам народа Русь челом бьёт до земли! / Вольной волюшки желанной Вы нам знамя принесли»), а также личность их автора — цензора Николая Соколова. Наибольший же резонанс вызвало обнаружение блогерами сходства музыки гимна А. К. Глазунова с музыкой Й. Гайдна 1797 года, на которую был написан гимн Германии «Песнь немцев» (более известный в России как «Deutschland über alles»)[23][24]. Однако Иосиф Кобзон выразил сомнение, что Глазунов мог «списывать гимны Германии»[25]. Российский музыковед Леонид Гаккель, также усомнился в схожести музыки: «Это какой-то бред. Глазунов, переписывающий гимн Гайдна — абсолютно невероятная ситуация»[26]. Тем не менее необходимо отметить, что для творчества Глазунова действительно характерно создание парафразов гимнов различных государств. Так, например, известны его парафразы гимнов России, Сербии, Черногории, Франции, Англии, Бельгии и Японии[27].
Критическая оценка гимна
Николай Римский-Корсаков (композитор; 1906 г.): «Видно, уж нельзя сочинить истинно народного гимна, раз даже такой талант, как Александр Константинович, ничего особенного не сумел написать!»[28].
Лев Толстой (писатель; 1906 г.): «Нет музыкального вдохновения»[8]
Владимир Стасов (музыкальный критик; 1906 г.): «Посылаю „ХХ-й век“, где напечатан „Гимн“ (новые „Боже царя храни“) Глазунова, может быть, ты ещё не видал и не слыхал? По-моему — недурно, даже хорошо, торжественно и красиво, но… 2 такта в середине и 2 такта близко к концу — приклеены понапрасну и портят дело!»[7].
Моисей Янковский (музыкальный критик; 1959 г.): «В отличие от „Эй, ухнем!“ новое произведение не представляет интереса ни по тексту, ни по музыке и выразительно показывает силу либеральных иллюзий, которыми питался, подобно многим представителям русской интеллигенции, Глазунов после „манифеста 17 октября“»[10].
Борис Котляров (музыкальный критик; 1982 г.): «В условиях реакции того времени выбор подобного произведения носил характер политического протеста»[9].
Сергей Нарышкин (председатель Госдумы РФ; 2013 г.): «Гимн „Избранникам России“ — был таким своеобразным даром наших выдающихся деятелей культуры. Его музыка написана в лучших традициях отечественной классической школы, а возвышенный текст напоминает нам о неразрывной связи с нашим прошлым, о ценностях свободы и демократии, о преемственности отечественных парламентских традиций»[29][30].
Иосиф Кобзон (певец, депутат Госдумы РФ; 2013 г.): «Как профессионал я не в восторге от этой музыки. Это имеет чисто символическое историческое значение, поэтому я взялся за это. Это какая-то веха»[31].
Владимир Бурматов (депутат Госдумы РФ; 2013 г.): «Заседание Думы сегодня началось с исполнения Кобзоном гимна „Избранникам русского народа“. Сфоткал себе текст, буду учить»[32].
Сергей Доренко (журналист; 2013 г.): «Вот, вопрос по тексту. Лучший текст, если рассудить. Смотрите. Мизансцена в том, что Кобзон посетил русский народ. Народ будто стоит на одном берегу речушки, а на другом берегу будто стоят депутаты. И Кобзон будто возвращается к депутатам мосточком там или заливными лугами. И они ему хором кричат: „Кобзон, Кобзон! Что делает Русь?“. И он отвечает: „Бьёт! Русь бьёт!“. „Чем она бьёт?“ — спрашивают депутаты. „Бьёт лбом“. Ведь чело — это лоб, как я понимаю. А депутаты спрашивают: „А об что Русь колотит лбом?“. Кобзон отвечает: „Об землю! Россия лупится лбом об землю. Лупится беспощадно“. Депутаты тут не обеспокоены, хотя любой бы обеспокоился, и они такие спрашивают: „Кому? Кому она лупится лбом об землю?“. А Кобзон: „Вам!“. Заметьте, ни одного вопроса „Зачем?“, ни одного вопроса „За что?“. Вот за что Русь лупится лбом об землю, завидев депутатов? Не-не-не. Ни секунды нет таких вопросов»[19].
Владимир Новиков (литературный критик; 2013 г.): «Тут перед нами классический случай клинической графомании. […] Безвкусица шибает в нос с первых строк. […] Ударное слово „бьёт“ поставлено там, где по ритму четырехстопного хорея должен быть безударный слог. Получается какофония. И по смыслу: „бить челом“ — означает просить, а не кланяться в знак почтения и уважения. По логике парламентаризма избиратели делегируют депутатам полномочия, дают наказы. А не справятся — так и отозвать могут. Челобитье здесь решительно не при чем. […] Автор образован, владеет славянизмами — вроде слова „днесь“. Но вставляет его в строку так, что сразу видно: этому стихотворцу медведь на ухо сильно наступил»[33].
Примечания
Рубинштейн Б. В. Повесть о Старом Петербурге. — Л., 1971—1975.
Журнал «Пулемёт», № 5, 1906. Стр. 12.
↑ Куницын О. И. Глазунов. О жизни и творчестве великого русского музыканта. — СПб.: Издательство «Союз художников», 2009, 736 с.
↑Соколов, Николай Матвеевич // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
Русская духовная музыка в документах и материалах. Т. 1. — М.: Языки славянской культуры, 1998. С. 306.
Ястребцев В. В. Николай Андреевич Римский-Корсаков. Воспоминания В. В. Ястребцева. / Под ред. А. В. Оссовского. Т. II. 1898—1908 гг. — Л.: Музгиз, 1960.
↑ Стасов В. В. Письма к родным. Т. 3, ч. 2. — М.: Государственное музыкальное издательство, 1962.
↑ Дневник за 30 апреля 1906 года. // Маковицкий Д. П. У Толстого, 1904—1910: «Яснополянские записки»: В 5 кн. / АН СССР. Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. — М.: Наука, 1979—1981.
↑ Из истории музыкальных связей Молдавии, Украины и России. — Кишинёв, 1982.
↑ Янковский М. О. Глазунов: Исследования, материалы, публикации, письма, Том 1. — М.: Музгиз, 1959. С. 90.
↑ Калмыков А. Г. Научное и экспозиционное освоение думской коллекции Государственного музея политической истории России в 1991—2006 гг. // В сб. «Парламентаризм в России: проблемы и перспективы» / Под ред. М. В. Ходяков. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2006. С. 350.
Выступление Председателя Государственной Думы С. Е. Нарышкина на пленарном заседании Государственной Думы 26 апреля 2013 года
Иосиф Кобзон исполнит гимн Госдумы. // Lenta.ru, 26 апреля 2013.
Кобзон запишет гимн Думы образца 1906 года. // «Московский комсомолец», 26 апреля 2013.
Заседание Госдумы впервые открылось гимном «Избранникам России». // «Вести», 11 июня 2013.
В Госдуме прозвучал гимн «Избранникам России». // ИТАР-ТАСС, 11 июня 2013.
Видеозапись заседания Государственной Думы 11 июня 2013 годы
Петров А. «Вольной волюшки желанной вы нам знамя принесли»? // «Новое время», 14 июня 2013.
Семёнов А. Нарышкин труд. // «Псковская губерния», № 24 (646) 19-25 июня 2013 г.
Тарощина С. Избранникам народа. // «Газета.ru», 19 июня 2013.
Пономарёв С. Дума, всю страну любя, не забудет про себя! // «Экспресс газета», 20 июня 2013.
↑ Блоггеры услышали в гимне Госдумы «нацистские» нотки и возмутились текстом. // NEWSru.com, 14 июня 2013.
↑ Блогеры сравнили гимн Госдумы с гимном фашистской Германии. // Газета. РУ, 14 июня 2013.
Блогеры заподозрили автора гимна Госдумы в плагиате. // «Русская служба новостей», 14 июня 2013.
Музыковед Леонид Гаккель: Гимн Германии хорошо известен, и надо было сойти с ума, чтобы его переписать. // «Вечерняя Москва», 16 июня 2013.
Глазуновъ А. Парафраза на гимны союзныхъ державъ. Русскiй, Сербскiй, Черногорскiй, Французскiй, Англiйскiй, Бельгiйскiй, Японскiй. Для оркестра. Соч. 96. Партитура. — Издание М. П. Бѣляева, 1915.
Куницын О. И. Глазунов. О жизни и творчестве великого русского музыканта. — СПб.: Издательство «Союз художников», 2009. Стр. 361.
Видеозапись трансляции с заседания Государственной думы, 11 июня 2013.
Стенограмма выступления С. Нарышкина в Государственной думе, 11 июня 2013.
Гимн «Избранникам русского народа» споет Иосиф Кобзон. // «Вести», 26 апреля 2013.
Инстаграм депутата В. Бурматова.
Новиков В. Графомания у власти. // «Свободная пресса», 18 июня 2013.