Light-industry-up.ru

Экосистема промышленности

Ил-12

04-05-2023

Ил-12
Самолёт Ил-12 чешской авиакомпании (1957 год)
Тип пассажирский самолёт
Разработчик ОКБ Ильюшина
Первый полёт 15 августа 1945 (с 2×АЧ-31)[1]
9 января 1946 (с 2×АШ-82ФН)
Начало эксплуатации июнь 1947
Конец эксплуатации октябрь 1993 (Китай)[2]
Основные эксплуатанты Аэрофлот
ВВС СССР
Годы производства 1946-1949
Единиц произведено 663
Варианты Ил-14

Ил-12 (по кодификации НАТО: Coach — «междугородный автобус») — пассажирский (транспортный) самолёт для авиалиний малой и средней протяжённости. По конструкции – цельнометаллический двухмоторный низкоплан традиционной компоновки с поршневыми двигателями и трехопорным шасси с носовым колесом. Первый полёт выполнен 15 августа 1945 года под командованием лётчика-испытателя Владимира Коккинаки. Ил-12 заменил Ли-2 и DC-3 на авиалиниях СССР. Позднее на его базе был создан более совершенный Ил-14.

Содержание

История создания

Осенью 1943 года С.В. Ильюшин по собственной инициативе начал проектирование пассажирского самолёта.

Первый вариант проекта самолёта Ил-12 был рассчитан на 29 пассажиров, размещённых в герметичном фюзеляже. Максимальная дальность полёта предполагалась равной 5000 км. при крейсерской скорости около 400 км/ч. На нём планировалось установить четыре двигателя М-88В (модифицированный вариант М-88Б, хорошо зарекомендовавших себя на Ил-4).

В своём дальнейшем развитии проект самолёта претерпел значительные изменения.

Четыре двигателя М-88В были заменены на два дизельных АЧ-31, число пассажиров уменьшено до 27, было решено отказаться от герметичного фюзеляжа.

В марте 1944 года компоновка и общий вид Ил-12 с двигателями АЧ-31 были утверждены С.В. Ильюшиным. К осени 1944 года эскизное проектирование было завершено, началась постройка опытного самолёта.

Первый полет Ил-12 с дизельными двигателями АЧ-31 состоялся 15 августа 1945 года. Несколько полётов лётчиков-испытателей Владимира и Константина Коккинаки по программе заводских испытаний выявили необходимость значительной доработки опытных двигателей, что могло серьёзно отдалить срок выхода Ил-12 на регулярные линии.

С.В. Ильюшин принял решение заменить дизельные двигатели АЧ-31 на бензиновые АШ-82ФН. Конструкция самолёта была доработана под установку новых двигателей, и 9 января 1946 года состоялся первый полёт Ил-12 с двигателями АШ-82ФН. В первых полётах проявила себя сильная тряска воздушных винтов, которая возникала из-за недостаточной жёсткости лопастей. Были проведены лётные испытания трёх вариантов воздушных винтов, тряска была устранена.

Заводские лётчики-испытатели высоко оценили пилотажные качества нового самолёта, что способствовало принятию решения о запуске Ил-12 в серию ещё до начала государственных испытаний (которые успешно прошли с 1 июля по 16 сентября 1946 года).

Эксплуатация

В начале 1947 года пять самолётов Ил-12 опытной серии были переданы на эксплуатационные испытания в первую отдельную авиагруппу ГВФ, которая базировалась в аэропорту Внуково. Во время эксплуатационных испытаний летали 52 командира корабля. По их оценке, Ил-12 обладал простотой в управлении и был доступен пилотированию лётчиками как I, так и II класса.[3] Эксплуатационные испытания завершились 20 мая.

1 мая 1947 года группа Ил-12 участвовала в воздушном параде над Красной площадью.

В июне 1947 года началась регулярная пассажирская эксплуатация Ил-12 в Аэрофлоте.

В 1948 году Ил-12 вывели на международные регулярные рейсы. Первой авиалинией, на которой начали применять Ил-12, стала МоскваСофия. Затем Ил-12 стали регулярно летать в Берлин, Белград, Будапешт, Бухарест, Варшаву, Вену, Кабул, Прагу, Тегеран, Стокгольм, Хельсинки, Улан-Батор. В 1954 году открылась авиалиния Москва—Париж.

В СССР самым длительным рейсом Ил-12 был Москва—Хабаровск, протяжённостью 7000 км. Полёт занимал 28 часов, с пятью промежуточными посадками.

С 1956 года самолёт Ил-12 начали применять в Антарктиде.

В некоторых подразделениях Аэрофлота самолёт эксплуатировался до конца 1970-х годов.

Поставки на экспорт

Впервые за рубежом Ил-12 демонстрировался весной 1948 года в Польше на Познаньской ярмарке. По итогам ярмарки авиакомпания LOT закупила пять самолётов Ил-12Б.

В 1949-1951 году чешская Czech Airlines приобрела десять Ил-12Б.

Один Ил-12 эксплуатировался с 1949 года в Румынии.

Больше всего самолётов было экспортировано в Китай. Первая партия из двадцати машин была перегнана в 1949 году. В дальнейшем поставки продолжались.

Модификации

Ил-12
Основным вариантом пассажирского салона был вариант на 27 пассажирских мест. Также выпускались варианты на 6, 11, 16, 18, 21, 32 места.
Ил-12Б
Начало выпуска - 1948 год. Отличия от Ил-12: форкиль, руль поворота с пружинным сервокомпенсатором, новая воздушно-тепловая ПОС (противообледенительная система).
Ил-12Т
Начало выпуска - 1947 год. Транспортный вариант Ил-12, широко применялся в Полярной авиации. В левом борту фюзеляжа была расположена двустворчатая дверь 2,4x1,6 м. Грузоподъёмность - 3000 кг. Строился на Московском заводе №30
Ил-12Д
Начало выпуска - 1948 год. Транспортно-десантный вариант Ил-12. В транспортном варианте предназначался для перевозки военных грузов массой до 3700 кг, в десантном варианте - для десантирования 38 парашютистов в два потока.
Специальные варианты
Два Ил-12 использовались в качестве летающих лабораторий: метеорологической и отработки экспериментальных ПОС (противообледенительных систем). Несколько Ил-12 были оборудованы для аэрофотосъёмки и, как минимум, один - для аэроэлектромагнитной съёмки, применяемой для геологического картирования и поиска полезных ископаемых.

Лётно-технические характеристики

Источник данных: Шавров В.Б., История конструкций самолётов в СССР 1938—1950 гг., 1988 г.

Технические характеристики


Лётные характеристики

  • Максимальная скорость:  
    • на высоте 2000 м: 407 км/ч
    • у земли: 366 км/ч
  • Посадочная скорость: 128 км/ч
  • Практическая дальность: 1 150 км
  • Практический потолок: 6 500 м
  • Скороподъёмность: 5,5 м/с
  • Время набора высоты: 5000 м за 15 мин.
  • Нагрузка на крыло: 168 кг/м²
  • Тяговооружённость: 138,8 Вт/кг (5,3 л.с./кг)
  • Длина разбега: 500 м
  • Длина пробега: 700 м

Сравнительная таблица характеристик опытных и серийных моделей

Параметр Ил-12

1945 г.

Ил-12

1946 г.

Ил-12

1947 г.

Ил-12

1950 г.

Двигатель 2 × АЧ-31 2 × АШ-82ФН
Мощность двигателя, л.с. 2 × 1900 2 × 1850
Тип воздушного винта (число лопастей) АВ-7Е (3) АВ-9Е (4)
Диаметр винта, м 4,4 4,1
Взлётная масса, кг 16000 16380 17250 17500 16100
Масса пустого самолёта, кг 11600 11280 11000 11350 11300
Коммерческая нагрузка, кг 2900 2565 3040 1740
Дальность полёта с коммерческой нагрузкой, км 1500 960 1150 1250 1500
Максимальная скорость на высоте (м), км/ч 445 (5000) 407 (2060) 398 (2050)
Крейсерская скорость, км/ч 325 350 347 344 330
Длина разбега, м 365 475 500 615 460
Длина пробега, м 450 563 700 700 600
Число пассажиров 27 27 32 18
Стадия освоения опытный серия

Катастрофы

В авариях и авиакатастрофах было потеряно 11 самолётов типа Ил-12.

Дата Бортовой номер Место катастрофы Жертвы Краткое описание


01.07.1947 Л1317 Внуково н.д. Отказ двигателя, самолёт потерял скорость и разбился.
18.12.1947 Л1343 близ Красноярска 7/25 Отказ двигателя, разбился при возвращении на аэродром вылета.
01.09.1948 Л1465 Новосибирск-Северный 1/н.д. Потерял скорость на взлёте и получил повреждения вследствие ошибок экипажа.
09.09.1948 Л1427 Бугуруслан 5/5 Борт ШВЛП ГВФ Потеря управления из-за имитации отказа двигателя в тренировочном полете.
12.10.1948 Л1450 близ Баку 10/10 Разбился в сложных метеоусловиях.
23.12.1948 Л1731 близ Внуково 4/4 Экипаж вылетел без задания на полет, без предполетной подготовки, без метеообеспечения и без запроса аэропорта о согласии на прием. В результате халатности столкнулся в воздухе с ТС-62. Всего погибло 12 человек (8 человек — экипаж второго самолёта).
1952 SP-LHE Варшава н.д. Пожар двигателя, списан.
18.07.1952 SP-LHC Варшава 0/н.д. Повреждён при посадке.
05.10.1952 Л1328 близ Ленинграда 5/5 Столкнулся в воздухе с самолётом ТС-62 по вине руководителя полетами, допустившего грубейшее нарушение порядка эшелонирования, игнорирование предупреждений диспетчера и командира корабля Ил-12. РП не принял никаких мер развести самолёты по направлению или высоте, несмотря на очевидное сближение их отметок на индикаторе локатора.
27.07.1953 ВМФ СССР около Мао-эр-Шани 21/21 Сбит F-86 Sabre ВВС США и стал последним уничтоженным самолётом во время боевых действии в Корее (Корейская война)[4].
28.10.1954 Л1789 Красноярский край 20/20 Столкнулся со склоном горы Сивуха при сложных метеусловиях.
04.03.1955 Н479 Мезень 4/25 Отказ и возгорание двигателя, вынужденная посадка на лёд озера.
28.04.1956 н.д. Берлин 3/6 Столкнулся с церковной колокольней при посадке в тумане.
23.11.1956 OK-DBP Эглизау 23/23 Разбился в поле в 12 км от Цюриха.
09.06.1958 Л1364 близ Магадана 20/20 Столкнулся в со склоном сопки при посадке в сложных метеоусловиях.
19.09.1958 Л3904 в 145 км от Хабаровска 4 чел экипаж ; 24 пассажира 28/28 Столкнулся с горой при попытке произвести вынужденную посадку ночью в сложных метеоусловиях из-за полной выработки топлива. Потеря ориентировки, нарушения со стороны службы УВД.
01.1959 04249 Мирный 0/н.д. Выкатился с ВПП на пробеге, разрущение стоек шасси.

Операторы

Примечания

  1. Официальный сайт ОАО "Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина". Даты первых полётов.
  2. Ил-12. «Уголок неба»
  3. Ред. коллегия: Кутепов А. Я., Макаревский А. И., Минаев А. В., Новожилов Г. В. и др. Учёный и конструктор С. В. Ильюшин. — М.: Наука, 1978. — С. 79
  4. http://www.airforce-magazine.com/MagazineArchive/Documents/KittyHawkChronology/kitty1947-53.pdf

См. также

Аналоги
Списки

Литература

  • Пономарёв А.Н. Конструктор С.В. Ильюшин. — М.: "Воениздат", 1988. — С. 349-359
  • Из истории советской авиации: Самолёты ОКБ имени С.В. Ильюшина / Новожилов Г.В., Лещинер Д.В., Шейнин В.М. и др.; Под ред. Новожилова Г.В. — М.: "Машиностроение", 1990. — С. 175-201
  • Сойко Н. Готов к труду и обороне // Моделист-конструктор. — 2005. — №3. — С. 26-31
  • Удалов К.Г., Мараев Р.В. Пассажирский первенец Ильюшина // Авиация и время. — 2000. — №5. — С. 4-17
  • История конструкций самолётов в СССР 1938—1950 гг. — М.: Машиностроение, 1988. — 568 с. — 20 000 экз. — ISBN 5-217-00477-0


Ил-12.

© 2014–2023 light-industry-up.ru, Россия, Краснодар, ул. Листопадная 53, +7 (861) 501-67-06