21-05-2023
Дхарма · Артха · Кама |
Веды · Упанишады |
Родственные темы
Индуизм по странам · Календарь · Праздники · Креационизм · Монотеизм · Политеизм Обращение в индуизм · Аюрведа · Джьотиша |
Взаимоотношения индуизма с христианством исторически базировались на неравном балансе политического и культурного влияния.[1] Первые общины христиан появились в Южной Индии ещё в V—VI веках, однако массовое распространение христианства началось только во время британского колониального правительства, покровительством и защитой которого пользовались британские христианские миссионеры,[1] глубоко осуждавшие такие практики индуизма, как поклонение мурти (рассматривавшееся как идолопоклонство), ритуал сати и детские свадьбы.[1] Те же обрядовые и социальные аспекты индуизма подверглись критике со стороны некоторых деятелей реформаторских и «неоведантических» движений в индуизме.[1] С начала XIX века, эти новые индуистские движения превознесли монизм некоторых Упанишад и выступили инициатором общественных преобразований и диалога с другими религиозными традициями.[1][2]
Многие индуисты с готовностью принимают этические учения Евангелия, в особенности Нагорную проповедь (которая оказала большое влияние на Ганди), но отвергают богословскую структуру христианства.[1][2] Они рассматривают христианские понятия о любви и её влияния в обществе как сродные концепции бхакти и обычно почитают Иисуса Христа как святого, не приемля, однако, организационную структуру и исключительность христианства, считая это препятствием к сотрудничеству и взаимообмену.[1] Большинство индуистов придерживаются мнения Ганди по этому вопросу: миссионеры должны ограничить свою деятельность социальным служением, не пытаться обращать индуистов в христианство и вместо этого попытаться найти общие точки соприкосновения между индуизмом и христианством.[1] Подобные чувства индуистов в конце XX — начале XXI века перелились через край и нашли своё выражение в нападениях на христиан-далитов и их церкви в различных частях Индии, в особенности в Ориссе и Гуджарате.[2]
Отношение многих индуистов к этому вопросу показывает часто практикуемое в современной Индии определение детей из индуистских семей для обучения в высококачественные и часто англоязычные школы, принадлежащие и поддерживаемые различными христианскими организациями.[2] При этом, среди родителей практически не существует опасений того, что присутствие христианского религиозного элемента в школьной программе побудит их детей отказаться от веры своих родителей.[2]
Индуизм и христианство.