Light-industry-up.ru

Экосистема промышленности

Инерции зрения

25-07-2023

Инерция зрения — это запаздывание нашей зрительной реакции относительно реально движущегося предмета, а также эффект сглаживания его рывков при условии, что их частота не менее, чем 16 актов в секунду.

Содержание

Кажущаяся простота

Инерция зрения — это явление, в котором на сегодняшний день много загадок и неясностей, несмотря на его видимую простоту и довольно активное практическое использование (например, в кинематографе). При зрительном восприятии действительно легко заметить, что прекращение какого-либо зрительного воздействия, или его начало сопряжены с некоторым отставанием нашего зрительного восприятия по времени. Предмет физически уже перед нами, а его отображение в нашем сознании ещё только собирается. Это в самом деле несколько напоминает собой физическое явление инерции, когда тело не может мгновенно приобретать скорость и не может мгновенно останавливаться. Но в отношении зрительной инерции дело обстоит несколько сложнее, чем с инерцией механической, потому что инерция зрения — это не только процесс физиологический, но и процесс, имеющий прямое отношение к нашему личному опыту, что уже выходит за рамки простой физиологии, пусть даже физиологии высшей нервной деятельности.

От чего зависит

Зрительную инерцию в основном почему-то сопрягают с сетчаткой глаза, но это может быть верным только в отношении вспышки, как примитивного явления, а в отношении образного восприятия простым эффектом послесвечения этого не объяснить. Инерция в отношении зрительных образов, наблюдаемых нами предметов, может быть объяснена только исходя из свойств и функций сознания, а не из свойств сетчатки.

Личный опыт восприятия

Наше восприятие во многом зависит от нашего предыдущего личного опыта. Те богатые зрительные образы, которые мы легко создаём от окружающей реальности, вовсе не являются прямой «съёмкой», подобной съёмке телекамеры. В сознание поступают лишь отдельные впечатления от всего увиденного в окружающем мире, а вслед за этим сознание уже само синтезирует всю непрерывную картину реальности, опирающуюся на эти полученные впечатления. Синтез полной картины уже зависим и от нашего предыдущего опыта, а не только от прямого зрительного поступления. Проще говоря, мы видим то, что когда-то учились видеть в прошлом, а теперь при беглом взгляде на аналогичные вещи мы способны воссоздавать их полные образы по отдельным впечатлениям, полученным от них. Ясно, что это требует некоторого времени, ведь реставрация картины внутри воспринимающей системы — это процесс сложный. Это и интерпретируется нами, как задержка нашего видения, задержка нашей зрительной реакции, напоминающей инерцию. Но и при исчезновении предмета из реального пространства нашему сознанию тоже требуется некоторое время на сборку зрительной картины без данного объекта, и это уже для нас похоже на задержку исчезновения зрительного образа, что опять же напоминает собой инерцию.

Эффект визуальной непрерывности

Визуальная непрерывность — это главный эффект, вызывающий интерес к проблеме инерции зрения. Кинематограф нам это убедительно доказал, а современные визуальные технологии — тем более. Если, например, на одном и том же экране монитора изображение исчезнет и в тот же момент появится в другом его месте, то у вас возникнет иллюзия, что изображение «перелетело». То есть вы как бы увидите его быстрый полёт. Этот эффект основан на том, что опираясь на предыдущий опыт, наше сознание синтезирует последовательную динамику даже несуществующего перемещения, поскольку мгновенный перескок противоречит естественному положению дел (телепортации в природе не бывает, а мониторы или прочие экраны по эволюционным меркам появились сравнительно недавно). Данное явление наиболее широко используется в кинематографе, поскольку достаточно быструю подачу отрывочных кадров наше сознание превращает в мягкую непрерывную динамику. Оптимальная частота кадров просто совпадает с частотой нашей внутренней реставрации при зрительном восприятии, и тогда мы видим, как будто и впрямь изображение не прерывается, не скачет, а идёт плавно, согласно нашему обыденному жизненному опыту. Опыт для нашего восприятия играет существенную роль, так как сознание производит свой синтез целых динамичных картин по отдельным поступающим впечатлениям. И это также используется в искусстве фокусника, который сначала показывает нам нормальное и последовательное поведение предмета, а затем совершает с ним действие, противоречащее нашему обыденному опыту. В результате этого мы видим лишь нами же созданную, то есть иллюзорную ситуацию, при которой предмет якобы продолжал всё также двигаться в поле нашего зрения (хотя объективно его там уже не было), а затем его почему-то не стало и для нас. И, так называемая, инерция зрения, и иллюзии от фокусника — всё это явления, создаваемые эффектом поведенческого динамического синтеза нашего сознания при восприятии нашего образного сознания, дополняющего отрывочные впечатления до целой и непрерывной картины на основе нашего же предыдущего опыта.

Ссылки

  • Восприятие на поведенческом уровне сознания


Инерции зрения.

© 2014–2023 light-industry-up.ru, Россия, Краснодар, ул. Листопадная 53, +7 (861) 501-67-06