12-10-2023
Инспектор Морс | |
Inspector Morse | |
Жанр | |
---|---|
Создатель | |
В ролях |
Джон Тоу в роли Инспектора Морса, Кевин Уотли в роли Сержанта Льюиса |
Страна | |
Оригинальный язык | |
Количество сезонов |
7 |
Количество серий | |
Производство | |
Хронометраж |
90 мин. |
Трансляция | |
Телеканал | |
На экранах |
с 1987 |
Ссылки | |
IMDb |
ID 0092379 |
«Инспектор Морс» (англ. Inspector Morse) — британский детективный телесериал, основанный на серии романов писателя Колина Декстера, который впервые демонстрировался на британском телевидении в период с 1987 по 2000 год. Сериал состоит из 33 полнометражных фильмов продолжительностью 100 минут каждый — на 20 больше, чем было издано романов. Каждый фильм представляет собой законченную историю расследования, которое проводит старший инспектор, детектив Морс из Отдела уголовных расследований отделения полиции «Тэмз Вэлли» в г. Оксфорд, Англия.
В работе над отдельными фильмами сериала принимали участие такие признанные британские режиссёры, как Энтони Мингелла, Дэнни Бойл, Джон Мэдден и Антониа Бёрд[1]. Заглавную роль в телесериале сыграл Джон Тоу, а роль его партнёра, сержанта Льюиса, исполнил Кевин Уотли. Для съёмок в качестве приглашённых звёзд привлекались известные британские театральные актёры. Автор романов Декстер появляется в небольших ролях (без указания в титрах) во всех эпизодах телесериала, кроме трёх[2].
Телесериал и его создатели были удостоены многочисленных престижных наград и номинаций, среди них Премии БАФТА в области телевидения, Премии Гильдии писателей Великобритании, Премия Эдгара По и Премии Национального телевидения Великобритании[3]
Изначально телесериал был основан на детективных романах британского писателя Колина Декстера про главного инспектора отделения полиции «Темз Вэлли» в Оксфорде Морса и его помощника, сержанта Льюиса. Десять фильмов из тридцати трёх фильмов поставлены непосредственно по романам Декстера[4]. Помимо Декстера оригинальные истории для фильма писали и другие авторы, в частности, Джулиан Митчелл, Алма Каллен, Дэниел Бойл и Питер Бакман[5]. Каждый из фильмов телесериала представляет самостоятельную двухчасовую (с учётом рекламы) историю с законченным сюжетом. Действие фильмов происходит в Оксфорде, где и производились основные съёмки[5].
В 1987—1993 годах сериал производился продюсерской компанией Zenith Productions для региональной телекомпании Central Independent Television (которая впоследствии стала частью сети независимого телевидения ITV) и изначально демонстрировался в Великобритании по каналу ITV. В 1995—2000 годах он производился компанией Carlton Television (с 1996 года — Carlton совместно с WGBH), которая ныне также является частью ITV[6].
Кинокритик Шарлотт Брансдон отмечает, что «телесериал впервые демонстрировался в прайм-тайм на британском коммерческом сетевом телеканале ITV, своим высоким качеством существенно укрепив его репутацию, достигнутую благодаря таким сериалам, как „Возвращение в Брайтсхед“ (1981) и „Драгоценность в короне“ (1984)»[5]. Она пишет, что «этот очаровательно сделанный меланхоличный сериал добился признания как у критики, так и у зрителей. В Британии сериал собирал аудиторию до 15 миллионов, и он широко экспортировался в другие страны, внося вклад в международный имидж Англии как страны дремлющих шпилей зданий, зелёной природы и серьёзной актёрской игры»[5].
Сезон (Год) | Фильм | Русское название | Оригинальное название | Сценарист | Режиссёр | Премьера |
---|---|---|---|---|---|---|
1 (1987) | 1 | Мёртвые Иерихона | The Dead of Jericho | Энтони Мингелла | Алистер Рид | 6 января 1987 |
2 | Безмолвный мир Николаса Куинна | The Silent World of Nicholas Quinn | Джулиан Митчелл | Брайан Паркер | 13 января 1987 | |
3 | Служба по всем усопшим | Service of All the Dead | Джулиан Митчелл | Питер Хаммонд | 20 января 1987 | |
2 (1987—1988) | 1 | Пропавшая драгоценность | The Wolvercote Tongue | Джулиан Митчелл | Алистер Рид | 25 декабря 1987 |
2 | То, в чем ее видели | Last Seen Wearing | Томас Эллис | Эдвард Беннетт | 8 марта 1988 | |
3 | Заход солнца | The Settling of the Sun | Чарльз Вуд | Питер Хаммонд | 15 марта 1988 | |
4 | Последний автобус на Вудсток | Last Bus to Woodstock | Майкл Уилкокс | Питер Даффелл | 22 марта 1988 | |
3 (1989) | 1 | Виртуальный призрак | Ghost in the Machine | Джулиан Митчелл | Герберт Уайз | 4 января 1989 |
2 | Последний враг | The Last Enemy | Питер Бакман | Джеймс Скотт | 11 января 1989 | |
3 | Обманный манёвр | Deceived by Flight | Энтони Мингелла | Энтони Симмонс | 18 января 1989 | |
4 | Тайна Бэй 5б | The Secret of Bay 5B | Алма Каллен | Джим Годдард | 25 января 1989 | |
4 (1990) | 1 | Змей-искуситель | The Infernal Serpent | Алма Каллен | Джон Мэдден | 3 января 1990 |
2 | Грехи отцов | The Sins of the Fathers | Джереми Бёрнем | Питер Хаммонд | 10 января 1990 | |
3 | Дойдя до безумия | Driven to Distraction | Энтони Мингелла | Сэнди Джонсон | 17 января 1990 | |
4 | Масонские мистерии | Masonic Mysteries | Джулиан Митчелл | Дэнни Бойл | 24 января 1990 | |
5 (1991) | 1 | Второй заход | Second Time Around | Дэниел Бойл | Адриан Шерголд | 20 февраля 1991 |
2 | Без шансов | Fat Chance | Алма Каллен | Рой Баттерсби | 27 февраля 1991 | |
3 | Кто убил Гарри Филда? | Who Killed Harry Field? | Джеффри Кейс | Колин Грегг | 13 марта 1991 | |
4 | Данайцы, дары приносящие | Greeks Bearing Gifts | Питер Николс | Адриан Шерголд | 20 марта 1991 | |
5 | Земля Обетованная | Promised Land | Джулиан Митчелл | Джон Мэдден | 27 марта 1991 | |
6 (1992) | 1 | Умерший вовремя | Dead on Time | Дэниел Бойл | Джон Мэдден | 26 февраля 1992 |
2 | Счастливые семьи | Happy Families | Дэниел Бойл | Адриан Шерголд | 11 марта 1992 | |
3 | Смерть себя | The Death of the Self | Алма Каллен | Колин Грегг | 25 марта 1992 | |
4 | Окончательный приговор | Absolute Conviction | Джон Браун | Антониа Бёрд | 8 апреля 1992 | |
5 | Херувим и Серафим | Cherubim & Seraphim | Джулиан Митчелл | Дэнни Бойл | 15 апреля 1992 | |
7 (1993) | 1 | Смертельный сон | Deadly Slumber | Дэниел Бойл | Стюарт Орм | 6 января 1993 |
2 | День Дьявола | The Day of the Devil | Дэниел Бойл | Стивен Уиттакер | 13 января 1993 | |
3 | Сумерки Богов | Twilight of the Gods | Джулиан Митчелл | Герберт Уайз | 20 января 1993 | |
8 (1995) | 1 | Дорога через лес | The Way Through the Woods | Расселл Льюис | Джон Мэдден | 29 ноября 1995 |
9 (1996) | 1 | Дочери Каина | The Daughters of Cain | Джулиан Митчелл | Герберт Уайз | 27 ноября 1996 |
10 (1997) | 1 | Теперь смерть — моя соседка | Death Is Now My Neighbour | Джулиан Митчелл | Чарльз Бизон | 19 ноября 1997 |
11 (1998) | 1 | Убита женщина | The Wench Is Dead | Малколм Брэдбери | Роберт Найтс | 11 ноября 1998 |
12 (2000) | 1 | День раскаяния | The Remorseful Day | Стивен Чёрчетт | Джек Голд | 15 ноября 2000 |
По словам кинокритика Филипа Викэма, «Инспектор Морс» выделяется среди других «адресованных среднему классу безопасных и стерильных телепрограмм», став «одним из бесспорных наслаждений» этого жанра. Хотя, как и традиционные сериалы, он «несёт телезрителям чувство комфорта», но при этом стоит «в одном ряду с более острыми работами. А образцовое художественное мастерство и моральная сложность поднимают его намного выше множества вторичных триллеров, которые пошли по его стопам»[7]. Критик считает, что «внешне этот сериал предлагает мало нового или революционного, используя хорошо знакомую конструкцию английского детектива с поиском преступника», иногда поднимаясь до рассмотрения сложных психологических аспектов человеческой жизни[7]. Вместе с тем, как пишет Викэм, он «установил новый стандарт телевизионной драмы» и «оказал огромное влияние на британское телевидение»[7]. Продолжительность каждого фильма составляла два часа, а «действие развивалось в характерном медленном темпе». Однако, по словам Викэма, «успех сериала показал, что аудитория хорошо принимает такой формат, если история достаточно увлекательная, а среда, в которой она развивается — приятная». Критик отмечает, что «значительная доля наслаждения от фильма заключена в пространстве и деталях», когда «неторопливо демонстрируются виды старых зданий, винтажных машин и настоящий эль под классическую музыку»[7]. По мнению Брансдон, несмотря на показ новых технологий, своим акцентом на демонстрации традиционного английского образа жизни «Инспектор Морс» скорее ближе «ретро-детективам» про Шерлока Холмса, Пуаро и мисс Марпл, чем к таким современным детективным сериалам, как «Между строк» (1992—1994) или «Чисто английское убийство» (1984—2010)[5].
Брансдон полагает, что свои претензии на «качественное телевидение» фильм заявил и постоянным апеллированием к произведениям «высокой культуры, в особенности, в использовании литературных и оперных мотивов, которые органично вписываются в ткань истории»[5]. Критик особенно подчёркивает значение музыки, при чём как для развития сюжета, так и для раскрытия образов героев. В частности, «классическая музыка постоянно подаётся как самое большое наслаждение для Морса». Кроме того, на протяжении всего сериала классическая, церковная и хоровая музыка постоянно используется для создания атмосферы картины, наряду с «очень характерными повествовательно избыточными съёмками зданий Оксфордского университета»[5].
Вместе с тем, как отмечает Викэм, вряд ли кто-либо обвинит сериал в «жизненном реализме» — так как если судить по этому фильму, «по уровню убийств Оксфорд смело может конкурировать с Бронксом», а «Морса с его ненавистью к компьютерам давно должны были отправить на пенсию» — однако «здесь срабатывает высокий уровень реализма на эмоциональном уровне»[7]. По словам Брансдон, «сюжеты фильма, в которые часто вовлечены очень богатые люди — и их великолепные дома — тяготеют скорее к человеческим, чем к социальным факторам. Оксфорд Морса полон семейной и профессиональной ревности и страсти, а не городской обездоленности, безработицы и криминальных суб-культур»[5]. Кроме того, в фильмах сериала всегда присутствует нотка иронии: в частности, «Морс неизменно западает на подозреваемую женщину, краснеет, когда признаётся, что никогда не был женат, и приглашает её на ужин в самый неподходящий момент», кроме того, первоначально «он неправильно вычисляет убийцу, исправляя ситуацию в последний момент, но, в конце концов, это только добавляет наслаждения»[7].
Викэм отмечает, что «значительная часть успеха сериала достигается благодаря выдающейся игре Джона Тоу в главной роли, в которой он передаёт неутолимую печаль и разочарование по поводу моральной неустойчивости и слабости живых существ, в первую очередь, себя самого»[7]. По мнению Брансдон, «выбор на заглавную роль Джона Тоу в значительной степени определил лицо сериала». Во-первых, зритель получает «непосредственное удовольствие от хмурого и сдержанного Тоу, который — в отличие от некоторых из приглашённых звёзд — выдаёт глубокую по стандартам телевидения игру»[5]. Следует заметить, что в то время Тоу был более всего известен «как матерящийся, не признающий субординации и неортодоксальный инспектор Риган из телесериала „Суини“, который шёл в Великобритании в 1970-е годы и считался чрезмерно жестоким и особенно значимым в стирании внешних различий между представителями закона и преступниками (примерно в том же духе, как и фильм Дона Сигела „Грязный Гарри“ с Клинтом Иствудом в главной роли)»[5]. На этот раз Тоу снова предстаёт в образе «хорошего детектива, но плохого полицейского», однако «Инспектор Морс» «избегает инстинктов и экшна, отдавая приоритет интуиции и дедукции»[5].
Инспектор Морс обычно представляется просто как «Морс. Все зовут меня просто Морс», а на вопрос об имени иногда в шутку отвечает «Инспектор». Своё настоящее имя — Индевор — он называет лишь однажды, когда объясняет своей знакомой, что его отец был поклонником капитана Джеймса Кука, и по этой причине дал сыну имя в честь корабля капитана — «Индевор»[7]. На протяжении сериала Морс занимает должность главного инспектора Отдела уголовного розыска «Темз Вэлли» в Оксфорде. Хотя по своим аналитическим способностям Морс превосходит уровень обычного детектива, однако его нелюдимость и отсутствие карьерных амбиций, а также недоброжелатели среди руководства не позволяют ему продвинуться по служебной лестнице. Как заметил о своём персонаже актёр Джон Тоу, «я думаю дело Морса в том, что он плохой полицейский, но хороший детектив — это очень хорошее описание его»[8]. Как детектив Морс блистателен, но он не всегда прав. Он часто арестовывает не тех людей или приходит к неверным умозаключениям, однако его неожиданные догадки в финале всегда позволяют разоблачить преступника. Как отмечает Брандсон, «Морс часто не прав — но в финале прав всегда»[5].
Помимо любви к классической музыке (особенно, к Вагнеру и Моцарту), которую он постоянно слушает на повышенной громкости как дома на дорогом виниловом проигрывателе «Roksan Xerxes»[9], так и в "своём любимом «Ягуаре»[5], Морс увлекается разгадыванием сложных кроссвордов, он также является ценителем классической художественной литературы и хорошего эля[5]. Многие его дела так или иначе затрагивает эти, интересующие его вопросы, что помогает ему раскрывать преступления. Кроме того, Морс зачастую пытается завести неформальные отношения с женщинами, которые проходят как подозреваемые или свидетельницы по делу, однако, как правило, не имеет в этом особого успеха. Склонность Морса к выпивке, его сложности с личной жизнью и невнимание к собственному здоровью, делают его более трагической личностью по сравнению с классическими детективами прошлого. Сама смерть Морса в последнем фильме сериала «День раскаяния» вызвана проблемами с сердцем, усугублёнными тяжёлым пьянством, в отличие от его литературного прототипа, который умер от диабета[7].
По сравнению с романами Декстера образ сержанта Льюиса был изменён с немолодого валлийца и бывшего боксёра на значительно более молодого и счастливого в браке, хотя и приземлённого сержанта полиции из Тайнсайда, который удачно оттеняет образ жизненно неустроенного, циничного и «высоколобого» Морса. По словам Брансдон, «партнёрство Тоу и Кевина Уотли обеспечивает целостность сериала», предлагая нечто для той части зрителей, «которой может быть нелегко разобраться в мире высокой культуры Морса». В то время, как Морс — бывший оксфордский студент, который увлекается разгадыванием сложных кроссвордов — это блестящий одиночка, уязвимый перед чарами женщин «бальзаковского» возраста, Льюис — это «счастливо женатый человек с детьми, выполняющий значительную часть беготни и дедукции», который вынужден поддерживать увлечение элем своего великолепного шефа. Льюис не всегда в состоянии понять культурные референции, возникающие в ходе расследования, «опуская тем самым сериал на землю — до уровня общедоступного телевидения»[5].
Съёмки сериала проводились главным образом, Оксфорде, а также в Лондоне и его окрестностях и в деревне Эберсоч, расположенной в валлийском округе Гуинет. В качестве дома Морса снимался реальный жилой дом в лондонском районе Илинг, а интерьеры полицейского участка и штаб-квартиры отделения полиции «Тэмз вэлли» — в различных частях Лондона[10]. Съёмки эпизода «Обманутый полётом» частично проводились в порту Дувра[11].
В Оксфорде события съёмки часто проводились как непосредственно в городской среде, так и на территории и в интерьерах колледжей Оксфордского университета[7]. В частности, съёмки проводились в колледжах «Корпус Кристи» (в фильме фигурирует как «Бьюмонт»), «Брейзноуз» и «Экзетер» (в фильме — «Лонгсдейл»), «Новый колледж» (в фильме — колледж «Святого спасителя»), «Мертон» и «Университетский» (в фильме — «Бьюмонт»), «Крайст-Чёрч» (в фильме — «Уолси»), а также «Уэдем». Некоторые дополнительные съёмки проводились также в Итонском колледже около Лондона и лондонском Университете Брюнеля.
Главная музыкальная тема и прочая музыка сериала была написана австралийским композитором Баррингтоном Фелунгом. Во вступительных нотах главной темы он ввёл мелодию, в которой сочетание букв «M-O-R-S-E» (Морс) зашифровано с помощью азбуки Морзе, повторяющееся затем несколько раз. В интервью изданию «Essex Life & Countryside» в октябре 2001 года Фелунг утверждал, что иногда с помощью азбуки Морзе он шифровал в музыке также имя убийцы, или наоборот шифровал имя другого персонажа в качестве отвлекающего манёвра[12]. Также в сериале широко использована оперная, хоровая и другие виды академической музыки, особенно произведения любимых композиторов Морса — Рихарда Вагнера и Вольфганга Амадея Моцарта.
В первых романах Декстера Морс пользовался автомобилем «Лянча», однако в телесериале, чтобы сделать героя более «английским», Морс получил «Ягуар Марк II 2.4» 1960 года выпуска, красного цвета с чёрной виниловой крышей, который стал неотъемлемой частью фильма. Идея с «Ягуаром» настолько понравилась Декстеру, что после выхода первого фильма на экраны Морс в его романах также стал ездить на «Ягуаре». Через год после завершения съёмок «Ягуар» был разыгран в качестве конкурсного приза, а в 2002 году на аукционе он был продан за £53,200, что в несколько раз превысило стандартную цену на эту марку[13].
В 2006 году на ITV вышел телесериал «Льюис», в котором бывший сержант Роберт Льюис Кевин Уотли из «Инспектора Морса» стал инспектором, возглавляющим расследование, но потерял жену. В ходе девяти сезонов сериала на экраны вышло 33 фильма, последний из которых — в ноябре 2015 года.
В 2012 году ITV выпустила на экраны двухчасовой пилотный фильм под названием «Индевор», действие которого происходит в 1965 году, а главным героем является молодой детектив, констебль Индевор Морс (Шон Эванс). После успеха пилотного проекта компания в течение трёх сезонов (2013—2015) выпустила 13 фильмов сериала, а на 2016 год запланирован выход четырёх новых эпизодов.
Год | Награда | Категория | Кто награждён | Итог |
---|---|---|---|---|
1990 | Телевизионная премия БАФТА | Лучший актёр | Джон Тоу | Победа |
Лучший драматический сериал | Крис Бёрт | Номинация | ||
1991 | Телевизионная премия БАФТА | Лучший драматический сериал | Дэвид Лэскеллес | Номинация |
Лучший актёр | Джон Тоу | Номинация | ||
Лучший оператор | Пол Уилер | Номинация | ||
Лучший звук | Тони Доу, Дэвид Олд | Номинация | ||
Лучший оператор | Майкл Дж. Дэвис | Номинация | ||
1991 | Премия Гильдии писателей Великобритании | Оригинальный драматический телесериал для телевидения | Джулиан Митчелл, Алма Каллен, Дэнни Бойл, Питер Николс, Джеффри Кейз | Победа |
1992 | Телевизионная премия БАФТА | Лучший драматический сериал | Дэвид Лэскеллес | Победа |
Лучший звук (художественный фильм) | Тони Доу, Брайан Сондерс, Найджел Голт, Пол Конуэй | Победа | ||
Лучший актёр | Джон Тоу | Номинация | ||
Лучшая операторская работа в кино или на телевидении | Пол Уилер | Номинация | ||
Лучшая оригинальная музыка для телевидения | Баррингтон Фелаундж | Номинация | ||
1992 | Премия Гильдии писателей Великобритании | Оригинальный драматический телесериал для телевидения | Джулиан Митчелл, Алма Каллен, Дэнни Бойл, Джон Браун | Победа |
1993 | Телевизионная премия БАФТА | Лучший драматический сериал | Дирдри Кир | Победа |
Лучший актёр | Джон Тоу | Победа | ||
Лучший монтажёр художественного фильма/видео | Кевин Лестер | Номинация | ||
1994 | Премия Эдгара По | Лучший эпизод для телевидения | Джулиан Митчелл за эпизод «Земля обетованная» | Номинация |
1998 | Премия Национального телевидения Великобритании | Лучший эпизод телесериала | Джон Тоу | Победа |
2001 | БАФТА | Премия Лью Грэйда | За эпизод «День прощения» | Победа |
2001 | Премия Национального телевидения Великобритании | Самый популярный актёр | Джон Тоу | Номинация |
Инспектор Морс (телесериал).